Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность темы курсовой работы и проведённого в её рамках исследования определяется тесным взаимодействием между школой и семьёй в процессе формирования личности младших школьников. Важным является сотрудничество между школой и семьёй в обеспечении правильного развития ребёнка. Также важно влияние образовательной среды школы и семейного окружения на формирование ценностей, навыков и характера младшего школьника.
Необходима координация усилий педагогов и родителей для эффективного воспитания и обучения детей. Также роль обучения родителей в вопросах педагогики, психологии очень важна для поддержания учебного процесса. В современной образовательной среде развитие личности каждого субъекта играет большую роль.
В современной образовательной среде происходят непрерывные изменения. В условиях системно-деятельностного подхода усиливаются развивающая и воспитательная функция целостного образовательного процесса. Непрерывно совершенствуются средства и способы взаимодействия образовательной организации и семьи воспитанника. Чем слаженнее работа семьи и школы, тем успешнее в дальнейшем станет ребёнок.
Можно говорить, что от качества работы образовательной организации с семьями воспитанников зависит уровень педагогической культуры родителей.
ФГОС НОО регламентирует внедрение в образовательный процесс новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей, где большая роль отводится семье. Путём оптимальной организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность сочетать разнообразные формы и методы по воспитанию детей совместно с родителями воспитанников.
Личностное формирование ребёнка предполагает, прежде всего, овладение умениями адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении и осознавать самоценность собственной личности. Речь также идёт об осознании роли других людей и выражении чувств по отношению к миру в соответствии с культурными традициями общества.
По мнению методистов, во многих образовательных организациях педагоги недостаточно внимания уделяют балансу между индивидуальными особенностями ребенка и организованной учебной деятельностью. Использование в образовательных процессах педагогических приёмов и методик, в том числе, игровых, позволяет учитывать индивидуальный подход при формировании личности каждого, отдельно взятого ребёнка.
В образовательной организации необходима соответствующая развивающая среда, которая учитывала бы личностно ориентированный и деятельностный подходы к воспитанию детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: совместная деятельность и общение педагогов и родителей.
Предмет исследования: работа школы и семьи в формировании личности ребёнка.
Цель исследования: проанализировать эффективность взаимодействия семьи и школы в формировании личности младших школьников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Представить современные подходы в изучении особенностей формирования личности школьника под влиянием семьи и школы.
2. Проанализировать влияние семьи на формирование личности младшего школьника.
3. Проанализировать влияние школы на формирование личности младшего школьника.
4. Выявить особенности формирования личности младшего школьника, востребующие взаимодействие школы и семьи.
5. Выявить и описать методы взаимодействия школы и родителей для создания условий развития личности школьника.
База исследования: МБОУ Пуйккольская СОШ.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования личности младшего школьника при взаимодействии школы и семьи
1.1. Психолого – педагогические условия формирования личности младшего школьника
Психологические особенности младшего школьника необходимо рассматривать, чтобы учитывать особенности субъекта, характерные для каждого возраста, в образовательно-воспитательном процессе, чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом.
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) происходит формирование личности ребёнка. У младшего школьника формируется нравственное поведение и общественная направленность личности. Начинает складываться характер ребёнка и такого рода проявления могут сопровождаться неустойчивостью и противоречивостью. У младшего школьника наблюдают доверчивость, отзывчивость, непосредственность.
К важным особенностям данного возраста можно отнести подражательность. Дети могут подражать значимым взрослым, сверстникам, любимым героям из фильмов, художественной литературы и др. [13].
А.Н. Леонтьев отмечал, что младший школьный возраст является сензитивным периодом, который характеризуется формированием познавательного отношения к миру. Ребёнок приобретает навыки учебной деятельности и организованности. Также формируется саморегуляция.
У ребёнка в этом возрасте активно развивается мышление. Происходит переход от образного мышления, к словесно-логическому. Ребёнок постепенно обретает способность осознавать свои действия. В процессе обучения у ребёнка развивается память, восприятие, внимание. Формирование этих произвольных функций выходит на первое место.
По мнению А.Н. Леонтьева, ядром личности ребёнка младшего школьного возраста является мотивационная сфера. Именно мотивы определяют направленность и активность ребёнка. Формируются мотивы младшего школьника под влиянием учебной деятельности.
Любая деятельность младшего школьника обеспечивается системой мотивов. Одни из них – доминирующие, другие – подчинённые. Психологи отмечают, что сегодня для младших школьников характерно преобладание игровых мотивов и социальных. Познавательные мотивы у детей снижаются уже к окончанию обучения в начальной школе. Именно в этом направлении должны слаженно взаимодействовать учитель, педагог-психолог, родители воспитанника. Педагоги в своей работе всегда учитывают возрастные особенности детей [13].
Важно учитывать, что до школы у ребёнка ведущей деятельностью была деятельность игровая. В начальной школе ребёнок не перестаёт интересоваться игрой. Тем не менее, его ведущей деятельностью на данный момент является деятельность игровая. Учитель начальных классов не замещает полностью игровую деятельность учебной.
Здесь целесообразно разумно сочетать игровую деятельность с учебной. Это позволит сохранить учебную мотивацию младшего школьника. Психологи отмечают, что игры должны занимать в жизни младшего школьника не самое последнее место. Недостаточное количество игр и игровых элементов может привести к недостаточному развитию психологической готовности к учебной деятельности. В связи с этим, педагоги в начальной школе используют дидактические игры, игровые технологии и методики.
Ведущей деятельностью в начальной школе является учебная деятельность. Эффективное обучение ребёнка будет находиться в прямой зависимости от уровня познавательной активности младших школьников и их учебной мотивации.
Педагоги отмечают, что главной задачей семьи и школы является активизация познавательной деятельности детей и сохранность их учебной мотивации.
В.В. Краевский, А. А. Вербицкий, В.К. Дьяченко и др. пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у младших школьников познавательного интереса к содержанию обучения [19].
Как было отмечено, ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС НОО и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить, что формирование УУД в образовательном процессе младшей школы - это один из современных приоритетов начального образования и соответствующее проектирование развивающей образовательной среды педагогом. Это заключается в необходимости формирования у младшего школьника всего комплекса УУД.
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимают совокупность обобщенных действий школьника и связанных с ними умений и навыков учебной работы. Это обеспечит способность младших школьников к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей [19]. Речь идёт о сознательном и активном присвоении нового социального опыта, а также о саморазвитии и самосовершенствовании ребёнка.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться. Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [12].
Ключевая компетенция должна быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем субъекта. Личностные действия позволяют сделать учение младшего школьника осмысленным, что крайне важно при проектировании развивающей образовательной среды.
Все УУД направлены на осознание и принятие учениками жизненных ценностей и смыслов. Это позволяет им ориентироваться в нравственных нормах и правилах. Так, к примеру, сформированные у ребёнка регулятивные действия обеспечивают ему организацию учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания.
Познавательные действия включают в себя общеучебные и логические действия, а также постановку и решение проблем. Это крайне необходимо сегодня для каждого ребёнка, поскольку в ФГОС НОО прописано использование учителем проектных и исследовательских технологий. В данном случае можно уверенно говорить, что, если учитель начальных классов в своей работе использует проектные и исследовательские технологии при обучении детей, образовательный процесс, который он реализует, несомненно, является развивающим и индивидуализированным.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. После того, как ребёнок эту учебную информацию самостоятельно добыл, его задачей становится переработка и усвоение этой информации. Научить ученика этим действиям может только учитель. При необходимости ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые тексты.
В соответствии со своим возрастом, младший школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Ребёнок должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий действия, а также контроль и оценку процесса и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2018. – 162 с.
2. Азбука форм воспитательной работы: Справочник [Текст] / З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2011. - 315 с.
3. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст] / Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
4. Битянова, М.В. Руководство. Компетенции классного руководителя [Текст] / М.В. Битянова // Классное руководство и воспитание. - 2016. - №2. - С. 9.
5. Богуславский, М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход [Текст] / М.В. Богуславский. - Классный руководитель. - 2009. - №8. - С.21-28.
6. Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности [Электронный ресурс] / И.Л. Бочкарева // Проблема человека в свете современных социально - философских наук (Выпуск 3). URL: http://www.egpu.ru (дата обращения: 13.03.2024).
7. Взаимодействие с родителями, как основа развития способностей детей. [Электронный ресурс] / /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 23.04.2024).
8. Веденеева, О.А. Теория и практика работы классного руководителя: учеб. пособие. [Текст]/О.А. Веденеева. - М.: Мир науки, 2016. - 140 с.
9. Гайдарова, Л. И. Сущность и содержание педагогического просвещения родителей в школе [Текст]/Л.И. Гайдарова. - Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 91-94.
10. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. – 191 с.
11. Долженко, А.А. Нравственное воспитание школьника в современных условиях ФГОС НОО / А. А. Долженко, Н. В. Чепыжная, Н. В. Родионова. – Текст: электронный // Нравственное воспитание дошкольника в современных условиях ФГОС НОО. – 2016. – № 76. - URL: https://1376.mskobr.ru/files/kruglyj_stol_metody_nravstvennogo_vospitaeniya.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
12. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития школьников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 23.04.2024).
13. Журлова, И.В. Справочные материалы к курсу «Технологии работы классного руководителя» [Текст]/ И.В. Журлова, А.С. Мозырь МГПУ им. И. П. Шамякина, 2017. - 137 с.
14. Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. [Текст] (г. Казань, май 2015 г.). - Казань: Бук, 2015. - с. 4-6.
15. Использование метода проектов в обучении и воспитании младших школьников / Проект «Инфоурок». - 2018. - Текст: непосредственный: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-metoda-proektov-v-obuchenii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-2060795.html(дата обращения: 23.04.2024).
16. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
17. Логачева, Н.П. Классный руководитель в современных условиях школы [Электронный ресурс]/ URL: file:///D:/Downloads/s046-011.pdf (дата обращения: 23.04.2024).
18. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
19. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике дошкольных образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 23.04.2024).
20. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе. [Текст]/ М.И. Рожков. - М: ВЛАДОС, 2010. - С. 81-89.
21. Сергеева, В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие. [Текст]/ В.П. Сергеева. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. - 120 с.
22. Степанов, П.Р. К чему и стремился педагог (Алгоритм организации воспитательной деятельности) [Текст] /П.Р. Степанов. - Классное руководство и воспитание школьников. - 2016. - № 7-8. - С.4-9.
23. Симонова, Т.Р. Идеи E.H. Водовозовой в современном воспитательном процессе [Текст] / Т.Р. Симонова // Начальная школа плюс До и После. -2010,- № 6. - С. 52-54.
24. Ульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК [Текст]/ С.В. Ульневич. - М. - Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000. - 192 с.
25. Хохлова, Е.В. Доверие как фактор профессиональной компетентности педагога / Е.В. Хохлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 935-937. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11300/ (дата обращения: 23.04.2024).