Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время рынок общепита набирает популярность среди потребителей. Данная тенденция продиктована ускорением темпа жизни современного человека, и как следствие, отсутствием свободного времени на приготовление пищи дома. Повышение заинтересованности потребителей готовыми охлажденными блюдами способствует росту количества компаний, стремящихся удовлетворить этот интерес. Таким образом, вместе с ростом спроса усиливается конкуренция на рынке.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью планирования маркетинговой деятельности для эффективного и успешного функционирования предприятия. В условиях жесткой конкуренции маркетинг является основной функцией управления. Маркетинговые решения являются приоритетными, поскольку они определяют, что компания будет производить, согласно какой цене, какие каналы сбыта использовать, как продвигать и налаживать коммуникацию с потребителем. Кроме того, содержание маркетингового плана напрямую влияет на показатели других планов (вопросы ценообразования, определенные в маркетинговом плане, влияют на финансовые показатели, решение о разработке и выпуске новых продуктов оказывает влияние на производственный план).
Маркетинговый план фиксирует текущие позиции предприятия, векторы движения и целевые точки, фиксирует те действия, которые фирма должна предпринять, чтобы попасть в намеченные точки; позволяет систематизировать идеи руководителей компании и донесение их до сотрудников; установить маркетинговые цели и обеспечить их достижение; концентрировать и разумно распределять ресурсы предприятия.
В целом, маркетинговый план помогает повысить эффективность предприятия, четко определяя цели и методы их достижения, устраняя двусмысленности и ненужные действия, которые не приводят к запланированным результатам.
Целью написания данной работы является разработка маркетингового плана на примере ресторана быстрого питания Бургер кинг.
Цель обуславливает постановку следующих задач:
- изучение теоретических аспектов планирования маркетинга;
- анализ общей характеристики ресторана;
- разработка маркетингового плана;
- оценка рисков.
Объект исследования – ресторан быстрого питания Бургер кинг.
Предметом исследования курсовой работы является процесс маркетингового планирования.
Курсовая включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и задачи маркетингового планирования на предприятии торговли
Современный рынок – это рынок высоко конкурентный, насыщенный разнообразными видами товаров и услуг. С каждым годом появляется всё больше рыночных субъектов, реализующих свою деятельность на рынке, что обуславливает увеличение его объемов. Так, по данным Росстата, оборот розничной торговли в России в 2022 году по сравнению с 2021 годом вырос в сопоставимых ценах на 1,2% и достиг 29 триллионов 804 миллиардов рублей.
В 2023 году, несмотря на неустойчивость отечественной экономики, оборот розничной торговли продолжил рост. Этот показатель, в соответствии с докладом службы «Социально-экономическое положение России», за январь-октябрь составил 25473,5 миллиардов рублей, что на 2,6% больше, чем за тот же период 2022 года (24156,4 миллиарда рублей) [1].
В свою очередь, оборот розничной торговли пищевыми продуктами за январь-октябрь 2023 году составил 12118,5 миллиарда рублей, увеличившись на 1,7% по сравнению с тем же периодом 2022 года.
Наряду с увеличением оборота розничной торговли пищевыми продуктами, увеличивается оборот рынка готовой продукции. В регионах с высоким покупательским потенциалом и высокой занятостью, например, в Москве, Петербурге и ряде других крупных городах, – растет спрос на готовые блюда, готовую кулинарию. В 2023 году готовые к употреблению блюда выросли в Москве на 18% (в упаковках), а в Санкт-Петербурге – на 12% (в упаковках) [2].
Значение маркетингового плана растет соответственно усилению конкуренции на рынке, появления новых конкурентов с новыми товарами и формами их продажи, усилением динамичности технологических, экономических, правовых и других изменений.
В условиях жесткой конкуренции необходимо уметь использовать "маркетинг" для того, чтобы направить "продажи" в нужном компании направлении. План маркетинга - один из инструментов, позволяющих выполнить поставленную задачу. Как документ с формальной структурой он обязывает того, кто его пишет, излагать свои мысли, факты и выводы последовательно и логично с тем, чтобы их поняли другие [3, с. 21].
Планирование в маркетинге направлено на решение следующих главных проблем:
-определение целей (например, дифференциация товаров с учетом выбранных сегментов рынка, освоение новых товаров или рынков, решение проблемы конкурентоспособности и др.), а также основных принципов и критериев оценки самого процесса планирования;
-формирование структуры и резервов частных планов, характера их взаимной связи (например, увязка планов реализации товаров на отдельных сегментах рынка, сбытовой и производственной деятельности зарубежных отделений и филиалов и т. д.);
-определение характера исходных данных, необходимых для планирования (состояние и перспективы рынка, текущие и предполагаемые в перспективе потребности конечных пользователей продукции предприятия, прогнозные данные об изменении товарной структуры внешних рынков и т. п.);
-определение общей организации процесса и рамок планирования (уровни компетенции и ответственности управляющих, права и обязанности организационно-структурных подразделений предприятия и т. п.) [4, с. 135].
Процедура планирования должна представлять собой диалог между высшими уровнями руководства, занятыми стратегическими проблемами, и низшими, решающими тактические задачи. Высшее руководство не может предусмотреть все частные ситуации на рынках, от которых оно к тому же и отделено в пространстве, однако такой предусмотрительности от руководителей такого ранга и не требуется. Они обязаны лишь помнить и учитывать в своей работе частные идеи и планы низших руководителей и оперативных работников, поскольку эти идеи и планы обычно хорошо отражают сильные и слабые стороны местных условий торговли и вообще рыночной деятельности (реклама, продвижение товара и т. д.). Непрерывность диалога, побуждение низших руководителей к инициативным предложениям, эффективное вознаграждение за такие предложения — действенный путь к оптимизации отношений между разными уровнями руководства.
Главными задачами маркетингового планирования являются:
- приведение потенциала фирмы в соответствии с запросами потребителей выбранных целевых рынков;
- оптимальное объединение всех видов и направлений маркетинговой деятельности фирмы;
- определение и обоснование перечня маркетинговых действий;
- конкретизация маркетинговых действий относительно того, кто их будет выполнять, где, как и когда.
Посредством планирования руководители способны четко определить, как ныне занимаемую предприятием позицию, так и какую позицию намеревается занять предприятие для достижения поставленных целей. Планирование также позволяет руководителям различных структурных подразделений решать не только узкофункциональные задачи предприятия, а изучать возможности предприятия комплексно [5, с. 25].
Таким образом, основной целью маркетингового планирования является уменьшение риска, связанного с предпринимательской деятельностью, посредством увеличения осведомленности и определенности и концентрации ресурсов предприятия на выбранных им приоритетных направлениях деятельности [6, с. 19].
В практическом смысле процесс маркетингового планирования позволяет реализовать следующие функции:
- познавательную - как результат анализа и прогнозов соответствующих средств предприятия и условий его окружения;
- координационный - как основа для определения задач служб предприятия и принципов их сотрудничества;
- верификационную - как источник оценки реальности принятых предпосылок относительно объема продаж товаров и услуг на рынке;
- мотивационную - как основа построения одинаковых условий совместной работы для концентрации усилий всего коллектива на достижение общих целуй; контрольную - как совокупность показателей, которые составляют основу регулирования задач, контроля эффективности маркетинговой деятельности [5, с. 25]
1.2 Содержание, виды и принципы маркетингового планирования ....
Маркетинговое планирование - логическая последовательность отдельных видов деятельности и процедур по постановке маркетинговых целей, выбору маркетинговых стратегий и разработке мероприятий для достижения поставленных целей на определенный период времени с учетом предположений о будущих вероятных условиях выполнения плана. Эта деятельность является частью более широкого понятия — системы планирования маркетинга, которая помимо непосредственно разработки маркетингового плана включает в себя его реализацию и контроль [7, с. 28].
Маркетинговое планирование является инструментом, с помощью которого предприятие способно отследить и проконтролировать факторы внешней и внутренней среды, которые влияют на достижение главной цели коммерческого предприятия – получение прибыли.
При планировании системы маркетинга перед предприятием ставятся следующие вопросы, ответ на которые необходимо найти в процессе планирования:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Старик, Д. Э. Расчеты эффективности инвестиционных проектов [Текст]: Учебное пособие. / Д.Э. Старик. – М.: Финстатинформ, 2019. – 131 с.
2. Лопыгин, Ю.Н. Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании [Текст] / Ю.Н. Лопыгин. – Изд. АМЕГА-Л, 2020. – 350 с.
3. Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом [Текст] / Дж. Г. Болт. – М.: Экономика, 2018. – 272 c.
4. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование [Текст]: учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2019. — 352 с.
5. Файоль А. Общее и промышленное управление [Текст] / А. Файоль. – М.: 2020–350 с.
6. Маркова, В.Д. Бизнес-планирование [Текст] / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко – Экор, 2019. – 60 с.
7. Баринов, В.А. Бизнес-планирование [Текст]: Учебное пособие / В.А. Баринов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
8. Головань, С. И. Бизнес-планирование [Текст]: Учебное пособие / С. И. Головань. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 302 с.
9. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика [Текст] / Е.П. Голубков. – 2-е изд. – М.: Финпресс, 2021. – 416 с.
10. Сисошвили, С. Основы разработки бизнес-плана [Текст] / С. Сисошвили // "АКДИ" Экономика и жизнь". – №10. – 2020. – С. 12–15.
11. Мошин, Ю.Н. Практический семинар по бизнес-плану. 5-е изд., испр. и доп. [Текст] / Ю.Н. Мошин – М.: Изд-во УРАО, 2018. – 374 с.
12. Орлова, Е.Р. Бизнес-план. Основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании [Текст] / Е.Р. Орлова. – М.: Омега-Л, 2019. – 152 с.
13. Попова, В.М. Бизнес-планирование [Текст] / Под. ред. В.М. Попова., С.И. Ляпунова и С.Г. Мюдика. 2-е изд. – М.: изд. Финансы и статистика. 2019. – 450 с.
14. Акофф, Р.Л. Планирование в больших экономических системах [Текст] / Р.Л. Акофф. – М.: Сов. радио, 2019. – 223 с.
15. Дмитриев, Ю.А. Бизнес-план. Структура, содержание. Методические указания к разработке [Текст] / Ю.А. Дмитриев. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 247 с.
16. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе [Текст] / К. Фляйшер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 541 с.
68 17. Березин, И.С. Маркетинговый анализ. Рынок. Фирма. Товар. Продвижение [Текст] / И.С. Березин. – 3-е изд. – М.: Вершина, 2018. – 480 с.
18. Болотова, А.А. Роль и место маркетинговой стратегии продвижения товара в системе развития современного предприятия [Текст] / А.А. Болотова, Е.К. Карпунина // Социально-экономические явления и процессы. – 2020 г. – № 4. – С. 36–38.
19. Розничная торговля и общественное питание [Электронный ресурс]. – Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya# (дата обращения: 15.04.2024).
20. ЦБ РФ понизил прогноз по инфляции на 2023 год до 4,5–6,5% [Электронный ресурс]. – Росстат. – Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/898261 (дата обращения: 15.04.2024).
21. СМИ узнали о включении «Макдоналдса» в список системообразующих компаний [Электронный ресурс]. – РБК. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/23/03/2020/5e78bdf79a79474b12115294 (дата обращения 15.04.2024).
22. НИУ ВШЭ оценил вклад «Макдоналдс» в экономику России [Электронный ресурс]. – Сайт НИУ ВШЭ. – Режим доступа: https://www.hse.ru/news/expertise/401259914.html (дата обращения 15.04.2024).
23. Иван Тихов, «Додо Пицца»: «Мы оказались бенефициарами кризиса 2022 года» [Электронный ресурс]. – Retail.ru. – Режим доступа: https://www.retail.ru/interviews/ivan-tikhov-dodo-pitstsa-my-okazalis-benefitsiarami-krizisa-2022-goda/ (дата обращения 15.04.2024).
24. Ресторанный рынок России [Электронный ресурс]. – TADVISER. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 15.04.2024).
25. Выручка Coffee Like в 2022 году выросла на треть [Электронный ресурс]. – New Retail. – Режим доступа: https://new-retail.ru/novosti/retail/vyruchka_coffee_like_v_2022_godu_vyrosla_na_tret/ (дата обращения 15.04.2024).
26. Yum! Brands продала бизнес KFC в России компании "Смарт Сервис" [Электронный ресурс]. – РИА Новости. – Режим доступа: https://ria.ru/20230417/kfc-1865888809.html (дата обращения 15.04.2024).
27. McDonald's продаст бизнес в России Александру Говору [Электронный ресурс]. – Ведомости. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/news/2022/05/19/922730-mcdonalds-biznes (дата обращения 15.04.2024)
28. «Вкусно — и точка» подписала франчайзинговый договор с ООО «Развитие РОСТ» [Электронный ресурс]. – Retail.ru. – Режим доступа: https://www.retail.ru/news/vkusno-i-tochka-podpisala-franchayzingovyy-dogovor-s-ooo-razvitie-rost-28-noyabrya-2022-223013/ (дата обращения 15.04.2024).
29. Розничная торговля и общественное питание [Электронный ресурс]. – Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya# (дата обращения: 15.04.2024).
30. Дорого — и точка. Ресторанный бизнес в Петербурге задумался о ценах и качестве питания [Электронный̆ ресурс]. – Фонтанка. – Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2022/12/01/71862737 (дата обращения: 15.04.2024).
31. Цены в ресторанах России в 2022 году поднялись на 20% [Электронный̆ ресурс]. – Forbes. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/biznes/483436-ceny-v-restoranah-rossii-v-2022-godu-podnalis-na-20 (дата обращения: 15.04.2024).
32. Средний чек в кафе и ресторанах Петербурга вырос на 42% [Электронный̆ ресурс]. – РБК. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/19/08/2022/62ff73639a7947285474c2a3 (дата обращения: 15.04.2024).
33. Торговый оборот фастфуда в РФ за 2022 год вырос в два раза больше, чем у ресторанов [Электронный̆ ресурс]. – ИТАР-ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/16813271 дата обращения: 15.04.2024).
34. Завгородняя, А. В. Маркетинговое планирование [Текст] / А. В. Завгородняя, Д. О. Ямпольская. – СПб: Питер, 2012. – 245 с.
35. Зыкова, Н. В. Исследование подходов к оценке эффективности деятельности организации / Н. В. Зыкова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2019. – №12. – с. 15–17.
36. Пинк, Д. Будущее за правым полушарием. Что делать, чем думать и как быть в век нового творческого мышления / Д. Пинк. – М.: Открытый Мир, 2020. – 320 с
37. ГОСТ Р 50762–95 от 01.07.1995 «Общественное питание. Классификация предприятий» » [Электронный ресурс]. – Система правовых документов «МЕГАНОРМ» – Режим доступа: https://meganorm.ru/Data2/1/4294846/4294846986.htm (дата обращения: 15.04.2024).
38. Данченок, Л.А. Основы маркетинга [Текст] / Л.А. Данченок. – М.: ММИЭИФП, 2018. – 239 с.
39. Аренда помещений свободного назначения (ПСН) в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. – Домклик. – Режим доступа: https://spb.domclick.ru/arenda-commerce/pomeshcheniya-svobodnogo-naznacheniya?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 15.04.2024).
40. Санкт-Петербург для жизни и для развлечений [Электронный ресурс]. – Яндекс. – Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2022/spb/districts (дата обращения: 15.04.2024).