Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности жанрово-стилистической характеристика народных песен 6
1.1 Характеристика традиционного славянского праздника – «Масленица». Масленичная неделя 6
1.2 Традиционные обычаи и обряды на Масленицу 9
1.3 Особенности народных песен на Масленицу 11
Глава 2. Анализ культурных различий регионального празднования «Масленицы» 16
2.1 Масленичные обычаи, обряды и песни Тульской области 16
2.2 Специфика празднования в Рязанской области 21
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: Масленичные песни – это особый жанр народной музыки, глубоко связанный с празднованием масленицы. В этих песнях отражается радостное и веселое настроение этого весеннего праздника. Масленичные песни имеют свою историю, уникальную тематику и особенности в музыкальном исполнении. Они играют важную роль в традиционных обрядах и гуляниях, а также продолжают быть популярными и сегодня.
Изучение масленичных народных песен является значимым и актуальным направлением в современной музыковедении. Эти песни, передаваемые из поколения в поколение, являются ценными свидетелями народной культуры и традиций. Актуальность их изучения состоит в сохранении и передаче культурного наследия. Масленичные песни отображают исторические события, обычаи и ритуалы, связанные с этим значимым праздником. Изучение и сохранение этих песен позволяет сохранить историческую память, укрепить национальную идентичность и противодействовать исчезновению уникальных культурных ценностей.
Масленичные песни различаются своими характерными мелодическими и ритмическими особенностями, которые являются уникальными для каждого региона и народа. Анализ и изучение этих песен позволяет расширить наши знания о музыкальном фольклоре и понять основные музыкальные принципы и тенденции.
Многие современные композиторы и исполнители находят вдохновение в этой старинной музыке, создавая новые аранжировки и интерпретации народных песен. Это способствует сближению разных эпох и культур, а также обогащает современную музыкальную сцену.
Таким образом, изучение масленичных народных песен имеет большую актуальность с точки зрения сохранения культурного наследия, расширения музыкальных знаний и стимулирования творчества в современной музыке. Это не только позволяет сохранить уникальные культурные ценности, но и обогатиться новыми знаниями и вдохновением.
Объект исследования – обычаи и традиции празднования Масленицы, особенности ее песенного сопровождения.
Предмет исследования – социально-культурная жизнь славянского народа.
Цель исследования – изучить характеристику понятия «Масленичная неделя», а также исследовать обычаи и обряды, жанрово-стилистическую характеристика народных (масленичных) песен.
Задачи исследования:
Изучить характеристику традиционного славянского праздника – «Масленица» и особенностей Масленичной недели;
Охарактеризовать традиционные обычаи и обряды на Масленицу;
Проанализировать особенности народных песен на Масленицу;
Провести анализ культурных различий регионального празднования «Масленицы» на примере Тульской и Рязанской областей.
Историография вопроса: изучением историей данного вопроса занимались многие культурологи о фольклористы. Наиболее интересны работы следующих авторов: Авдеева Е. А. изучала особенности празднования масленицы в регионах Сибири; Акулова О. писала об особенностях празднования Масленицы в городе Москва и ее окрестностях; Белов В. И. изучал Масленицу в точки зрения традиционной эстетики и культуры; Громыко М. М. изучал духовную культуру русского крестьянства, писал о традициях и обычаях русской деревни; Лазарев А. И. изучал историю появления традиций на Масленицу, большое внимание уделял традиции печь блины; Агаева И. занималась изучением особенности празднования Масленицы в Тульской области, традиций и ее культуры; Бритенкова Л.В. – писала о традиции Масленичных гуляний в Тульской области на основе архивных данных; Липинская В. А. изучала традиции в современных календарных обрядах и праздниках русского населения Тульской области; Тульцева Л.А. занималась изучением обрядов и обычаев рязанских крестьян, в своей статье она описывает все традиционные празднники Рязанской области; Носова Г.А. занималась изучением празднования Масленицы в Рязанской области, большое вниманием она уделяла сельскому празднованию и сельским традициям; Зеленин Д.К. писал об истории Рязанской области, ее культуре и обычаях, на основе архивных материалов.
Структура работы – работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы, а также приложения.
Глава 1. Особенности жанрово-стилистической характеристика народных песен
1.1 Характеристика традиционного славянского праздника – «Масленица». Масленичная неделя
Масленица является древним праздником у восточных славян, который изначально был связан с переходом от зимы к весне и началом нового года. Однако с приходом христианства этот праздник приобрел иные значения. Во время Масленицы люди старались наесться перед началом Великого поста, что стало новой традицией[7].
У Масленицы есть интересная история и множество традиций. Он был отмечен язычниками на Руси задолго до прихода православия. Изначально Масленица была связана с переменами времен года и приходом весеннего равноденствия. Зима была сложным и трудным временем, с длительным периодом холода и недостатком солнечного света. Чтобы побудить приход весны и обеспечить обильный урожай в новом году, проводились масштабные празднества и гулянья.
Тем не менее, точная природа и цель празднования Масленицы является предметом споров среди исследователей. Некоторые полагают, что Масленица служила праздником почитания солнца, так как оно обеспечивает тепло, свет и хороший урожай. Другие предполагают, что Масленица происходит от праздника почитания волоса (или велеса) - "скотьего бога", которому приносили в жертву масло. Есть также известная версия, в которой Масленица была связана с поклонением Яриле - молодого парня, который каждый год умирал и воскресал, символизируя приход первых весенних оттепелей[8].
Считается, что в языческую Масленицу начали готовить лепешки в форме солнца, которые символизировали солнечное тепло. Поверили, что если съесть лепешку, то получишь немного солнечных лучей. Со временем лепешки превратились в привычные блины, однако есть ученые, которые считают, что блины никогда не символизировали солнце, а были лишь обычной едой на поминках предков и прощания с уходящей зимой.
После принятия христианства Масленица стала приходиться на начало Великого поста, однако Церковь не решилась отменить этот значимый праздник, чтобы не вызвать народное негодование. Поэтому дату празднования Масленицы сдвинули и стали отмечать перед началом поста.
После революции в России начались попытки подавления религии и всех ее атрибутов, включая праздники. Сначала была введена "красная Масленица", где разгул и пьянство были заменены культурными развлечениями, но такой вариант празднования праздника не прижился[9].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 82
2. Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996
3. Зеленин Д.К. Описание рукописей Учёного архива императорского русского географического общества. Вып. 3 Пг., 1916 г. с. 1159
4. Агаева И. В. Масленица в Туле/Агаева Ирина//Тульский краеведческий альманах. -2003. -С. 75-77
5. Бритенкова Л. В. МАСЛЕНИЦА В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ /архивные тайны. -2023. -С. 15
6. Липинская, В. А. Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках русского населения Тульской области / В. А. Липинская // Русские: семейный и общественный быт. -Москва : Наука, 1989. - С. 111-141.
1. Авдеева, Е. А. Очерки масленицы в Сибири и в Европейской России / Е. А. Авдеева // Отечественные записки. - 1849. - № 1. - Т. 2. - С. 224-228.
2. Акулова, О. «Широкая масляница» в Москве / О. Акулова, Г. Арутюнова // Народное творчество. - 2004. - № 1. -С. 2-5.
7. Андреев, В. Масленица / В. Андреев // Культ.-просвет. работа (Встреча). -2004. - № 1.
8. Аничкин, Т. Не жизнь, а масленица: [О подготовке и проведении Масленицы] / Т. Аничкин, Г. Елизарова, М. Гривцов // Праздник. - 2003. - № 2. - С. 7-11.
9. Архипова, О. Масленица: [Проведение урока-праздника] / О. Архипова // Искусство в школе. - 2000. - № 6. - С. 51-54.
10. Башкеев, М. Большая, щедрая и широкая: [празднование Масленицы на Руси] / М. Башкеев // Смена. - 2006. -№ 2. - С. 170-175.
11. Белов, В. И. Масленица // Лад: Очерки о народной эстетике / В. И. Белов. - Архангельск; Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1985. -С. 225-226.
12. Бенуа, А. Чудеса в решете. Масленица в старину / А. Бенуа // Красная панорама. - 1924. - № 5. - С. 8-10.
13. Вань, Ицян. Масленица: история праздника и его традиции / Ицян Вань // Образование и наука в России и за рубежом. - 2017. - № 3. - С. 53-65.
14. Грачева, И. Широкая Масленица / И. Грачева // Наука и жизнь. - 1998. -№ 2. - С. 134-139.
15. Гратис, К. Темные силы против Масленицы / К. Гратис // Народное творчество. - 2004. - № 1. - С. 6-7.
16. Григорьев, В. Зиму провожали: [Игры и потехи в Масленицу] / В. Григорьев // Народное творчество. - 1990. - № 2. -С. 44-45.
17. Коринфский, A. A. Честная госпожа Масленица / А. А. Коринфский. -Москва : Народная Русь, 1901. - С. 157-166.
18. Коршунков, В. А. Имена Масленицы (этнографический комментарий к обрядовому фольклору) / В. А. Коршунков // Вестник Челяб. гос. ун-та. -1998. - № 1. Филология. - С. 43-48.
19. Костомаров, Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. -Москва : Республика, 1992. - 303 с.
20. Лазарев, А. И. Пришла масленица, блины масленые! // Уральские посиделки / А. И. Лазарев. - Челябинск, 1977. - С. 93-117.
21. Лазарев, А. И. Семейный праздник -Масленица // Народоведение / А. И. Лазарев. - Челябинск, 1997. - С. 179-210.
22. Лазарева, Л. Н. Масленица - проводы зимы (за 50 дней до Пасхи) // История и теория праздников / Л. Н. Лазарева. -Челябинск, 2004. - С. 47-51.
23. Лазарева, Л. Н. Масленица // История и теория праздников /Л. Н. Лазарева. -Челябинск, 2004. - С. 32-34.
24. Рабинович, М. Г. Взятие снежного городка, борьба, кулачный бой // Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт / М. Г. Рабинович. -Москва, 1978. - С. 160-166.
25. Репортер, И. Д. Сибирская Масленица / И. Д. Репортер // Восточное обозрение. - 1888. - № 9. - С. 6-7.
26. Рябков, В. М. Историография педагогической теории социальнокультурной деятельности (вторая половина ХХ - начало XXI в.) : монография / В. М. Рябков. - Москва : МГУКИ : ЧГАКИ, 2009. - 480 с.
27. Сахаров, И. П. Масляница // Сказания русского народа / И. П. Сахаров. - Москва : Совет. Россия, 1990. - С. 127-132.
28. Снегирёв, И. М. Масляница // Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирёв. - Москва, 1990. - Ч. 1. - С. 67-76.
29. Фалатов, Ю. Н. Широкая масленица // Поэзия российских деревень / Ю. Н. Фа-латов. - Москва, 1990. - С. 77-84.
30. Шмаков, С. А. Масленица // Нетрадиционные праздники в школе / С. А. Шмаков. - Москва, 1997. - С. 183-229.