Фрагмент для ознакомления
2
Роль адаптации к школе при обучении детей чрезвычайно велика. Вопросы детского обучения и развития ребёнка в этом процессе исследовали педагоги и психологи Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др. Адаптацию ребёнка к школе на любой образовательной ступени специалисты рассматривают как психологическую проблему.
Под социальной адаптацией понимают процесс приспособления индивида к различным социальным условиям и среде. Человек способен отвечать новым требованиям и условиям. Социальная адаптация субъекта происходит за счёт изменения поведения, обучения, новых сформированных навыков, принятие решений и анализ результатов.
Под адаптацией первоклассников понимают механизм социализации личности ребенка. Это его включение в систему новых отношений и связей. При поступлении в школу у ребёнка изменяются все предыдущие условия жизни, к которым он привык. Он получает новый статус ученика. Этот процесс индивидуален и протекает у каждого ребёнка по-разному. Педагоги, психологи и родители совместными усилиями должны помочь ребёнку успешно адаптироваться к новым условиям.
Психологи рассматривают два аспекта адаптации:
1. Физиологический.
2. Психологический.
Физиологический компонент адаптации подразумевает привыкание ребёнка к новому режиму, нагрузкам и др. На этот этап уходит у разных детей от 2 до 6 недель. Психологический аспект адаптации подразумевает привыкание ребёнка к новым людям, новым условиям и новым требованиям. Ребёнок знакомится и находит контакт с учителями, налаживает отношения с одноклассниками. На этот период уходит от 1 до 3 недель.
При успешной адаптации ребенок весел и спокоен. Он быстро находит приятелей среди одноклассников. Ему нравится ходить в школу, и он хорошо отзывается об учителях и одноклассниках. Ребёнок без напряжения выполняет домашние задания, справляется с нагрузкой и легко принимает правила школьной жизни. Его устраивает новый режим дня и нет страхов по поводу сверстников и учителей. На замечания учителя ребёнок реагирует нормально и адекватно. Специалисты в данном случае обращают внимание на социальную составляющую адаптации. Первоклассник должен вжиться в роль ученика. Для этого необходимо:
-установить контакт с учителем;
-осознать круг своих новых обязанностей;
-подчиняться школьным требованиям;
-поддерживать деловые отношения с одноклассниками;
-не создавать конфликтных ситуаций на уроках и в классе;
-владеть необходимыми учебными умениями и навыками.
Способность к адаптации - это одно из основополагающих качеств человека, включающее все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности. Эти процессы обеспечиваются определенными физиологическими реакциями. Основным условием эффективности процесса адаптации - является способность индивидуума удовлетворять актуальные потребности реализовывать, связанные с ними значимые цели. Над этим вопросом работали учёные и исследователи Е.А. Лисина, В.А. Ананьев, Н.М. Аскарина и др. [12].
Основным показателем адаптированности ребенка к школе, является его успеваемость. У слабо адаптированных детей успеваемость всегда низкая. Психологи это связывают со сменой игровой деятельности ребёнка, на учебную. Е.С. Маклах, Е.А. Бугрименко, В.А. Недоспасова и др. в своих работах говорят об игровой деятельности. Игра, являясь ведущей деятельностью всего дошкольного периода развития ребенка, готовит его к принятию новой деятельности - учебной.
Способ восприятия и мышления детей с разным уровнем адаптации к школе отличаются, что не может сказаться на их личностных особенностях. Термин «адаптация» прочно вошел в научный обиход, тем не менее, до сих пор его содержание многозначно и до конца не определено. Адаптацию в физиологии рассматривают в контексте решения проблемы биологического и физиологического приспособления к изменению физических параметров окружающего пространства. Социально-психологическая адаптация субъекта представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит автоматически.
В психологии адаптация - это одно из основополагающих качеств человека, которые обеспечиваются определенными физиологическими реакциями [5]. Под адаптацией понимается приспособление к постоянно меняющимся социальным и психологическим условиям с применением разнообразных знаний и умений.
В психологии отмечено, что главным фактором, обуславливающим развитие ребёнка, является изменение социальной ситуации развития. У ребёнка есть обязанности, которые он должен выполнять как можно лучше. По мнению В.В. Давыдова, ребёнок, даже достаточно долго обучаясь в начальном звене школы, становится школьником далеко не сразу.
Происходит постепенное становление его как школьника и вхождение в школьную жизнь. Многие дети, поступив в первый класс школы сталкиваются с определёнными трудностями. У большинства из них это связано с привыканием к новым условиям. Но трудности одних достаточно быстро уменьшаются, когда как у других становятся неразрешимой проблемой. Иногда это делает детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми [4].
С точки зрения физиологов, привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребёнка проходит через несколько этапов. При переходе со ступени, на ступень, в течение первых 3 недель дети испытывают «физиологическую бурю». В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем.
Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. Лишь после этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Продолжительность всего периода школьной адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев. Это зависит от индивидуальных особенностей ученика.
Многие школьники на начальном этапе адаптации, в этот период жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризы детей, снижение способности к саморегуляции поведения и др. В исследованиях С.Б. Лурье, Н.Г. Блиновой, рассматривается роль морфофизиологических и психологических особенностей детей в адаптации к систематическому обучению. Они отмечают, что на протекание процесса адаптации школьников к новым условиям обучения влияют скорость индивидуального развития, уровень психологической готовности к обучению и исходный вегетативный тонус и др.
Наиболее оптимально к школе, на любом этапе обучения адаптируются дети, имеющие оптимальные темпы развития и высокий уровень психологической готовности к школьному обучению. У детей, с отклонениями в темпах развития, адаптация к обучению сопровождается гораздо большими физиологическими и психоэмоциональными затратами организма. Если у ребёнка не произошло успешной адаптации к обучению на следующей образовательной ступени, психологи говорят о дезадаптации школьника.
Понятия адаптация и дезадаптация могут иметь различные значения в зависимости от того, какие аспекты в целом рассматриваются, социальные, или биологические. Под школьной дезадаптацией понимают профилактику и способы преодоления нарушений процессов жизнедеятельности младших школьников, которые вовремя не смогли адаптироваться к учебной деятельности.
Специалисты отмечают, что, если подобного рода процессы не устранить в младшей школе, это может оставаться с учеником до достижения им подросткового возраста.
Ребёнка не понимают в таком случае не только учителя, но и его собственные родители. При слабой дезадаптации у ребёнка потеряны навыки самоконтроля. Если эти процессы будут усиливаться, можно говорить об асоциальном поведении школьника [11].
Психологи считают, что увеличивается количество детей, которым не удается адаптироваться к условиям школьной жизни. В школе детям приходится резко переключаться на учебную деятельность. Содержание всех образовательных областей в основной образовательной программе строго регламентировано, и педагог обязан обучить ребёнка всем тем дисциплинам, которые заложены в образовательной программе.
Дети далеко не всегда понимают и принимают те требования, которые к ним предъявляют и это приводит к углублению причин возникновения дезадаптации у подрастающего поколения. Это может выражаться в ухудшении взаимоотношений с учителями и родителями. Ребёнок не желает идти в школу. Ему сложно и некомфортно в этой новой для него среде и др.
Дезадаптация ребёнка в школе практически всегда влечёт за собой неуспеваемость, конфликтность, агрессивность и поведенческие нарушения. Чем старше становится ребёнок, тем более усиливается асоциальность всех этих действий. если педагогам не удаётся адаптировать ребёнка к системной учебной деятельности в условиях младшей школы, ему угрожает опасность быть хронически неуспевающим учеником.
Сами асоциальные действия ребёнка будут являться проявлением сложного социального и психологического явления - дезадаптации. Дезадаптация может проявляться у ребенка разнообразно. Это зависит от его возраста, симптомов проявления и многих иных факторов. При этом основные аспекты школьной дезадаптации следующие:
-слабая успеваемость в обучении либо полное ее отсутствие;
-нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению;
-нарушения в поведении.
Психологи считают, что в большинстве случаев дезадаптация осложняется отклонениями в психическом развитии субъекта. При этом многие дети средних способностей и без психических отклонений в развитии могут также быть дезадаптированными, начиная с начальной школы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамова, П.А. Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста: способы реализации [Текст] / П.А. Адамова, В.В. Винникова, Т.М. Газарова // Образование и воспитание. – 2017. – No 2. – С.21-24.
2. Алиева, Ш.Г. Cоциальное развитие младших школьников [Текст] / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – No 2. – С.711-715.
3. Борисова, К.О. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования социальной активности [Текст] / К.О. Борисова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сб. тр. науч. конф. – Воронеж: Ритм. - 2017. – С.14-17.
4. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь. - 2002. – 80 с.
5. Евтеева, Е.С. Влияние детско-родительских отношений на развитие социальной успешности младших школьников [Текст] / Е.С. Евтеева // Молодежь XXIвека: образование, наука, инновации: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: НГПУ. - 2017. – С.95-96.
6. Забродина, А.В. Реализация возможностей дополнительного образования в социальном развитии младших школьников [Текст] / А.В. Забродина // Гносеологические основы образования: сб. тр. науч. конф. / ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец. - 2017. – С.336-338.
7. Зайцева, Е.А. К вопросу о развитии социального интеллекта в учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е.А. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – No 1. – С. 946-948.
8. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социального развития ребенка в период детства [Текст] / М.А. Иваненко // автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.07 / М.А. Иваненко. – Екатеринбург. - 2015. – 23 с.
9. Калинина, Е.А. Развитие социального опыта во внеурочной деятельности младших школьников [Текст] / Е.А. Калинина // Наука и социум: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: СИПСПСР, 2017. – С.73-75.
10. Кокуева, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка [Текст] / Л.В. Кокуева. – М.: АРКТИ. - 2016. – 112 с.
11. Левина, И.Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации [Текст] / И.Л. Левина // автореф. дисс. д-ра. мед. н. / И.Л. Левина. – Томск, 2013. – 42 с.
12. Любецкая, Т.А. Внеурочная деятельность младших школьников как фактор всестороннего развития личности [Текст] / Т.А. Любецкая, Н.А. Толмачева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. тр. науч. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс. - 2016. – С.185- 188.
13. Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема [Текст] / Э.С. Меджидова // Молодой ученый. – 2016. – No 6. – С.799-803.
14. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. Москва, июнь 2015 г. – М.: Буки-Веди. - 2015. – С.59-62.
15. Мулдашева, М.М. Внеурочная деятельность младших школьников как составная часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО [Текст] / М.М. Мулдашева // Новые технологии в образовании: сб. тр. науч. конф. – М.: Перо. - 2017. – С.60-63.
16. Пащенко, Т.В. Средства формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в педагогическом процессе [Текст] / Т.В. Пащенко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, сентябрь 2013 г. – Новосибирск: НСК.: СибАК. - 2013. – С.127-132.
17. Петрова, И.В. Развитие социальной компетентности младших школьников [Текст] / И.В. Петрова // Поволжский педагогический поиск. – 2015 г. – No 2 (12). – С.56-59.
18. Попова, С.В. Социально-эмоциональное развитие младших школьников [Текст] / С.В. Попова, С.Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – No5. – С.260-263.
19. Потемкина, Ю.С. Развитие социального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Ю.С. Потемкина, Е.А. Соловьева // Мир педагогики и психологии. – 2017. – No 6 (11). – С.143-153.
Родионова, Л.А. Социально-коммуникативное развитие младших школьников как одно из приоритетных направлений образования детей [Текст] / Л.А. Родионова, С.В. Пазухина. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. Санкт- Петербург, декабрь 2017 г. – СПб.: Свое издательство. - 2017. – С.63-65.
20. Рябова, Е.Ю. Внеурочная деятельность как средство развития личности младших школьников [Текст] / Е.Ю. Рябова // Перспективы развития научных исследований: сб. тр. науч. конф. – Нефтекамск: Мир науки. - 2016. – С.131-134.
21. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе [Текст] / С.И. Семенака. – М.: АРКТИ. - 2015. – 72 с.
22. Смородинова, З.И. Развитие социальной компетентности младшего школьника [Текст] / З.И. Смородинова // Научный альманах. – 2016. – No 6 (19). – С.390-393.
23. Социальное развитие младших школьников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа [Текст] / авт.-сост. Л.А. Загуменная. – Волгоград: Учитель. - 2013. – 231 с.
24. Сутковая, Н.В. Педагогическое сопровождение как объект методической работы [Текст] / Н.В. Сутковая // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар, февраль 2017 г. – Краснодар: Новация. - 2017. – С.29-33.
25. Хохлова, В.А. Коллективные творческие дела в социальном развитии младших школьников [Текст] / В.А. Хохлова // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества: сб. тр. науч. конф. – Уфа: Аэтерна. - 2017. – С.138-140.
26. Шаймарданова, Л.Ш. Внеурочная деятельность в начальной школе как фактор развития личности младшего школьника [Текст] / Л.Ш. Шаймарданова, А.С. Леонтьева // Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования: сб. тр. науч. конф. – Прага: Vеdecko vydavatelskе centrum «Sociosfеra-CZ». - 2018. – С.62-64.