Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящем исследовании рассматривается языковая динамика в интернет-СМИ, в частности, соотношение книжных и разговорных языковых единиц и их коллективная роль в создании интимности речи. Проблема исследования заключается в изучении эффективности этих лингвистических элементов в изменении восприятия читателя; она формулируется через систематическое изучение того, как эти единицы влияют на интимность коммуникации в цифровых нарративах.
Актуальность исследования подчеркивается трансформационным влиянием цифровой коммуникации на модели использования языка, что обусловливает необходимость научного исследования адаптивных функций языковых регистров в новых медиа (это исследование соответствует современным лингвистическим сдвигам и эволюции цифровых медиа). Область исследования охватывает взаимодействие между формальными («книжными») и неформальными («разговорными») языковыми элементами; это сопоставление имеет решающее значение для понимания стилистического выбора, способствующего ощутимой близости между коммуникатором и аудиторией в цифровом контексте.
Многогранный подход, принятый в данной работе, сочетает в себе аналитическую строгость и эмпирические наблюдения; он начинается с изучения терминологической базы (ключевые термины включают «лингвистический регистр», «интимизация», «цифровые нарративы»). После определения и классификации соответствующих языковых единиц в исследовании оценивается их функциональное развертывание в интернет-текстах. Этому способствует двойная методология: качественный анализ образцов текстов (критерии отбора: распространенность, разнообразие, репрезентативность) и количественная оценка их влияния на вовлеченность аудитории и восприятие текста.
Исследование изучает сложные взаимоотношения между книжными и разговорными языковыми единицами в текстах интернет-СМИ, определяя, как эти элементы сочетаются, создавая различную степень интимности в коммуникации; этот анализ имеет первостепенное значение, учитывая растущее влияние цифровых платформ на формирование общественного дискурса. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно способно углубить понимание языковой адаптации в медиасреде и тем самым внести вклад в более широкие дискуссии об эволюции языка в цифровую эпоху; в частности, оно исследует динамическое взаимодействие между формальными и неформальными языковыми регистрами, предлагая понимание их стратегического использования для создания видимости близости с аудиторией. Проблемное поле охватывает теоретические основы использования языка в медиа, практическое воплощение этих теорий в онлайн-контекстах, а также их влияние на вовлеченность и восприятие аудитории.
Объектом исследования является текстовый контент интернет-СМИ, где в центре внимания находится развертывание языковых единиц, а предметом – взаимодействие книжных и разговорных языковых единиц в этих текстах. Цель исследования – выяснить механизмы, с помощью которых эти языковые единицы влияют на интимность речи в цифровой журналистике. Задачи включают: 1) очертить теоретические рамки, связанные с книжными и разговорными языковыми единицами; 2) эмпирически проанализировать появление и влияние этих единиц в интернет-СМИ; 3) оценить влияние таких языковых выборов на уровень интимности медиадискурса.
Настоящее исследование использует многогранный методологический подход, применяя как качественные, так и количественные инструменты анализа для изучения стилистических слоев цифровой журналистики. Изучая разнообразный корпус медиатекстов Интернета через призму лингвистической теории и медиаисследований, исследование стремится выявить закономерности, которые могут свидетельствовать о стратегическом предпочтении одних языковых конструкций другим в стремлении к интимизации.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно посвящено изучению дихотомии между книжными и разговорными языковыми единицами в интернет-медиатекстах – области, которая остается недостаточно изученной; в частности, в нем рассматривается, как эти единицы функционируют синергетически для модуляции интимизации, ключевого аспекта коммуникативной эффективности цифровой журналистики. В отличие от предыдущих исследований, которые в основном концентрировались на формальном или неформальном стилях языка в отдельности, данное исследование объединяет эти сферы, раскрывая нюансы их взаимодействия для усиления динамики взаимоотношений с читателем. Также в исследовании представлена новая аналитическая схема, объединяющая лингвистическую теорию с исследованиями цифровых медиа, что способствует более полному пониманию языковой адаптации в современной журналистике.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреева С. В. Речевые единицы устной русской речи: система, зоны употребления, функции. М., 2006.
2. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М., 1981. Т. 40. № 4. С. 356-367.
3. Бурвикова Н. Д., Костомаров В. Г. Воспроизводимые сочетания слов как лингвострановедчески ценные единицы // Обретение смысла : сб. статей, посвященный юбилею докт. филол. наук, проф. К. А. Роговой. СПб. : Издательство «ОСИПОВ», 2006. С. 93-103.
4. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 1993.
5. Войтак М. О жанрах речи и их печатных конкретизациях. // Медиа-лингвистика. Международный научный журнал, 2014, № 1 (4). С. 53-64.
6. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация. М., 2006.
7. Дускаева Л. Р., Корнилова Н. А. Фатика как речевая форма реализации развлекательной функции в медиатексте // ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. 2011. № 4. С. 67-71.
8. Зайцева Е. В. Социокультурная обусловленность письменной фатической коммуникации (на примере текстов открыток в британской языковой культуре). Автореф. дис. ...канд. филол. наук. Воронеж, 2012.
9. Клюев Е. В. Фатика как предмет дискуссии // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. М., 1996. С. 212-220.
10. Кормилицына М. А. О некоторых активных приёмах введения чужого слова в тексты современной прессы // Русский язык на рубеже тысячелетий. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2001. С. 88-96.
11. Кормилицына М. А. Разговорность как реализация стратегии близости к адресату в современной прессе // Язык в движении : К 70-летию Л. П. Крысина. М. : Языки славянской культуры, 2007. С. 268-277.
12. Кормилицына М. А. Усиление личностного начала в русской речи последних лет // Русский язык сегодня. Вып. 2. Сб. статей. / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. М. : «Азбуковник», 2003. С. 465-476.
13. Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. Язык СМИ : учеб. пособие. Саратов, 2011 ; 2-е изд. М. : Флинта ; Наука, 2015. 92 с.
14. Корнилова Н. А. Фатическая речь в массмедиа: композиционно-стилистические формы: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2013.
15. Костомаров В. Г. Наш язык в действии : Очерки современной русской стилистики. М. : Гардарики, 2005. 287 с.
16. Матяшевская А. И. Сниженная лексика в СМИ : классификация, употребление, этнокультурные различия (на материале российских и британских газет) : дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2014. 213 с.
17. Межличностная коммуникация : теория и жизнь / под ред. О. И. Матьяш / О. И. Матьяш, В. М., Погольша, Н. В. Казаринова, С. Биби, Ж. В. Зарицкая. СПб. : Речь, 2011. 560 с.
18. Мурзин Л. Н. Полевая структура языка: фатическое поле (текст лекции) // Фати-ческое поле языка (памяти профессора Л. Н. Мурзина): межвуз. сб. научных трудов. Пермь, 1998. С. 9-14.
19. Нещименко Г. П. Современное речевое поведение и его отражение в электронных медиальных текстах (в сопоставительном аспекте) // Русский язык сегодня. Вып. 5 : Проблемы речевого общения : сб. докладов. / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. С. 296-310.
20. Норман Б. Ю. Субъект говорения : автор и соавтор // Русский язык на рубеже тысячелетий. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2001. С. 138-150.
21. Осетрова Е. В. Неавторизованная информация в современной коммуникативной среде: речеведческий аспект : автореф. дис. ... докт. филол. наук, Красноярск, 2010. 45 с.
22. Самойленко Л. В. Фатические средства в речи пользователей компьютерной сетью (на материале жанра чата): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2010.
23. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия. М. : Лабиринт, 2011. 336 с.
24. Сиротинина О. Б. Борьба с рискогенностью общения как одна из проблем речеведения // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2014. Вып. 14. С. 5-14.
25. Сиротинина О. Б. О терминах «разговорная речь», «разговорность» и «разговорный тип речевой культуры» // Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е. А. Земской. М.: Наследие, 1998. С. 348-353.
26. Сиротинина О. Б. О терминах «разговорная речь», «разговорность» и «разговорный тип речевой культуры» // Лики языка : К 45-летию науч. деятельности Е. А. Земской. М. : Языки славянской культуры,1998. С. 348-353.
27. Солдатова О. С. Фатические эмотивы и стиль коммуникации: сопоставление английской и русской лингвокультур: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2009.
28. Сомова А. Е. Средства адресованности в жанре спортивного телерепортажа : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2012. 22 с.
29. Сурикова Т. И. Этический аспект языка СМИ // Язык массовой и межкультурной коммуникации. М. : МедиаМир, 2007. С. 133-184.
30. Тихонов А. Н. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А. Н. Тихонова. М., 2005.
31. Федоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: В 2 т. / Сост. А. И. Федоров. М., 1997. Т. 2.
32. Федосюк М. Ю. Публичная фатическая речь // Речеведение: научно-методические тетради. Великий Новгород, 2000. № 2. С. 19-28.
33. Чепкина Э. В. Русский журналистский дискурс: Текстопорождающие практики и коды. Екатеринбург, 2000.
34. Чхетиани Т. Д. Лингвистические аспекты фатической коммуникации (на материале английского языка). Автореф. ... канд. филол. наук. Киев, 1987.
35. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 193-230.
36. Degaltseava, A., & Kormilitsyna, M., 2023. Ways of transformation of phraseological units in the modern press. Media Linguistics. https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.307.
37. Filimonova, Y., Godina, D., & Kaliberdina, Y., 2019. Educational potential of the topic «Media» for developing students’ lexical competence: the case of British course books. Vestnik Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-183-188.
38. Nikulina, E., 2020. English semi-idioms (phraseological terminological units) and their use in fiction and Internet-discourse. SHS Web of Conferences. https://doi.org/10.1051/shsconf/20208801021.
39. Vokhrysheva, M., 2020. Book in the media systeme. , pp. 5-11. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-1-5-11.