Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире, где дети все больше времени проводят перед экранами гаджетов, представляет особую актуальность вопрос ознакомления дошкольников с традициями и наследием народного искусства. Одним из эффективных способов поддержки интереса к этому наследию является использование народной игрушки как средства обучения и развития.
Народная игрушка - это не просто предмет, созданный народным мастером своими руками. Она носит в себе ценности, традиции и историю, связанную с культурой и наследием народа. Это уникальный объект, который воплощает в себе художественную ценность и в то же время является игрушкой, доступной детям для игры и творческого самовыражения.
Использование народной игрушки в обучении дошкольников позволяет достичь нескольких значимых результатов. Во-первых, это формирование у детей понимания о красоте и любви к искусству. Прикладное декоративное искусство, воплощенное в игрушке, позволяет детям визуально представить различные стили, техники и материалы, используемые в ручной работе. Они могут наблюдать разнообразие форм и цветов, а также развивать свой эстетический вкус.
Во-вторых, использование народной игрушки позволяет развивать у детей творческое мышление и фантазию. Работа с игрушкой требует от них не только навыков рукоделия, но и способности к самостоятельному творчеству. Дети могут изучать техники создания народных игрушек, а затем воплощать в жизнь свои собственные идеи, создавая уникальные изделия. Это способствует развитию их фантазии, воображения и творческого потенциала.
В-третьих, использование народной игрушки помогает детям лучше понять и уважать культуру и наследие своего народа. Играясь с игрушкой, они узнают о традициях, обычаях и истории своего народа. Это способствует формированию у них чувства гордости и приверженности своей культуре, а также культурному разнообразию в целом.
Таким образом, народная игрушка является эффективным средством ознакомления дошкольников с прикладным декоративным искусством. Она не только развивает творческое мышление, воображение и эстетический вкус, но и помогает формированию у детей уважения к культуре и наследию своего народа. Это бесценный инструмент в образовании, который способствует гармоничному развитию и воспитанию молодого поколения.
Объектом исследования является народная игрушка - оригинальная форма народного творчества, которая сохраняет культурные особенности определенного народа или региона.
Предметом исследования является использование народных игрушек в дошкольном образовании для ознакомления дошкольников с прикладным декоративным искусством.
Цель исследования – исследовать народную игрушку как средство ознакомления дошкольников с прикладным декоративным искусством.
В соответствии с гипотезой были определены следующие задачи:
-рассмотреть воспитательный потенциал русской народной культуры;
-изучить виды и функции народной игрушки, её изготовление;
-разобрать народную игрушку как средство ознакомления дошкольников с прикладным декоративным искусством;
-провести экспериментальное изучение приобщения детей старшего дошкольного возраста к прикладному декоративному исксству с помощью народной игрушки.
Для выполнения указанных задач использовались следующие методы исследования: аналитический метод, опытно-экспериментальный метод, наблюдение, интервьюирование, анализ педагогической литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
1.1 Воспитательный потенциал русской народной культуры
Культура народа - сложный комплекс форм и моделей поведения, обрядов, символов и норм общества, а также форм и моделей поведения. Она сильно влияет на развитие личности и развитие. Многие педагоги и ученые уделяли большое внимание изучению народной культуры в детском воспитании. В исследованиях установлены основные методики и условия успешного воспитания в педагогике народа. В русской народной культуре особое значение имеет совершенствование личности. Ее базой является «душа народа», которая свидетельствует о самобытности и патриотической связи с историей Родины. Воспитание по народной культуре способствует развитию у детей знания, навыки и качества, участия в культурном наследии и патриотических чувствах [8; с.243].
Чувство участия в наследии помогает развивать духовность ребенка и само осознанность. Принцип национального воспитания устанавливает основные критерии содержания, организации, методов воспитания, в том числе учет национальной и исторической специфики. Сохранение культуры народа и традиции направлено на воспитание любви к своей родной маленькой Родине.
Идея о народном воспитании, которую выдвинул К.Д. Ушинский, основана на уникальной народной культуре и характере населения. Он считает, что народу следует определять направление и характер его воспитания и что его воспитание охватывает всю его общественность, в том числе и просветление и воспитание общественности.
Народный принцип связан с развитием любови к родным краям, трудолюбием, гуманным отношением к окружающим, эстетическим отношением к жизням. Народное воспитание включает передачу родительского опыта и сельского опыта, развивающееся средствами устной народной речи и формирующее детский фольклор.
Важная часть воспитания народа состоит в связи с трудовым трудом, которое отражается игрушками, песнями и другими элементами культуры народа. Также воспитательный смысл имеет народная фольклорная традиция, в том числе поговорки и пословицы. Применение потенциала воспитания народных фольклоров в формировании эмоциональных сфер дошкольников тоже несомненно.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алейникова, Н. Г. Народные игрушки. Материалы и техника изготовления. – Москва: Детская литература, 2020 – 248 с.
2. Алиева, Н. А. Народная игрушка как средство ознакомления дошкольников с прикладным декоративным искусством // Современная дошкольная наука. - 2019. - № 3. - С. 51-55.
3. Антонова, Е. М. Игрушка как средство познания и воспитания // Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С. 88-96.
4. Бабкина, Е. Н. Влияние игрушек на развитие детей дошкольного возраста // Проблемы современной педиатрии. - 2021. - № 1. - С. 98-103.
5. Барановская, А. В. Прикладное декоративное искусство в дошкольных учреждениях. – Москва: Рид Групп, 2021. – 394 с.
6.Буторина, О. С. Учебно-игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста // Современные проблемы образования. - 2022. - Т. 45. - С. 65-72.
7. Васильева, Т. И. Роль народной игрушки в формировании эстетических представлений детей дошкольного возраста // Вестник практического психолога. - 2020. - № 4. - С. 33-38.
8.Верещагина, С. Н. Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 394 с.
9. Горбунова, И. В. Возрастные особенности восприятия игрушек детьми дошкольного возраста // Психология и психотерапия. - 2023. - Т. 7. - С. 45-51.
10. Дмитриева, О. В. Игрушка в детском саду: функции, выбор, использование // Вопросы дошкольного образования. - 2021. - № 3. - С. 79-85.
11. Иванова, Н. П. Культурно-исторический подход к использованию игрушек в дошкольном образовании // Педагогическое обозрение. - 2019. - № 2. - С. 62-68.
12. Илюхин, И. В. Основы теории и методики раннего развития ребенка. – Москва: Просвещение, 2021. – 274 с.
13. Калинина, Е. Р. Значение народной игрушки в формировании творческой активности детей дошкольного возраста // Народная педагогика. - 2020. - Т. 12. - С. 28-34.
14. Козлова, Л. Н. Педагогические условия организации творческой деятельности дошкольников. – Москва, 2019. – 395 с.
15. Королева, О. Н. Теория и методика образования гражданственности у детей. – Москва: Академический проект, 2022.- 227 с.
16. Лебедева, А. Д. Использование фольклорных мотивов в игровой деятельности детей дошкольного возраста // Фольклор и литература в школе. - 2022. - № 1. - С. 76-82.
17. Михеева, Г. И. Роль игрушек в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Вестник практического психолога. - 2019. - № 1. - С. 45-51.
18. Орлова, В. С. Развивающая роль игрушек в обучении дошкольников // Психологический журнал. - 2021. - Т. 15. - С. 29-36.
19. Смирнова, Л. А. Влияние народной игрушки на когнитивное развитие детей дошкольного возраста // Современные проблемы психологии. - 2023. - Т. 9. - С. 48-55.
20. Трофимова, Л. Н. Использование народной игрушки в работе педагога-психолога // Практическая психология и педагогика. - 2020. - № 4. - С. 67-74.
21. Хоменко, О. Н. Игры и игрушки в преемственном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста // Школьные технологии. - 2022. - № 2. - С. 81-87.
22. Шевченко, О. Г. Реализация государственной программы образования в детском саду. Методические материалы. – Москва: Академический проект, 2022 – 364 с.