Фрагмент для ознакомления
2
Методика организации занятий аппликацией в развитии эмоциональной сферы у старших дошкольников
Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, которая основана на развитии восприятий детей. Через обогащение представлений о формах, размерах, цвете и соотношениях предметов в окружающем мире, аппликация способствует развитию мышления и воображения детей во время занятий.
Организации занятий аппликацией в развитии эмоциональной сферы у старших дошкольников изучали такие ученые: З.А. Богатеевой, Е.И. Николаевой, Л.А. Каримовой, Е.Н. Мериновой. Перейдем к рассмотрению особенностей применения различных приемов обучения аппликации в старшем дошкольном возрасте.
В старшей группе, основная задача обучения аппликации - овладение разнообразными приемами вырезывания. Дети изображают предметы, имеющие различные очертания и формы, как симметричные, так и несимметричные, в статичном положении или с передачей нескольких движений.[2]
Учитывая возрастные особенности детей, рекомендуется использовать натурные или заменяющие их картинки, чтобы дети могли лучше представить предметы. Воспитатель проводит анализ строения предмета, выделяет его отдельные части, обрисовывает их формы и отмечает соотношения между ними.
Так как дети этого возраста не всегда могут вырезать мелкие детали, рекомендуется выбирать натурные образцы с более простыми формами, локальными цветами и меньшим количеством деталей. Плюшевые мишки, точеные деревянные игрушки и другие подходящие предметы могут быть использованы как образцы в старшей группе, особенно когда дети изображают предметы впервые. Важно предоставлять детям инициативу в выборе цвета, размеров и расположения форм на листе.
Когда детям предлагается изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, образец может быть заменен на натуру или картинку, чтобы добавить интерес и новизну (например, изображать не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).
В старшей и подготовительной группах рекомендуется использовать несколько образцов, чтобы продемонстрировать возможность разных вариантов композиции. Это помогает развивать творческую инициативу детей при выполнении задания. Например, дети изучают прием вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных листов бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а через рассмотрение образцов дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, форм и предметов в руках.
Для детей этого возраста наиболее сложным является вырезывание симметричных форм из сложенной вдвое бумаги. Этот прием требует развитого восприятия, аналитического мышления и умения разделить предмет на две половины.[9]
В старшей группе рекомендуется выполнять некоторые аппликационные работы коллективно, например, «Аквариум с рыбками», «Цветы на лугу», «Дома и машины на улице». Каждый ребенок выполняет определенную часть композиции, а затем все части объединяются на общем фоне. Учитель распределяет работу между детьми в соответствии с их желаниями. Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники могут объединяться в подгруппы по 4-5 человек.
Сложные предметы, такие как овощи и фрукты, дети начинают вырезывать уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, у которых есть контуры с определенными деталями (плавники у рыбок, иглы у ежа и т.д.).
Из-за трудностей с концентрацией на создании общего контура и вырезывании мелких деталей одновременно, рекомендуется показать детям прием, который состоит из двух этапов: вначале вырезывается обобщенная форма из заранее подготовленного листа бумаги нужного размера, а затем из этой формы вырезаются детали (иглы и ножки у ежа, плавник и хвост у рыбы).
В некоторых случаях используется вырезывание по заранее нарисованному контуру. Этот прием применяется, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезывание по готовому контуру используется при создании сложных растительных элементов для декорации.[10]
В подготовительной группе дети знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Сначала закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. Затем предлагаются более сложные симметричные формы, такие как елка, животные, люди. При создании аппликации с елкой показывается способ сохранять ее конусообразную форму: согнутый пополам прямоугольник разрезается по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, вырезаются ветки. Такой прием можно использовать только в подготовительной группе, так как шестилетние дети уже могут строить изображение, начиная с общего и переходя к частному, а затем снова к общему.
Более сложный прием - вырезывание из бумаги, сложенной несколько раз, используется при создании салфеточек, снежинок, цветов. Учитель показывает, как правильно сложить бумажный лист в форме квадрата несколько раз (3-4), и как вырезать одну или несколько деталей вокруг центра, в зависимости от контура создаваемого предмета. При развертывании вырезанная деталь повторится 6-8 раз. В дальнейшем дети сами смогут применять этот прием при создании декоративных узоров.
Организация занятий аппликацией в развитии эмоциональной сферы у старших дошкольников может быть основана на следующей методике:
1. Цель занятия. Задайте конкретную цель занятия, например, развитие способности выражать и распознавать эмоции через творческую деятельность.
2. Подготовка материалов. Подготовьте различные цветные бумаги, клей, ножницы и другие материалы для создания аппликаций. Также подготовьте изображения с эмоциями, такими как счастье, грусть, злость и т. д.
3. Введение в тему. Проведите вводное занятие, объяснив старшим дошкольникам, что такое эмоции и как они могут быть выражены через творческую деятельность.
4. Демонстрация примера. Покажите старшим дошкольникам пример аппликации с изображением эмоции и объясните, какие элементы помогают передать определенную эмоцию (например, яркие цвета, мимические выражения лица и т. д.).
5. Свободное творчество. Предложите старшим дошкольникам создать свою собственную аппликацию, выражая определенную эмоцию. Они могут использовать предложенные изображения с эмоциями или нарисовать сами.
6. Рефлексия и обсуждение. После окончания работы попросите старших дошкольников поделиться своими аппликациями и объяснить, какую эмоцию они хотели передать. Обсудите различные элементы работы, которые помогают передать эмоцию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко И.И. Аппликация в развитии эмоциональной сферы у старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2015.
2. Васильева Н.А. Роль аппликации в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. – СПб.: Питер, 2017.
3. Горбунов А.С. Психологические аспекты использования аппликации для развития эмоциональной сферы старших дошкольников. – М.: Бином, 2018.
4. Данилова К.П. Аппликация как средство игровой терапии в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2016.
5. Жукова Е.И. Развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников через аппликацию: психолого-педагогический анализ. – М.: Просвещение, 2019.
6. Зайцев Г.В. Эмоциональное развитие дошкольников через технику аппликации. – М.: Педагогика, 2014.
7. Иванова О.С. Практические аспекты использования аппликации для развития эмоциональной сферы у старших дошкольников. – СПб.: Питер, 2017.
8. Ковалева Н.М. Психологические особенности влияния аппликации на эмоциональную сферу старших дошкольников. – М.: Бином, 2018.
9. Лебедева М.А. Игровая деятельность с использованием аппликаций для развития эмоциональной сферы у дошкольников. – СПб.: Речь, 2016.
10. Михайлова И.П. Практическое применение аппликаций для развития эмоциональной сферы у старших дошкольников. – М.: Педагогика, 2014.
11. Николаев Г.С. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с помощью аппликаций. – М.: Просвещение, 2015.
12. Орлова Е.В. Психологические особенности использования аппликации для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. – СПб.: Питер, 2017.
13. Павлова Т.И. Роль аппликаций в развитии эмоциональной сферы у старших дошкольников: педагогический аспект. – М.: Бином, 2018.
14. Семенов А.В. Использование игровых техник аппликации для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : Питер, 2016.
15. Титова Е.П. Педагогические аспекты применения аппликаций для развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 2014.
16. Шинкарева Н.А. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-usloviya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 06.06.2024)
17. Шинкарева Н.А. Особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-netraditsionnyh-tehnik (дата обращения 06.06.2024)
18. Шинкарева Н.А. Экспериментальное изучение организационно-педагогических условий и уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-izuchenie-organizatsionno-pedagogicheskih-usloviy-i-urovnya-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya-detey-starshego (дата обращения 06.06.2024)
19. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). - С. 1210-1213.
20. Якименко С.И. Блочная система интеграции знаний у старших дошкольников // Карельский научный журнал. - 2015. - № 1 (10). - С. 82-85.