Фрагмент для ознакомления
2
Данные методы являются наиболее часто используемыми в современной реальности.
Наиболее распространенным методом оценки является метод социометрии, который позволяет осуществить структурный анализ именно малых групп, которых в отечественной практике подавляющее большинство.
Социометрия позволяет исследовать одну из первопричин неблагоприятного социально-психологического климата – межличностные отношения, а также по каким вопросам и сферам происходят коммуникации в группе, размер которой не может превышать 12-15 человек.
Так, например, по результатам такой социометрии компании ООО «Арбор» в 2020году удалось выявить по каким процессам коммуникативные связи идут более насыщенно, а по каким отстают в своем информировании, что позволило руководству изменить характер передачи информации, тем самым изменив уровень социально-психологического климата.
Так, наиболее активными были связи по учебным процессам, а по неформальным и организационным – менее насыщенными.
По результатам исследования руководство изменило способы и формат передачи информации, что увеличило процент информированности обо всех изменениях в организации.
Таким образом, основным и наиболее важным, практически обоснованным предназначением диагностики социально-психологического климата является возможность управления климатом, а также развития гибкости и адаптивности стиля руководства, которые в свою очередь позволяют познать и использовать законы психической детальности каждого человека для оптимизации всех психологических явлений и процессов в интересах организации, общества и личности.
2.2. Рекомендации по формированию благоприятного социально-психологического климата в организации
На основании вышеизложенного анализа и синтеза факторов, влияющих на формирование социально-психологического климата разработаем рекомендации по формированию благоприятного СПК.
В настоящее время существует достаточно большое количество мер по формированию благоприятного климата в коллективе в отечественной и зарубежной практике.
Основополагающими и общими рекомендациями по формированию благоприятной социально-психологической атмосферы для большинства организаций в отечественной практике являются следующие:
1. Моральное стимулирование труда коллектива.
Это совокупность мероприятий, направленных на регуляцию поведения работников на основе предметов и явлений, которые отражают общественное признание и престижа определенного сотрудника.
Такими мерами выступают похвала, награды, карьерный рост, официальное заявление и признание заслуг сотрудника, участие в образовательных проектах и т.д.
В целом, наличие морального стимулирования и наличие информации о таком виде стимулов запускает у сотрудников процесс повышения мотивации, которая выражает собой потребность в самовыражении, творчестве и признании.
2. Организация и поощрение корпоративных мероприятий.
Рекомендация является в настоящее время своеобразным трендом и аутентичностью каждой организации – это разнообразные тимбилдинги, праздники, тренинги, путешествия, игры и не только.
Данный метод является не только способом повышения имиджа компании, но и позволяет расслабить сотрудников, снять напряжение, запустить процесс творческого создания идей, совместного отдыха и способствует формированию доверительных отношений между сотрудниками не только по рабочим вопросам.
Более того, такие мероприятия позволяют новым сотрудникам иметь дополнительную возможность адаптации в новом коллективе, увидеть и подтвердить успех компании.
Корпоративные мероприятия также служат росту и приобщению сотрудников к ценностям компании.
Также тренинги и тимбилдинги позволяют в игровой форме регулировать отношение коллектива, например, к нововведениям и заранее сформировать положительное ожидание изменений, что позволить обеспечить наибольший успех.
Наиболее эффективными и часто используемыми командообразующими играми являются тренинги, представленные в таблице 1.4.
Таблица 1.4 – Эффективные командообразующие тренинги
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства РФ . – 1994. – № 32. (ред. 01.03.2024).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 31 декабря. (ред. 14.04.2024).
3. Байкова Л. А. Психология здоровья. Социальное здоровье детей и молодежи. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 216 с.
4. 2. Аксенова, Е.А. Управление персоналом [Текст] / Е.А. Аксенова; под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - Москва: ЮНИТИ, 2022. - 54-58 с.
5. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 246 с.6. Астахов, Ю.В. Актуальные проблемы планирования карьеры [Текст]: учебное пособие. / Ю.В. Астахов / Белгород, 2020. - 110 с.
7. Чернова Г. Р. Социальная психология. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт. 2019. 188 с.8. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2023. - 511с.
9. Веракса, Н.Е. Социальная психология: учебник / Н.Е. Веракса. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
10. Бухалков, М.И. Управление персоналом [Текст] / М.И. Бухалков: учебник. – 2-е изд., испр. и доп.- ИНФА-М, 2021. – 400 с.
11. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом [Текст] / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин // Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. –352 с.
12. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2023. - 800 c.
13. Дроздов, В.А. Резерв кадров для выдвижения [Текст] / В.А. Дроздов. – М, 2021. – 127 с.
14. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом [Текст]: учебное пособие для вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. / А.П. Егоршин // Изд-во «ИНФА-М», 2021. – 352 с.
15. Жданко, Т.А. Управление личной карьерой в образовательнопрофессиональном пространстве // Профессиональное образование. Столица. – 2021. – №5. – С. 37-38.
16. Сухов, А.Н. Социальная психология. (СПО). / А.Н. Сухов. - М.: Academia, 2023. - 159 c.
17. Ислантьев, Г.С. Кадры предприятия [Текст] / Г.С. Ислантьев: учебн.пособие. – Москва, 2021. – 186 с.
18. Карташова, Л.В. Управление человеческими ресурсами: учебник [Текст] / Л.В. Карташова // Изд-во «ИНФА-М», 2021. – 236 с.
19. Социальная психология развития в 2 частях. Часть 2 / под ред. Н. Н. Толстых. М.: Юрайт. 2023. 396 с.
20. Кротова, Н.В. Управление персоналом: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Н.В. Кротова, Е.В. Клеппер // Финансы и статистика, 2021. – 320 с.
21. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация [Текст] / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М., 2021.-245-254с.
22. Кузнецов, В.И. Управление персоналом. Система дистанционного обучения [Текст]: учебно-практ. Пособие / В.И. Кузнецов. - М.: ВЛАДОС, 2022.-174с.
23. Ладанов, И.Д. Практический менеджмент. Управление персоналом [Текст] / И.Д. Ладанов. - М., 2022. - 155-157с.
24. Лукичева, Л.И. Управление организацией: учебное пособие. – 3-е изд. / Л.И. Лукичева // Изд-во «Омега-Л», 2022. – 360 с.
25. Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Инфра-М, 2020.- 65c.
26. Магура, М.И. Современные персонал-технологии. / М.И. Магура, М.Б. Курбатова // ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2020. – 376 с.
27. Мансуров, Р.Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. / Р. Е. Мансуров // БХВ-Петербург, 2020. – 142 с.
28. Марусов, Н.К. Управление карьерой персонала в условиях производства [Текст] / Н.К. Марусов. – М.: РЭА, 2020. – 57с.
29. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст] / Е.В. Маслов. - М.: Инфра-М, 2020. - 295-301с.
30. Минюрова, С.А. Психологические детерминанты выбора карьеры как характеристики личностно-профессионального саморазвития человека // Актуальные проблемы современной науки. – 2020. – №5. – С. 61-66.
31. Могилевкин, Е.А. Управление карьерой профессионала – современный взгляд / Е.А. Могилевкин, А.У. Новгородов // Управление человеческим потенциалом. – 2020. – №4. – С. 286-294.
32. Молл, Е.Г. Управлениекарьеройменеджера / Е.Г. Молл // Питер, 2020. – 352 с.
33. Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2021 - C.67-70, 112-115.
34. Николсон, Н. Развитие карьеры в организации [Текст] / Н. Николсон // Проблемы теории и практики управления. – 2021. - №9. – С. 141– 143.
35. Новицкий, Н.И. Планирование карьеры [Текст]:учебн.пособие / Н.И. Новицкий. – Москва, 2021. – 207 с.
36. Носс, И.Н. Психология управления персоналом предприятия. Профессиологический аспект / И.Н.Носс, Н.В. Носс // «КСП+», 2021. – 240 с.
37. Оводенко, Д.В. Стратегическое управление интеллектуальными ресурсами корпоративных образований / Д.В. Оводенко // Вестник СаЭФКОМкого государственного экономического университета, № 12(86), 2021. – с. 69-72.
38. Оганесян, И.А. Управление персоналом организации [Текст] / И.А. Оганесян. – Москва, 2021. – 152 с.
39. Парсаданов, Т.М. Планирование карьеры руководителя специалиста [Текст] / Т.М. Парсаданов // Кадры, №8, 2021. – 140 с.
40. Платонов, Ю.П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях [Текст] / Ю.П. Платонов. – М.: Речь, 2020. – 196с.
41. Поляков, В.А. Технологии карьеры [Текст] / В.А. Поляков. – М, 2019. – 187 с.
42. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология [Текст] / Л.Г. Почебут. – Спб, 2020. – 48 с.
43. Резник, С.Д. Управление личной карьерой [Текст]: учеб.пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина, В.С. Резник. - М.: ЛОГОС, 2021. - 260 с.
44. Савченко, В.А. Управление развитием персонала [Текст]: учебное пособие. / В.А. Савченко // Изд-во «ИНФРА-М», 2021. – 180 с.
45. Скопылатов, И.А. Управление персоналом [Текст] учеб.пособие для вузов / И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов. - СПб. : Изд-во Смольн. ун-та, 2021. - 399 с.
46. Служебная карьера [Текст]: учебно-методическое пособие / А.С. Гусева., В.А. Иглин, Б.В. Лытов. – М.: Экономика, 2020. – 302 с.
47. Сотникова, С.И. Управление карьерой [Текст]: учебное пособие / С.И. Сотникова. - М.: Инфра-М, 2021. – 57 с.
48. Спивак, В.А. Деловая карьера и продвижение персонала [Текст]/ В.А. Спивак. –Спб, 2021. – 184 с.
49. Управление персоналом. Регламентация труда [Текст] / Под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. // Изд-во Экзамен, 2021.
50. Филина, Ф.Н. Понятие и этапы карьеры специалиста [Текст] / Ф.Н. Филина // Российский бухгалтер. – 2021. - №10. – С. 67-68
51. Чашина, О.М. Научная организация труда в системе управления персоналом компании [Текст] / О.М. Чашина // Управление персоналом. – 2021. – №12. – С. 53-56.
52. Хлопова, Т. Восполнение кадров рабочих и молодых специалистов [Текст] / Т. Хлопова // Человек и труд. - 2020. - №1. – С. 15-19
53. Черемошкина, Л. О необходимости системного подхода к изучению и управлению развитием человеческого капитала [Текст] // Человек и труд. – 2021. – №1. – С. 15-19.
54. Черкасская, Г.В. Управление деловой карьерой [Текст] : учебн.пособие / Г.В. Черкасская. – М., 2022. – 210 с.
55. Чижов, Н.А. Кадровые технологии [Текст]: учебн.пособие / Н.А. Чижов. – М.,2021. – 45 с.
56. Чмырь, Ю.Ю. Факторы формирования и черты «трудового потенциала» кадров предприятия [Текст] / Ю.Ю. Чмырь // Российское предпринимательство. – 2021. – №5. – С. 22-27.
57. Шапиро, С.А. Управление деловой карьерой [Текст] / С.А. Шапиро // Управление мегаполисом. – 2022. – №1. С. 68-70
58. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации [Текст] / С.В. Шекшня. - М., 2021. - 332с.
59. Шепель, В.М. «Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями» [Текст] /В.М. Шепель. - М., 2022. – 191с.
60. Шлендер, П.Э. Управление персоналом организации [Текст]: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / П.Э. Шлендер // Изд-во Магистр, 2021. — 686 с.
61. Эффективный руководитель [Текст]: учебно-практическое пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – 3-е изд. // Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 596 с.
62. Юрасова Т. Горизонтальная карьера – метод реализации потенциала сотрудника [Текст] / Т. Юрасова // Элитный персонал. – 2022. – № 31. – С. 31-34
63. Яновая, С.С. Управление трудовыми ресурсами [Текст] / С.С. Яновая.-М.:ЮНИТИ,2022. - 174 с.