Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что преобразования в ракурсе патриотического воспитания на данный момент происходят абсолютно во всех сферах общественных отношений и образование здесь не стало исключением. Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений общеобразовательной школы в рамках программы воспитания: целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств создаёт фундаментальную базу для воспитания истинного патриотизма в детях нашей страны. Государство заинтересовано в воспитании достойного человека и гражданина, поистине любящего свою Родину и заинтересованного в сохранении базовых национальных ценностей.
На сегодняшний день участие государства в данном вопросе выражается в разработке и внедрении новых программ, так, 29 мая 2015 года в Российской Федерации постановлением Правительства утверждена Стратегия развития воспитания на период до 2025 года, которая отражает актуальные и перспективные задачи воспитания подрастающего поколения в России.
Многие учёные и исследователи занимались вопросами патриотического воспитания в практике образования. Это Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, О.Г. Дробницкий, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.Н. Новикова, В.А. Фокин, Т.М. Маслова, Л.М. Манина, А.В. Зосимовский, Т.В. Козлова, они внесли неоценимый вклад в разработку методов и программ по патриотическому воспитанию.
Несмотря на накопленный теоретико-методологический объём информации относительно специфики и особенностей организации патриотического воспитания, вопрос методического обеспечения патриотического воспитания учащихся во внеклассной работе средствами Вятских народных игр остаётся недостаточно разработанным. Методические материалы, которые используются на уровне начального общего образования, имеют устаревший формат и требую реновации и инновационной корректировки.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников средствами Вятских народных игр.
Объект исследования: патриотическое воспитание учащихся во внеклассной работе.
Предмет исследования: применение Вятских народных игр в патриотическом воспитании учащихся во внеклассной работе.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание учащихся во внеклассной работе средствами вятских народных игр будет эффективным, если:
реализовать программу внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников средствами вятских народных игр;
разработать содержание программы по патриотическому воспитанию учащихся, основанную на базовых национальных ценностях.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать патриотическое воспитание учащихся.
2. Определить методы и формы патриотического воспитания учащихся во внеклассной работе.
3. Определить возможности использования вятских народных игр в патриотическом воспитании учащихся
4. Провести диагностику уровня патриотического воспитания младших школьников.
4. Разработать и апробировать программу по внеурочной деятельности патриотического воспитания учащихся средствами вятских народных игр.
Методы исследования:
теоретические:
анализ психолого-педагогических исследований, обобщение, сравнение, классификация, синтез;
эмпирические:
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); наблюдение, изучение характеристик детей, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.
- методики: «Диагностика интеллектуально-эмоционального компонента патриотической воспитанности школьников»; «Самооценка нравственных качеств».
математические:
методы количественной обработки результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения Н.К. Беспятова, Н.И. Губанов, Г.А. Ефремова, А.С. Макаренко, В.И. Лутовинов, В.А. Сластѐнин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов, С.Т. Шацкий, исследователи, которые видели необходимость патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте.
Экспериментальная база исследования: МКОУ Спицынская СОШ п. Ленинская Искра Котельничского района Кировской области, младшие школьники в количестве 40 человек.
Новизна исследования заключается в обобщении исследований по вопросу патриотического воспитания учащихся во внеклассной работе средствами вятских народных игр.
Практическая значимость исследования:
разработана и успешно апробирована программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников средствами вятских народных игр.
разработаны практические рекомендации для педагогов и психологов по патриотическому воспитанию учащихся во внеклассной деятельности средствами вятских народных игр.
Структура исследования отражает логику, содержание и результаты работы, включает введение, 2 главы (6 параграфов), заключение, библиографический список, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ СРЕДСТВАМИ ВЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР
1.1. Характеристика патриотического воспитания учащихся
Проблема определения патриотического воспитания обучающихся является одной из самых важных в современной системе образования и истоки её уходят в глубокое историческое понимание проблемы вопроса. Патриотизм является сложным многоструктурным социально – психологическим явлением, который, формируясь сквозь исторические эпохи, стал настоящим фундаментом для сохранения базовых национальных ценностей сохранения национальной культурной идентичности в целом.
Патриотизм играет важнейшую роль в развитии государства. Если анализировать отдельные исторические эпохи, то можно сказать о том, что в отдельные исторические эпохи именно патриотизм являлся орудием защиты и сплочения народы. В данном случае, именно этим фактом объясняется исследовательский интерес к проблеме патриотического воспитания в целом.
Следовательно, в исторической ретроспективе, патриотизм – это идеал для воспитания подрастающего поколения. И сегодня государство прикладывает все силы для того, чтобы данный идеал пронизывал весь образовательный процесс, где обучение и воспитание становятся единым фронтом в деле воспитания подрастающего поколения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2024. – 40 с.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Текст]: офиц. текст. – М.: Человек и закон, 2024. – 52 с.
3. Распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» [Электронный ресурс] Правовая система «Гарант» – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 9.04.24).
4. Абдрахманова, И. А. Формирование у младших школьников патриотических представлений во внеклассной работе [Текст] / И. А. Абдрахманова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 4-х частях, Новосибирск, 07–09 декабря 2022 года / Под редакцией З.В. Бродовской, Е.В. Толокневой. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 3-5.
5. Арутюнян, Т. Г. Содержание, формы и методы патриотического и физического воспитания в условиях трансформации патриотических ценностей современной молодежи [Текст] / Т. Г. Арутюнян, В. В. Пыж // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития : Материалы XII Международной научно-практической конференции, Красноярск, 15 июня 2022 года. – Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2022. – С. 260-262.
6. Бурнацева, З. М. Формы и методы патриотического воспитания студентов [Текст] / З. М. Бурнацева // Бюллетень Владикавказского института управления. – 2022. – № 61. – С. 43-50.
7. «Вятка-полия»: развивающая игра по истории города Кирова для использования на уроках краеведения и во внеурочной деятельности / А. К. Симакова, Т. В. Барбарина, М. С. Фищева [и др.] [Текст] // Проектный калейдоскоп : сборник проектно-исследовательских работ школьников, Киров, 01 октября – 30 2023 года. – Киров: ООО "Издательство "Радуга-ПРЕСС", 2023. – С. 1322-1323.
8. «Вятские ристания - игры, состязания»: сборник адаптированных вятских народных подвижных игр для обучающихся начальной школы [Текст] / С. Л. Шишкина, А. А. Казаков, И. А. Масленников [и др.] // Педагогическое проектирование: идеи и решения : Сборник статей. Том Выпуск 6. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 319-323.
9. Головань, Н. И. Формы и методы патриотического воспитания, традиции и инновации [Текст] / Н. И. Головань, Л. Н. Бойченко, И. В. Чоповдя // Учитель создает нацию : Сборник материалов III международной научно-практической конференции, Грозный, 20 ноября 2018 года. – Грозный: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2018. – С. 209-212.
10. Гофман, И. Н. Патриотическое воспитание во внеклассной работе с младшими школьниками [Текст] / И. Н. Гофман // Устойчивое развитие науки и образования. – 2020. – № 11(50). – С. 149-152.
11. Даминова, И. Приобщение детей младшего школьного возраста к этноэкологическим знаниям во внеклассной воспитательной работе [Текст] / И. Даминова // Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости как фактора социализации личности : материалы международной научно-практической конференции, Шадринск, 28 марта 2019 года / Международная академия наук педагогического образования, Барановичский государственный университет, Таразский государственный педагогический университет, Шадринский государственный педагогический университет, Управление образования г. Каменск-Уральского. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2019. – С. 132-135.
12. Ермаков, Н. А. Теория и Методика подвижных игр : Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. А. Ермаков, С. С. Сидоров. – Горно-Алтайск : Горно-Алтайский государственный университет, 2021. – 208 с.
13. Жукова, М. И. Воспитание патриотических чувств младших школьников во внеклассной работе [Текст] / М. И. Жукова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч., Новосибирск, 04–06 декабря 2019 года. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. – С. 112-114.
14. Ими гордится Вятка! (дидактическое сопровождение занятий внеурочной деятельности по литературному краеведению) [Текст] / Н. А. Тупицына, Л. И. Багауетдинова, Д. А. Друганова [и др.] // Педагогическое проектирование: идеи и решения : Сборник статей. Том Выпуск 4. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 203-209.
15. Ищенко, Т. А. Вятские народные игры как фольклорные события [Текст] / Т. А. Ищенко // Культура и образование: от теории к практике. – 2014. – Т. 1. – С. 65-70.
16. «Культурная Вятка»: дидактическая игра по краеведению в рамках урочной и внеурочной деятельности для основной школы / М. В. Злобина, Е. А. Баданина, А. С. Кузьмина [и др.] [Текст] // Педагогическое проектирование: идеи и решения : сборник статей. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. – С. 97-99.
17. Лаврова, Л. Н. Современный взгляд на проблему формирования патриотических качеств личности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами краеведения [Текст] / Л. Н. Лаврова, И. В. Чеботарева // Педагогика XXI века: стандарты и практики : материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях, Липецк, 08 декабря 2016 года. Том Часть 2. – Липецк: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Липецкий государственный педагогический университет", 2016. – С. 100 -106.
18. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / Сост. и авт. вступит. стать В.С. Хелемендик. 2-е изд., пераб. и доп. М.: Политиздат, – 1990. – 415с.
19. Мясников, В. О. Патриотическое воспитание: формы и методы [Текст] / В. О. Мясников // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений : Материалы курсантской (студенческой) межвузовской научной конференции. – Иркутск : Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015. – С. 31-36.
20. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России. 2005. - 608 с.
21. Плохоцкая, И. Л. Воспитание патриотических чувств у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / И. Л. Плохоцкая // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов : сборник материалов XXI Международной научно-практической конференции, Москва, 24 мая 2023 года. Том Часть 1. – Москва: Печатный цех, 2023. – С. 51-54.
22. Пушкина, Я. А. Воспитание патриотических чувств младших школьников во внеклассной работе [Текст] / Я. А. Пушкина // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей : Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Арзамас, 06–09 апреля 2021 года / Отве. редактор Е.А. Жесткова. – Арзамас: Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 2021. – С. 128-131.
23. Радаева, З. Г. Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности: современные формы и методы [Текст] / З. Г. Радаева, В. Д. Ячменев // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2018. – № 2. – С. 322-327.
24. Разливинских, И. Н. Организация краеведческой работы в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] / И. Н. Разливинских, Л. А. Милованова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 1(49). – С. 75-78.
25. Регионоведение: игровые технологии в преподавании школьного курса [Текст] / Е. С. Родыгина, А. С. Путиков, Д. Ю. Ромашов [и др.] // Педагогическое проектирование: идеи и решения : Сборник статей. Том Выпуск 4. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 163-166.
26. Ремизова, М. В. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания [Текст] / М. В. Ремизова, Л. А. Трофименко, И. Ю. Францискевич // Гражданско-патриотическое воспитание молодежи : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23–25 ноября 2017 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2017. – С. 258-260.
27. Рябкова, Н. К. Теоретические аспекты патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе [Текст] / Н. К. Рябкова // Студенческий вестник. – 2023. – № 15-2(254). – С. 16-18.
28. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании: собр. соч. в 11 т. [Текст] / К. Д. Ушинский. М.; Л., 1948. – Т.2. – 166 с.
29. Царегородцева, Е. А. Воспитание ценностного отношения к малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Е. А. Царегородцева, О. В. Кузнецова // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории : Сборник научных статей, Екатеринбург, 13 марта 2020 года / Уральский государственный педагогический университет; Под общей редакцией С.А. Минюровой, Ю.И. Биктуганова, М.В. Богинского. Том Часть 2. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. – С. 297-302.
30. Шаболтай, А. Ф. Направления, формы и методы патриотического воспитания в современной школе [Текст] / А. Ф. Шаболтай, И. С. Маховский // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования : Электронный сборник статей по материалам XXIV студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 03–13 июля 2017 года. Том 13(24). – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2017. – С. 229-234.
31. Шумкина, Я. В. Формы и методы патриотического воспитания младших школьников [Текст] / Я. В. Шумкина, И. А. Фархшатова // Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования : сборник статей по материалам научно-методического семинара и круглого стола "Психологическая готовность и адаптация ребенка к обучению в школе", Оренбург, 16–17 марта 2021 года. Том Часть 3. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2021. – С. 204-207.
32. Юнусова, Э. А. Г. Методические особенности воспитания у младших школьников патриотических чувств во внеклассной работе [Текст] / Э. А. Г. Юнусова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-1. – С. 323-325.
33. Юнусова, Э. А. Г. Особенности патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе [Текст] / Э. А. Г. Юнусова // Январские педагогические чтения. – 2020. – № 6(18). – С. 137-140.