Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В задачи современного начального образования и младшей школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог начальных классов должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности.
Активизацией познавательной деятельности школьников занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
Одним из путей решения этой проблемы также является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий. В настоящее время педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике, в том числе, начальной школы. Образовательные технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
В современной образовательной среде принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимостей компетентности ученика является его познавательная активность в учебно-воспитательном процессе. Педагог, в процессе обучения и воспитания субъекта, должен формировать у него учебную мотивацию, владение средствами коммуникации, стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности.
Согласно требованиям ФГОС НОО, учитель обязан формировать у ребёнка не только предметные образовательные результаты. Учитель должен формировать у младшего школьника группы универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативны, которые помогут школьнику успешно социализироваться в любой среде. Универсальные учебные действия могут быть рассмотрены как метапредметные результаты процесса обучения и воспитания.
Согласно терминологии ФГОС НОО, можно сказать, что уровень сформированности учебно-познавательной компетентности обучающегося и его познавательная мотивация напрямую зависят от усвоения предметного и метапредметного образовательного результата.
Под предметным результатом можно понимать получение знаний, формирование и развитие учебных умений и навыков. Под метапредметным результатом понимают сформированные УУД субъекта. Это позволит говорить о сформированной социальной структуре в группах младших школьников.
Игры и игровые технологии повышают творческую активность и развивают познавательные способности младших школьников, благодаря их успешной социализации. Для младшего школьника игра имеет особое значение, поскольку ещё совсем недавно ведущей деятельностью ребёнка была игра.
В начальной школе ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, но и игра не становится для него чем-либо забытым. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению информации на уроке. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы младшего школьника.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования социальной структуры в группе младших школьников посредством игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования социальной структуры в группе младших школьников посредством игровой деятельности.
Предмет исследования: игровая деятельность в процессе формирования социальной структуры в группе младших школьников
Задачи:
1. Провести Анализ понятия социальная структура в группе младших школьников.
2. Изучить особенности формирования социальной структуры в группе младших школьников посредством игровой деятельности.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования социальной структуры в группе младших школьников посредством игровой деятельности.
4. Предложить методические рекомендации по формированию социальной структуры в группе младших школьников посредством игровой деятельности
Методы исследования: теоретические и практические. Анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы формирования социальной структуры в группе младших школьников посредством игровой деятельности
1.1. Анализ понятия социальная структура в группе младших школьников
Обучение является самым важным способом получения системного образования. Процесс обучения и воспитания в целостном образовательном процессе есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование универсальных учебных действий, которые сегодня регламентируют требования ФГОС НОО.
К основным элементам социальной структуры относят группы, классы, общности. Речь может идти об этнических, социальных, демографических группах, территориальных общностях и др. [11]. Каждый из этих элементов является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
Под социальной структурой в группе младших школьников рассматривают, прежде всего, социальную активность субъекта, его способность устанавливать комуникационные связи в группах, школьник – школьник, школьник – взрослый. Структура такого рода включает в себя:
-систему потребностей и стремлений, которая может быть реализована субъектом в социально значимой деятельности;
-систему общественных и личных мотивов субъекта, которая определяет направленность реализации активности;
-ценностные ориентации и социальные установки как средство регуляции отношений с предметно-социальной действительностью;
-формирование адекватной самооценки и социально ценных качеств личности.
В младшем школьном возрасте происходит перестраивание отношений ребенка с людьми. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение младшего школьника со взрослыми и сверстниками. На практике рассматривают две сферы социальных отношений:
1. Ребенок-взрослый.
2. Ребенок-дети.
Эти две сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи. Социальная связь имеет свою собственную структуру, которая состоит из трёх основных элементов:
1. Субъекты связи.
2. Предмет связи.
3. Механизм сознательного регулирования связи (рисунок 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2017. – No 10. – С.299-303.
2. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н.Б. Аникеева. – М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
3. Ахвердова, О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 373 с.
4. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры [Текст]: энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. – Екатеринбург:
Грамота, 2012. – 937 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
6. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012. – 79 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
8. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 22.04.2024).
9. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе [Текст]: лекции 5–8 / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. – М.: «Первое сентября», 2008. – 68 с.
10. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
11. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 22.04.2024).
12. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст]: пособие для подготовки детей к школе / Г.А. Глинка. – СПб.: Питер Пресс, 2010. – 120 с.
13. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 22.04.2024).
14. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 22.04.2024).
15. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 22.04.2024).
16. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 22.04.2024).
17. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52.
18. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 22.04.2024).
19. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
20. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 22.04.2024).
21. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 22.04.2024).
22. Коняева, Е.А. Краткий словарь педагогических понятий [Текст]: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во челяб-го пед. ун-та, 2012. – 131 с.
23. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2017. – No3. – С. 59-62.
24. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2011. – No 5. – С. 50-52.
25. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 22.04.2024).
26. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
27. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 22.04.2024).
28. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 2014. – 278 с.
29. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 22.04.2024).
30. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 22.04.2024).
31. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 22.04.2024).