Фрагмент для ознакомления
2
Введение
1.Актуальность
Данная работа посвящена проблеме использования наглядности на уроках окружающего мира в начальной школе в аспекте формирования познавательных УУД. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку без сформированных познавательных УУД дальнейший процесс обучения ребенка будет весьма проблематичным. Что же касается наглядного метода, то именно он позволяет сделать в полной мере уроки окружающего мира более эффективными и информативными в аспекте формирования познавательного интереса и познавательных УУД.
2. Степень изученности проблемы.
Данная проблема достаточно хорошо разработана. В частности, нужно выделить труды К. Ушинского, Песталоцци, Руссо и других ученых. Они подчеркивали, что наглядность в полной мере отвечает базовым потребностям и особенностям развития детей младшего возраста.
И все же, педагогическая практика показывает, что далеко не всегда все возможности наглядного метода используются на уроках. Это говорит о необходимости нового переосмысления педагогического опыта прошлого и реализации личностно-ориентированного подхода к проблеме использования наглядного метода в аспекте формирования познавательных УУД младших школьников в условиях современной школы на уроках окружающего мира.
Объект исследования – наглядный метод на уроках окружающего мира. Предмет исследования – возможности наглядного метода в аспекте формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель работы заключается в анализе проблемы использования наглядного метода на уроках окружающего мира в начальной школе в аспекте формирования познавательных УУД.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить сущность принципа наглядности.
2. Охарактеризовать возможности наглядного метода на уроках окружающего мира.
3. Разработать тематику групповых проектов по окружающему миру с использованием метода наглядности в аспекте формирования познавательных УУД.
Гипотеза исследования: принцип наглядности – это один из эффективных приемов формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках окружающего мира.
В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические (анализ научной литературы) и эмпирические (разработка тематики групповых проектов для школьников с использованием принципа и метода наглядности, проектирование).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе работы были получены навыки проведения самостоятельной разработки тематики и направленности проектов с применением метода наглядности на уроках окружающего мира.
Структура исследования: введение, три главы, заключение и список литературы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам наглядного метода.
Во второй главе приводится определение познавательных УУД.
В третьей главе представлены практические разработки (мы соединили метод наглядности и проектный метод с целью наиболее эффективного формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира).
В заключении представлены выводы по исследованию.
Глава 1. Наглядный метод и его возможности в аспекте формирования познавательных УУД
Применение наглядных методов на уроках окружающего мира в младших классах оказывает благотворное влияние на результат процесса обучения и усвоения знаний, кроме того, учителя начальных классов имеют потребность в том, чтобы реализовать эффективные методы применения наглядности как одного из ведущих дидактических принципов.
Благодаря переходу школы на новые учебные планы и программы, ищутся новые эффективные методы обучения, таким образом, сейчас никак нельзя ограничиваться применением тех форм работы, которые преимущественно ориентированы на механическое запоминание.
Повышается теоретический уровень знаний, заложенный в учебных программах современности, что приводит к изменению функции наглядности, ее характера и использования в учебном процессе, что, в свою очередь, привело к попытке некоторых психологов и дидактов пересмотреть, подвергнуть критике один из принципов дидактики – наглядность.
Почему именно наглядность? Ответ на данный вопрос содержится в мысли Л.С. Выготского о том, что каждый возраст связан с опорой развития на различные функции. «В раннем возрасте ведущей функцией является восприятие, затем - память, мышление. Реально переход от одной функции к другой не проходит по ступеням возрастного развития. Каждый ребенок имеет свои особые доминанты в развитии функций. Так, в условиях школьного обучения, направленного изначально на развитие логического мышления, появляются дети, неготовые на развитие в умственном отношении предложенным путем» [2].
То есть, у детей младшего школьного возраста наблюдается доминирование конкретно-образного, наглядного мышления. Именно поэтому им необходимы образные опоры. Следовательно, при использовании принципа наглядности мы работаем над развитием логического словесного мышления ребенка.
Метод наглядности дает возможность продемонстрировать развитие явлений, их динамику, преподнести учебную информацию в новом свете. Наглядные пособия направлены на стимуляцию познавательных интересов учащихся, создание при определенных условиях повышенного эмоционального отношения учащихся к учебе, обеспечение разностороннего формирования образов, знания прочно усваиваются.
На уроках окружающего мира нельзя использовать только словесные методы, поскольку так существенно затрудняется усвоение материала, особенно детьми с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления.
На уроках окружающего мира используются следующие наглядные методы: метод иллюстрации, метод демонстрации, модели.
О моделях нужно сказать особо. Исследования ученых психологов (Эльконин Д. Б, Вегнер Л. А), доказывают, что использование наглядного моделирования в обучении детей при ознакомлении с природой, способствует развитию умственных способностей и более прочному усвоению новых знаний. Ученые отмечают, что с использованием наглядного моделирования, процесс обучения будет проходить более успешно. Отмечают доступность метода моделирования для детей младшего школьного возраста. Доступность определяется тем, что в основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, изображением, предметом. Например, в школе в качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: создаваемые детьми конструкции, аппликации, рисунки, геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры) и др.
Метод моделирования используется тогда, когда нужно показать детям внутреннее, скрытое от непосредственного восприятия содержание и
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аппарович Н.И. О системе наглядных средств обучения // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 5. - С. 97-101.
2. Ведерникова, Л. В. Практико-ориентированная подготовка педагога : учебное пособие для вузов / Л. В. Ведерникова, О. А. Поворознюк, С. А. Еланцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 341 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13454-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543720 (дата обращения: 23.04.2024).
3. Педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 227 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18756-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545508 (дата обращения: 23.04.2024).
4. Петренко Т. В. Рысбаева Г.А. Дидактические условия использования наглядности на уроках в начальной школе / Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 164-167
5. Петрова, Д. В. Опыт использования занимательного материала на уроках окружающего мира для повышения познавательного интереса младших школьников / Д. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103514/ (дата обращения: 23.04.2024).
6. Рысбаева Г. П. Петренко Т.В. Проблемы комплексного использования средств наглядности на уроках естествознания в начальной школе / В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2015. С. 229-232
7. Тимошкина Н.В., Гуссоева А.И., Тебиева А.Б. НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД, КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6. - URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19270 (дата обращения: 23.04.2024).
8. Трегубова, Н. Е. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики / Н. Е. Трегубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 652-655. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13258/ (дата обращения: 23.04.2024)