Фрагмент для ознакомления
2
Под универсальными учебными действиями (УУД) в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника. Интегративный характер способности субъекта к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Проблемами продуктивной учебной деятельности занимались исследователи В.Д. Иванов, Т.В. Маркова, М. Монтессори и др., что позволило выявить наиболее значимые обстоятельства формирования учебной самостоятельности субъектов, которая позволяет говорить об успешном формировании УУД, в целом. Для этого необходимо формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности в учебно-воспитательном процессе, как в школе, так и в домашних условиях.
В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимостей компетенцией ученика является его познавательная активность и самостоятельность в учебно-воспитательном процессе.
При определённых условиях, прежде всего, с помощью групповых методов обучения и формирования у школьников предметных и метапредметных результатов, выраженных в виде универсальных учебных действий (УУД), можно обеспечить повышенное эмоциональное положительное отношение учащихся к учебной деятельности.
Познавательный интерес и активность детей, которые способствуют развитию самостоятельности и стремлению к самоподготовке, формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и учеников. Это происходит в ходе реализации целостного образовательного процесса.
Прежде чем педагогу выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по отдельно взятому учебному предмету. В системно – деятельностном подходе, который регламентирует ФГОС НОО, ученики должны демонстрировать, насколько успешно эти знания и навыки можно применять на практике.
Наличие познавательных способностей позволяет школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность при работе в ученических группах позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе помимо ЗУН духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик.
Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранные педагогом средства и методы.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации. Формирование любого умения у младших школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
- самоконтроль и коррекция;
-контроль умения выполнять действие.
Достижение в данном случае ожидаемого результата не принесёт один или несколько уроков. Лишь планомерное систематическое использование деятельностного способа обучения и личностно ориентированного подхода позволит сформировать познавательное универсальное учебное действие у школьников. Исходя из этого, педагогу всегда важно продумывать задания, вопросы и упражнения к каждому занятию [20].
Если при этом использовать подходящие и актуальные средства и формы работы с детьми, педагог может легко может пробудить у школьников ассоциативное мышление и память. Детям нравится работать с интерактивной доской, презентациями, моделями и таблицами [14].
С помощью подходящих средств обучения младшие школьники учатся работать самостоятельно. Они проявляют инициативу и легко уживаются с товарищами при работе в ученических группах. Они хорошо усваивают новые знания и принимают некоторые самостоятельные решения. Это, в свою очередь раскрывает их творческие способности, и они начинают себя чувствовать уверенной и осведомленной личностью.
Постепенно, всё больше увлекаясь процессами познания, ребёнок начинает сам принимать активное участие в подготовке к занятиям. Он делает мультимедийные презентации и готовит наглядные проекты. Но делать это школьник будет лишь в том случае, если всё это ему действительно интересно. Умелое использование презентаций, иллюстраций, схем, таблиц и моделей оказывает большую помощь в повседневной самостоятельной работе [9].
Ранее все нормативные требования сводились лишь к предметному содержанию образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик. Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету.
Постепенно стало очевидным, что полученный объём знаний не означает успешной социализации субъекта в дальнейшем. Сегодня ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить все универсальные учебные действия [18]. Задача педагогов и иных специалистов - всегда поддерживать у ребёнка познавательную мотивацию.
Формирование универсальных учебных действий это один из приоритетов современного образования. Под познавательными УУД понимают общеучебные, логические универсальные действия, в том числе, постановку и решение проблем. Познавательные УУД включают действия поиска, исследования, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться. Познавательные универсальные учебные действия включают:
-общеучебные логические действия;
-постановка и решение проблемы.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен осуществлять поиск недостающей информации.
Чтобы научить школьника ставить и формулировать проблемы, учителю необходимо:
- сформировать у школьника такой опыт;
-сформировать умение видеть проблемы;
-сформировать ответ, что такое проблема и почему важно самому уметь ставить и формулировать проблемы;
-научиться умению формулировать проблемы;
-контролировать этот процесс.
Формировать познавательные УУД младших школьников можно различными способами. Исследователи П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе учения. Они проанализировали проблему самостоятельной деятельности учеников и сделали вывод, что самостоятельность в действиях является высшим уровнем активности. Познавательная активность – это прежде всего, интерес к учебной деятельности и к приобретению знаний. Она отражает интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков [23].
Возникновение познавательной активности у детей, зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его опыта и знаний. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у младших школьников.
Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения, радости познания [11].
Появление радости познания свидетельствует о появлении интереса. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию и выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию.
Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Именно это позволит в дальнейшем формировать познавательную активность и коммуникативные УУД у младших школьников. Чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель начальных классов в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из детского сада в начальную школу [13].
Учителя практики об этом хорошо знают и практически всегда используют на уроках игровые технологии, или их элементы. Игра как ведущий вид деятельности не прожита ребёнком до конца и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором, и далее.
Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. В младшем школьном возрасте есть многие благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка, для развития его интеллектуальных способностей и соответственно, для успешного проектирования развивающей образовательной среды в целом.
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А. А. Вербицкий, В.К. Дьяченко и др. пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения [19].
Как было отмечено, ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными.
Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования и проектирование развивающей образовательной среды заключается также в успешном формировании у младшего школьника всего комплекса УУД.
Современный образовательный процесс регламентируют требования ФГОС. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход и это в корне отличает современное образование от традиционного. Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют сегодня потребности учащихся в самовыражении. При личностно ориентированном подходе, который тоже является сегодня чрезвычайно актуальным, школьники получают уникальную возможность самовыражения и самопознания в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Обучение младших школьников происходит маршрут «педагог – ученик – наглядное пособие». Познавательные УУД, которые педагоги сегодня формируют у школьников педагоги, относятся к метапредметному результату.
Можно рассмотреть примеры заданий, которые помогут сформировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.
1. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. На этапе актуализации знаний у детей формируются общеучебные действия. Очень продуктивны уроки с использованием визуальных наглядных средств. Также успешно можно использовать аудиовизуальные технические средства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. – 480 с. – ISBN 978-5-7638-4045-2. – Текст: непосредственный.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с. – ISBN 978-5-496-00013-2. – Текст: непосредственный.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 72 с. – ISBN 5-7695-0816-7. – Текст: непосредственный.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 23.04.2024). - Текст: электронный.
5. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 23.04.2024). - Текст: электронный.
6. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с. - ISBN 978-5-7555-4085-1. – Текст: непосредственный.
7. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» / Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46 c. – ISBN 978-5-490-22413-2. – Текст: непосредственный.
8. Клепинина, З.А. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2008. -246 с. – ISBN 978-5-534-10513-0. – Текст: непосредственный.
9. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников / Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3. - С.26-29. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. – 142 с. – ISBN 978-5-2245-4045-5. – Текст: непосредственный.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47. – ISBN 978-3-1618-4044-7. – Текст: непосредственный.
12. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2014. – 144 с. – ISBN 978-5-499-34813-8. – Текст: непосредственный.
13. Логинова, О.Б. / Планируемые результаты начального общего образования / О.Б. Логинова – М.: Просвещение, 2010. – 343 с. - ISBN. – Текст: непосредственный.
14. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М.Мотюшкин – Москва: Директ-Медиа, 2008. -354 с. – ISBN 978-8-433-00019-9. – Текст: непосредственный.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании / Н.В. Медведева. - журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2011 – №7. – С.44-47. – ISBN 5-7786-0815-8. – Текст: непосредственный.
16. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2006. - 180 с. – ISBN 978-5-496-00013-0. – Текст: непосредственный.
17. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / Н.О.Мостова, И.Н. Агафонова, 2005. – 193 с. – ISBN 978-5-491-69013-7. – Текст: непосредственный.
18. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2011 – №4. – С.27-30. – ISBN 5-7790-0867-4. – Текст: непосредственный.
19. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова / Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39. – ISBN 978-5-491-00613-4. – Текст: непосредственный.
20. Петерсон, Л.Г. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы / Л.Г.Петерсон – Москва: 2009. – 40 с. – ISBN 978-1-495-15013-4. – Текст: непосредственный.
21. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД младших школьников / Н.А. Песняева. - Управление начальной школой. – 2011. – №7. – С. 35-39. – ISBN 978-5-499-66313-1. – Текст: непосредственный.
22. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников / С.Ю. Прохорова. - Управление начальной школой. – 2013. – №8. – С.29-34. – ISBN 5-5542-4677-9. – Текст: непосредственный.
Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей / Д.Я. Райгородский. - Бахрам-М, Самара, 2008. -367 с. – ISBN 5-5441-4673-1. – Текст: непосредственный.
23. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков // -Москва: – 2012. -157 с. – ISBN 978-5-492-01413-8. – Текст: непосредственный.
24. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А.Семенова // Начальная школа. - 2016. - №2.4- С.45-49. – ISBN – ISBN 5-5542-4677-1. – Текст: непосредственный. – Текст: непосредственный.
25. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И.Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 23.04.2024). - Текст: электронный.