Фрагмент для ознакомления
2
Организм человека претерпевает значительные физиологические и психологические изменения с наступлением среднего школьного возраста.
Возрастной диапазон данного период варьируется от 12 до 15 лет. Все изменения, которые происходят как внешне, так и внутренне отражаются на повседневной жизни подростка.
Учащиеся средней школы все чаще задаются вопросами «Кто я? Как я выгляжу? Чем я хочу заниматься?». На ответы на эти вопросы зачастую влияет окружение подростка: семья, друзья, одноклассники. Поэтому очень важно в этот период направить человека в нужное русло и, таким образом, развивать его потенциал и способности.
В среднем школьном возрасте физиологические изменения у девочек происходят в следствие гормональной перестройки организма. В данном периоде для девочек 12-15 лет характерны:
• быстрый темп увеличения роста и веса;
• изменения общего силуэта тела;
• развитие вторичных половых признаков;
• общее улучшение координации движений и силовых показателей [4].
Здесь важно отметить, что время и продолжительность данных физических и физиологических изменений может варьироваться за счет индивидуальных особенностей личности. Важно не перетруждать ребенка на данном этапе взросления, так как в последствии это может привести к проблемному поведению и психологическим проблемам.
В работах Елагиной Н.Л. и Скиридовой А.С. определение для среднего школьного возраста звучит следующий образом: «Средний школьный возраст – это период перехода от детства к юности, совпадающий с обучением в школе в 5-8 класса [6].
В исследованиях Гогоберидзе З.М. средний школьный возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей и больших возможностей в развитии [3].
Опираясь на определения среднего школьного возраста, которые дают современные авторы, мы сформировали общее понятие для данного термина.
Средний школьный возраст – это возрастной период от 12 до 15 лет, который характеризуется значительными физиологическими и психологическими изменениями, на которые имеют влияние генетические, физические и питательные факторы, а также характеризуется активной фазой развития координационных и силовых показателей (что важно для будущих спортсменов).
При условии, что мы качественно подходим к изучению физического и двигательного развития, мы сможем более точно определять и понимать физические ограничения для того или иного ребенка. Независимо от оказываемого давления на ребенка со стороны тренера или родителя – подросток не сможет превозмочь свои индивидуальные физические способности.
В работах Н.Л. Елагиной [6] существует утверждение о том, что все то, что подросток получает в ходе своего физиологического взросления – навыки, задатки и эмоции – коренятся в структуре тела или обусловлены ей. Достойное понимание того, как происходит формирование и развитие двигательных способностей подростка, позволяет нам сформировать устойчивое определение того, как создать мир физически активных людей, то есть как привлечь подростков к физической активности и развитию их способностей, что позволит обеспечить оптимальное качество жизни учеников.
Однако, важно отметить, что вероятность занятий спортом у подростков будет формироваться из имеющихся у них фундаментальных двигательных навыков. Поэтому крайне важно обращать внимание на то, какие навыки и способности уже сформированы у учащихся в средней школе, а каким требуется «помощь» в формировании и развитии.
Для комплексного понимания проблемы исследования необходимо разобрать также понятие физического развития.
Физическое развитие - это процесс изменения и развития физических характеристик человека, таких как рост, вес, мышечная сила, выносливость и т.д.
Различные авторы могут подходить к определению этого понятия с разных точек зрения.
В работах Шатиловой Ю.В. [17] в своих работах описывает физическое развитие как некий процесс, в ходе которого происходит формирование и совершенствование физических характеристик организма. Психолог Ж. Пиаже характеризует физическое развитие через призму общего развития ребенка, которое происходит за счет генетических, питательных и физиологических факторов.
В работах О.С. Подлесской [13] определение физического развития сформулировано как общий процесс улучшений физических характеристик человека: появлений новых навыков, способностей и развитие функциональных способностей.
Таким образом, физическое развитие может рассматриваться как комплексный процесс, включающий в себя множество факторов и аспектов, и его определение может зависеть от конкретной точки зрения автора.
В период среднего школьного возраста наиболее характерным физическим изменением является физический рост. Невидимые глазу изменения, такие как увеличение размера сердца, которое приводит к приросту кровяного давления и стабилизации частоты сокращений в сердце, также являются характерными для данного периода. Важно отметить, что у девочек-подростков частота сердечных сокращений выше, чем у мальчиков на 10%, однако объем крови при этом ниже примерно на 7-10%. В данный период у девочек-подростков изменяется и мышечная масса и емкость дыхательной системы. Важно, что у девушек в подростковом возрасте (и далее) объем максимального поглощения кислорода ниже, чем у юношей, что имеет влияние на их выносливость [10].
Опережения мальчиков происходит у девочек на стадии развития роста, с которым они сталкиваются уже в возрасте 10-11 лет. У многих данный скачок роста протекает довольно быстро, что приводит к двигательной неловкости, потому что двигательные способности не поспевают за ритмом роста. В таких случаях необходимо совершенствование двигательных навыков за счет специальных упражнений и тренировок в различных видах спорта. При выборе спортивной секции необходимо учитывать способности, которые были приобретены подростком в более раннем возраста. Способности, необходимые для выполнения узкоспециализированных спортивных навыков, складываются из общих и специфических навыков.
Учитывая все вышеуказанные факторы, возможно оказать качественное воздействие на физическое развитие подростка. Важно отметить, что девушки, которые не занимаются спортом имеют более слабый мышечный корсет и выносливость, что может приводить к повышенному риску получения травм и развитию остеопороза в будущем. в то время как девушки, занимающиеся спортом, имеют более развитые мышцы, сильный костный скелет, устойчивость к получению травм.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметзянова, А. А. Развитие координационных способностей у обучающихся среднего школьного возраста средствами волейбола на занятиях физической культурой в школе / А. А. Ахметзянова // Наука и инновации XXI века : Сборник статей по материалам VIII Всероссийской конференции молодых ученых. В 4-х томах, Сургут, 23 декабря 2021 года. Том IV. – Сургут: Сургутский государственный университет, 2022. – С. 125-128.
2. Валеева, И. Р. Развитие координационных способностей детей среднего школьного возраста / И. Р. Валеева, В. С. Кругликова, Л. Ю. Десяткина // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы XVI Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию ФГБОУ ВО «УГАТУ», Уфа, 26–27 мая 2022 года. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2022. – С. 68-70
3. Гогоберидзе З. М., Джукаев М. Х. // Методика развития физического воспитания детей школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-fizicheskogo-vospitaniyadetey-shkolnogo-vozrasta
4. Динамика показателей физического развития и физической подготовленности современных учащихся среднего школьного возраста / А. Н. Герасевич, Е. Г. Пархоц, А. П. Олексюк, Я. В. Титаренко // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи : материалы 4-й Международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию ОмГТУ, Омск, 22–23 марта 2018 года. – Омск: Омский государственный технический университет, 2018. – С. 175-179
5. Дюкарева, О. А. Особенности развития координационных способностей у детей среднего школьного возраста / О. А. Дюкарева, А. С. Василицына // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здоровья : Сборник материалов региональной студенческой научно-практической конференции, Новосибирск, 22 апреля 2018 года / Под редакцией К.М. Жомина. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2018. – С. 78-82.
6. Елагина Н.Л., Скиридова А.С. Особенности обучающихся среднего школьного возраста и их учёт при повышении уровня физической подготовленности // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. №37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostiobuchayuschihsya-srednego-shkolnogo-vozrasta-i-ih-uchyot-pri-povysheniiurovnya-fizicheskoy-podgotovlennosti
7. Замогильнов, А.И. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / А.И. Замогильнов. – Шуя: Издательство Шуйского филиала ФГОУ ВО «ИвГУ», 2017. – 283 с.
8. Иванов, С.А. Теория и методика физического воспитания в схемах, таблицах, рисунках: дидактические материалы для студентов специальности «Физическая культура» / С.А. Иванов. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины», 2009. – 186 с.
9. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. – Москва: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
10. Омарова, А. А. Развитие координационных способностей девочек 10-11 лет при занятиях в школьной секции волейбола / А. А. Омарова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации : Материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов, Томск, 19 апреля 2018 года / Под ред. А.Н. Захаровой, А.В. Кабачковой. – Томск: Общество с ограниченной ответственностью "СТТ", 2018. – С. 89-91
11. Писаренкова, Е. П. особенности развития двигательно-координационных способностей у детей среднего школьного возраста / Е. П. Писаренкова, Е. В. Милашкина // Актуальные проблемы и инновационные решения физической культуры и спортивной тренировки : Материалы научнопрактической конференции с международным участием, посвященной 70-летию кафедры теории и методики легкой атлетики ФГБОУ ВО "СГУС", Смоленск, 12 января 2023 года / Под общей редакцией В.Г. Семенова, С.Ю. Усачевой, Г.В. Дубинина. – Смоленск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма", 2023. – С. 58-60.
12. Платонов, В.Н.. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов./ В.Н. Платонов. - М.: Спорт.,. 2019. — 656 с
13. Подлесская, О. С. Характеристика координационных способностей школьников 11-12 лет занимающихся волейболом / О. С. Подлесская, Е. А. Цыбина, С. Н. Сясина // Актуальные вопросы физического воспитания и спортивной тренировки : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, Брянск, 01 ноября 2022 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2022. – С. 197-201.
14. Рачев, О. С. Оценка физической подготовленности школьниц 13-15 лет, занимающихся в секции волейбола / О. С. Рачев, В. В. Черкасов // Стратегия формирования здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта: целевые ориентиры, технологии и инновации : Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.п.н., профессора В.Н. Зуева, Тюмень, 25–26 ноября 2021 года. – Тюмень: Вектор Бук, 2021. – С. 424- 428
15. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» «Теоретические основы развития физических качеств» / составитель Л.А. Коновалова. – Тольятти: Издательство ПВГУС, 2015. – 100 с.
16. Черкасов, В. В. Физическая подготовленность воспитанников спортивных школ в аспекте выполнения норм комплекса "Готов к труду и обороне" / В. В. Черкасов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2020. – Т. 5, № 3. – С. 14-19.
17. Шатилова, Ю. В. развитие координационных способностей детей среднего школьного возраста / Ю. В. Шатилова, С. С. Белобокова, Н. С. Белобокова // Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 24 сентября 2020 года / Отв. редактор Сукиасян Асатур Альбертович. – Магнитогорск: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2020. – С. 39-41