Фрагмент для ознакомления
2
Научное исследование навыков построения повествования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представляет собой многогранную задачу в рамках лингвистики развития и психологии образования; эта область представляет собой не только важнейший академический интерес, но и насущную терапевтическую необходимость. Актуальность данного исследования обусловлена слиянием потребностей развития и образовательных императивов; оно призвано восполнить пробел в эффективных методиках обучения, способствующих развитию навыков повествования, имеющих решающее значение для академической и социальной интеграции. Сосредоточившись на «проблемном поле» задержек в развитии нарративного конструирования, исследование пробирается через тонкости языкового созревания и его отклонений у данной демографической группы, намечая курс на коррекционные образовательные методики.
Объект исследования – навыки построения повествования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – представляет собой критический локус для исследования; эта область, характеризующаяся сложным взаимодействием когнитивных процессов и языковых способностей, предлагает богатую жилу для научного поиска. Предметом исследования, в частности, являются механизмы и факторы, влияющие на развитие этих повествовательных навыков, включая когнитивное созревание, стимулы окружающей среды и педагогические вмешательства, адаптированные к данной демографической группе.
Для того чтобы прояснить и расширить повествовательные способности детей с проблемами речевого развития, в данном исследовании ставится несколько задач: во-первых, проанализировать онтогенетическую прогрессию повествовательных навыков, выделив основные этапы и переходы в приобретении повествовательных навыков; во-вторых, выявить и проанализировать специфические препятствия, с которыми сталкиваются дети с речевым недоразвитием в процессе построения повествования; в-третьих, оценить эффективность существующих образовательных вмешательств и, впоследствии, разработать или усовершенствовать методики обучения построению повествования для этой специфической когорты учащихся.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе к диагностике и коррекции нарушений построения повествования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи; в работе впервые используется диагностический комплекс, разработанный специально для данной категории населения, что позволяет заполнить заметный пробел в существующих педагогических методиках. Кроме того, в исследовании представлена инновационная педагогическая модель, направленная на развитие навыков повествования посредством структурированных, но адаптируемых вмешательств, что подчеркивает динамическое взаимодействие между оценкой и образовательной стратегией, которое остается явно недостаточно изученным в современных исследованиях.
Гипотеза о том, что специализированные, целенаправленные вмешательства по построению повествования значительно улучшат повествовательные способности детей с общим недоразвитием речи, предполагает, что благодаря систематическому применению этих адаптированных образовательных практик эти дети не только продемонстрируют заметное улучшение повествовательных навыков, но и проявят более широкие лингвистические и когнитивные достижения. В связи с этим выдвигается гипотеза о наличии причинно-следственной связи между специализированными педагогическими стратегиями и ускоренным развитием нарративных навыков, что позволяет говорить о потенциальной перекалибровке образовательной практики, связанной с проблемами речевого развития.
Методологической основой данного исследования является комплексный синтез современных и классических исследований, каждое из которых вносит свой вклад в развитие повествовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Центральное место в этом исследовании занимает интеграция визуальных и вербальных методов воздействия для повышения уровня владения навыками повествования, как утверждает Е. Бухтаярова (2020), которая считает, что визуальное моделирование существенно помогает в обучении творческому рассказыванию детей с тяжелыми нарушениями речи. Этот подход дополняется идеями М. Отолувы и др. (2022), которые подчеркивают ключевую роль рассказывания историй в расширении словарного запаса, что способствует более богатому выражению повествования.
Дополнительное методологическое обогащение дает исследование К. Уэстби (2022), посвященное изучению нарративных структур у детей с расстройствами аутистического спектра, которое представляет собой сравнительную основу, позволяющую выявить дифференцированные траектории развития, наблюдаемые у детей с речевыми патологиями. Аналогичным образом, Ф. Койн и М. Банзато (2020) подчеркивают преобразующий потенциал тренировочной схемы «визуальное – вербальное», отстаивая ее эффективность в повышении уверенности в повествовании в мультикультурных условиях, предлагая т.о. масштабируемую модель для развития повествовательных навыков.
Методология исследования также объединяет диагностические и педагогические инновации, о чем свидетельствуют работы П. Вальчевой (2018, 2021) по использованию инновационных технологий и теорий речевой деятельности для развития навыков рассказывания у дошкольников. Эти теоретические основы имеют решающее значение для развития тонкого понимания специфических повествовательных дефицитов и потенциальных вмешательств, применимых к целевой демографической группе.
Что касается диагностической базы, Л. Янссен и др. (2020) и Л. Фам и др. (2022) предлагают основополагающие методики для оценки связности повествования и способности к рассказыванию историй у детей с нарушениями развития языка и нейроразвивающими заболеваниями, соответственно. Подобные оценки играют важную роль в разработке мероприятий, направленных на удовлетворение уникальных потребностей детей с общим недоразвитием речи.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования очевидна: оно не только вносит вклад в академический дискурс по психологии детского развития и образовательным методикам («теоретический»), но и имеет значительные последствия для практического применения в образовательных учреждениях («практический»). Удовлетворяя специфические потребности детей с общим недоразвитием речи с помощью научно обоснованных стратегий, исследование может привести к повышению эффективности образовательных практик и улучшению результатов развития этой уязвимой группы. В данном случае сочетание строгого научного исследования и непосредственного применения в образовании создает двойной путь получения пользы – расширение знаний и усиление воздействия на реальный мир.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании / Н.Я. Боль-шунова // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 39-41.
2. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В. К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006 – 158 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1987. 26 с.
5. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.
6. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с ОНР / В.П. Глухов – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
7. Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 176 с.
8. Жулина, Е.В., Голованова И.Н. Методика изучения нарушений рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования серий сенсорных сюжетных картинок. Сборник статей по материалам ill Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Симферополь, 2019. С. 175-179.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. -СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
10. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Каро, 2006. 160 с.
12. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. М., 2004 – 72 с.
13. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии. – 1996. – № 2. -С. 36-44.
14. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Слово, 2011. 411 с.
15. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
16. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-Пресс: Айрис-Дидактика, 2015. 212 с.
17. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2009. – 189 с.
18. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Владос, 2005. 186 с.
19. Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи. М.: Эксмо, 2014. 450 с.
20. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – С. 162.
21. Bukhtayarova, E., 2020. Visual Modeling as a Means of Teaching Creative Storytelling to Senior Preschoolers with Severe Speech Impairments. , pp. 35-40. https://doi.org/10.31483/r-74615.
22. Coin, F., & Banzato, M., 2020. The effect of a “visual toward verbal” training in narrative confidence for children in a multicultural context. , 18, pp. 267-280. https://doi.org/10.7346/-FEI-XVIII-01-20_22.
23. Janssen, L., Scheper, A., Groot, M., Daamen, K., Willemsen, M., Vissers, C., & Verhoeven, L., 2020. Narrative group intervention in DLD: Learning to tell the plot. Child Language Teaching and Therapy, 36, pp. 181 – 193. https://doi.org/10.1177/0265659020950386.
24. Milovanova, N., & Andreeva, A., 2022. Communication Skills Formation in Older Preschool Children with Autism Spectrum Disorders Using Folk Tales. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki. https://doi.org/10.30853/ped20220112.
25. Otoluwa, M., Talib, R., Tanaiyo, R., & Usman, H., 2022. Enhancing Children's Vocabulary Mastery Through Storytelling. JPUD – Jurnal Pendidikan Usia Dini. https://doi.org/10.21009/jpud.162.05.
26. Pham, L., Lee, A., Estes, A., Dager, S., Hemingway, S., Thorne, J., & Lau, B., 2022. Comparing Narrative Storytelling Ability in Individuals with Autism Spectrum Disorder and Fetal Alcohol Spectrum Disorder. . https://doi.org/10.1101/2022.09.20.22280005.
27. Smetanova, E., & Baranovska, A., 2023. STORYTELLING AS A TOOL FOR DEVELOPING LANGUAGE ABILITIES AND SKILLS OF SCHOOL-AGED CHILDREN. SWS International Scientific Conferences on ART and HUMANITIES – ISCAH. https://doi.org/10.35603/sws.iscah.2023/s15.17.
28. Valcheva, P., 2018. FORMATION OF SOFT SKILLS OF CHILDREN ET PRESCHOOL AGE THROUGH THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN WORKING WITH CREATIVE STORYTELING. Knowledge International Journal. https://doi.org/10.35120/KIJ2803939P.
29. Valcheva, P., 2021. DEVELOPMENT OF CREATIVE STORYTELLING IN PRESCHOOL AGE IN TERMS OF THE THEORY OF SPEECH ACTIVITY. Education and Technologies Journal. https://doi.org/10.26883/2010.211.3150.
30. Westby, C., 2022. Narratives of Children With Autism Spectrum Disorder. Word of Mouth, 34, pp. 1 – 4. https://doi.org/10.1177/10483950221120702.