Фрагмент для ознакомления
2
С формальной позиции право – это система тех норм, которые исходят от государства. Иными словами, правовые нормы – это и есть составные элементы права. Правовая норма традиционно определяется в качестве первичного элемента права как системы.
Кроме того, следует отметить, что норма права является образцом, моделью определенных отношений в общества. И эта модель, конечно же, устанавливается и охраняется государством. Правовая норма определяет границы допустимого и должного поведения членов общества. Норма права способна также определить степень свободы в тех или иных правоотношениях. Правовая норма предусматривает наличие свободы участников регулируемых отношений в обществе в следующих аспектах:
— во-первых, как способность воли субъекта для того, чтобы сознательно избирать тот или иной вариант поведения (внутренняя свобода),
— во-вторых, как возможность реализации действий вовне, преследования и достижения определенных целей во внешнем мире (и это внешняя свобода) .
Здесь следует обратить внимание на признаки, которые являются характеристикой правовой нормы.
1. Государство реализует процессы установления и санкционирования нормы права. Норма права имеет статус модели поведения, она получает свое закрепление в официальных государственных актах.
2. Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, норма права выступает как источник свободы действий, направленных на удовлетворение законных прав субъекта. Например, здесь мы можем рассмотреть вопрос относительно того, что представляет собой право собственности. И отметим, что это свобода лица-собственника в полном объеме владеть и распоряжаться тем имуществом, которое ему принадлежит. Если же это право кредитора, то он наделен свободой требовать возврата долга от должника.
С другой стороны норма права обязывает либо совершать, либо не совершать определенные действия, тем самым ограничивается свобода отдельных лиц. Это есть содержательная сторона правовой нормы, которая представляет столь же существенную и предоставляемую свободу действий. Например, если мы представим, что свобода лица не будет ограничена, то смысл в существовании права вообще утратится, а общество погрузится в хаос.
Каждый дет человек сталкивается с проблемой – каким образом ему вести себя, как согласовать собственные поступки и стремления с общепринятыми нормами, интересами и свободой других людей. И ориентиром в этом для каждого из нас являются конкретные социальные и правовые нормы, издаваемые государством. Именно они определяют то самое должное поведение, социально ободряемое, не противоречащее государственным, общественным интересам и безопасности. Эти нормы стали результатом длительного периода развития человеческого общества, в них отражен опыт многих поколений.
Необходимо заметить, что система правового регулирования в полной мере не совпадает с правовой надстройкой. Правовая надстройка – это комплекс всех юридических явлений, характеризуемых, в конечном итоге, экономической основой общества.
Система социальных норм является только элементом системы правового регулирования .
Государственно-правовое регулирование является специфической формой общественной деятельности, которая позволяет формировать, реализовывать общие правила поведения. Как уже отмечалось ранее, вне системы правового регулирования общество и государство не могут стабильно и гармонично существовать и развиваться. Система правового регулирования в данном отношении есть гарант стабильности.
Если консолидация деятельности разных людей и их объединений для достижения совместных целей происходит через систему власти, то систематизация отношений – путем правового регулирования. Власть и правовое регулирование призваны регламентировать выражение и согласование общих интересов разных субъектов жизни общества, стабильность их отношений и формируют необходимые условия для развития по пути прогресса.
Правовое регулирование направлено на то, чтобы формировать те нормы и образцы поведения, которые будут в полной мере соответствовать актуальным потребностям общества и государства. Безусловно, обеспечивать эффективность правового регулирования невозможно, если в государстве отсутствуют принудительные меры . Такого рода меры, в свою очередь, поддерживают институт ответственности за совершение тех деяний, которые не соответствуют действующим нормам, правилам, несут в себе угрозу безопасности и стабильности.
К основным элементам механизма государственно-правового регулирования относятся:
- установление такого аспекта, как правовой статус;
- придание известным фактам значимости факта, имеющего юридический характер;
- установление модели отношений в сфере права и правового регулирования;
- установление мер, которые имеют правовой охранительный характер, в свою очередь, это предполагает и функционирование института юридической ответственности .
Правовое регулирование – это процесс, который имеет определенные стадии. И здесь можно выделить три элемента:
- собственно правовые нормы;
- отношения, которые возникают в сфере права;
- акты реализации на практике прав и обязанностей.
Это представление о системе механизма правового регулирования получило обширное распространение, но его нельзя считать единственным, т.к. имеются иные позиции.
Есть также позиция о необходимости выделения следующих базовых компонентов и стадий процесса правового регулирования:
- правовая норма;
- правовые факты;
- правовые отношения, отношения в сфере права;
- акты реализации на практике прав и обязанностей;
- охранительные акты правоприменения.
Первая стадия предполагает установление правила поведения, направленного на защиту интересов, пребывающих в правовом поле, которые требуется систематизировать. Данная стадия проявляется в появлении и функционировании, реализации, закреплении нормы права.
Второй элемент правового регулирования – это юридический факт. Тем не менее, эта позиция разделяется далеко не всеми исследователями.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.С. Право: азбука теория, философия: опыт комплексного исследования. М.: Юридическая литература, 2010.
2. Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая / под ред. С.А. Степанова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект; Екатеринбург: Ин-т частного права, 2017 // СПС Гарант. [Электр. ресурс].
3. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. М. : Издательство Юрайт, 2024. 497 с.
4. Байрамов А.А. Теории о насильственном происхождении государства и права: генезис и эволюция: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.01 / Байрамов Арсен Абдулкадирович; [Место защиты: Белгородский государственный национальный исследовательский университет - ФГАОУ ВПО]. Белгород, 2015. 177 с.
5. Бакирова Д.М. Основные подходы к определению понятия «юридический факт» // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». 2023. Т. 16. № 1. С. 29-33.
6. Беляева Г.С., Палеха Р.Р., Ярычев Н.У. Правовое воздействие и правовое регулирование: диалектика взаимосвязи // Журнал «Право и государство: теория и практика». 2020. № 4 (184). С. 55-57.
7. Вершок И.Л. Проблемы изучения метода правового регулирования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 1 (33). С. 64-68.
8. Ветютнев Ю.Ю. Метод правового регулирования: аксиология и морфология // Журнал «Современное право». 2022. № 12. С. 5-9.
9. Гавриков В. П. Теория государства и права: учебник и практикум / В. П. Гавриков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2024. 461 с.
10. Зуев А.В., Бруевич М.Ю., Билашенко Е.В., Рубцов С.Н. Подходы к понятию и сущности правового регулирования: проблемные вопросы // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право». 2023. № 5. С. 101-105.
11. Казармин И.А. Понятие, виды и предмет правового регулирования // Управление, право, экономика, социум: теории и практики. Сборник научных статей. 2023. С. 83-85.
12. Касаткина А.Ю. Методы российской науки семейного права // Журнал «Семейное и жилищное право». 2022. № 5. С. 8-10.
13. Кожокарь И.П. Правовое регулирование: понятие и формы // Журнал «Государство и право». 2020. № 12. С. 112-113
14. Лунева М.А., Кулапов В.Л. Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие и соотношение // Журнал «Аллея науки». 2023. Т. 1. № 9 (84).
15. Малыхина Е.А., Пугарчева А.Ю. Некоторые вопросы о самостоятельности налогового права // Журнал «Молодой ученый». 2020. № 24 (314). С. 294-296.
16. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. М. : Издательство Юрайт, 2024. 341 с.
17. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. М. : Издательство Юрайт, 2024. 455 с.
18. Прохорко Т.Н. Роль и значение диспозитивности и императивности в регулировании общественных отношений: дискуссионные вопросы // Журнал «Современное право». 2022. № 9. С. 21-28.
19. Рыженков А.Я. Предмет правового регулирования: необходимость пересмотра концепции // Журнал «Современное право». 2022. № 10. С. 24-29.
20. Сагандыков М.С. Развитие метода трудового права в контексте современной государственно-правовой политики // Журнал «Государство и право». 2023. № 10. С. 79.
21. Садовченко Е.В. «Правовое воздействие» и «правовое регулирование»: сущность, сходство и различие, механизмы воздействия // Всероссийский юридический форму. Сборник научных статей. 2021. С.16-22
22. Сибагатуллина Ф.А., Маады А.И. Методы правового регулирования в финансовом праве на примере конкретных случаев // Журнал «Оригинальные исследования». 2020. Т. 10. № 11. С. 187-191.
23. Шагиева Р.В. Предмет правового регулирования и его роль для системного осмысления права // Журнал «Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата». 2020. № 2 (57). С. 59-65.