Фрагмент для ознакомления
2
Для рассмотрения проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, необходимо охарактеризовать ключевые понятия.
Готовность к школьному обучению подразумевает под собой совокупность психологических особенностей у ребенка старшего дошкольного возраста. Психологическая готовность к обучению в школе, рассматривается на современном этапе как комплексная характеристика у ребенка, которые раскрывает уровни развития психологических качеств (мышление, внимание, речь, память и т. д.). Высокий уровень развития каждой когнитивной способности воспитанника является предпосылкой к плавной интеграции ребенка в школу, избежание трудной адаптации, ярковыраженного кризиса 7 лет. Такие дети смогут нормально войти в новую для себя обстановку, приспособиться к другому своему статусу и начать свою учебную деятельность.
В случае если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению, то он будет с желанием ходить в данную образовательную организацию, понимать необходимость в учении и посещении школы, у него будет стремление получать новые знания, умения и навыки.
Психологическая готовность к школе так же предусматривает не только желание у ребенка к учебе, но и наличие у него определенной системы знаний и умений.
Психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка постепенно с момента рождения — в общение со взрослыми и сверстниками. Когда ребенок, поступает в школу не говорят, что он готовый ученик, а прежде всего, отмечают его психологическую готовность или неготовность к новой жизни в школе.
У воспитанника должно быть хорошо развито психологическое развитие. Сформированы качества психологической готовности к школе для того, чтобы в средней образовательной организации он мог понимать и усваивать образовательную программу, выполнять задания по требованиям ФГОС НОО и т. д. Также необходимо, чтоб ребенок мог сотрудничать со сверстниками, воспринимал речь педагога, знал нормы поведения и многое другое.
После изучения теоретических основ подготовки к школьному обучению старших дошкольников, можно сделать вывод, что выделяют 4 компонента школьной готовности:
• Мотивационный;
• Интеллектуальный;
• Эмоционально-волевой;
• Социально -личностная.
Мотивационная готовность — это уровень развития познавательного интереса, желания учиться и добиваться успехов в учении. Социально-личностная готовность - сформированы внутренней позиции ребенка, а также сформированы коммуникативных качества и навыки. Интеллектуальная готовность необходима для развития мыслительных процессов, познавательных интересов, речи. Эмоционально-волевая готовность – необходим достаточно высокий уровень развития произвольного памяти.
Рассмотрим психологическую готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматриваются нами, как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивают переход к учебной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе связана с уровнем развития познавательной сферы дошкольников, с развитием мыслительных процессов. Данный компонент готовности школе является важнейшим итогом дошкольного детства.
Основными компонентами интеллектуальной готовности к обучению в школе являются познавательные процессы как внимание, восприятие, память, мышление, речь и мелкая моторика.
Подготовка к школе также включает формирование готовности к принятию новой «социальной позиции». Ребенок должен понимать, что в школе у него появиться новый статус ученика и соответствующий этой роли задачи, требования и правила поведения.
Педагоги-психологи говорят о том, что в дошкольной организации необходимо подготовить ребенка к тому, чтобы он мог выполнять те или иные задания, которые будет перед ним ставит школа. Он должен уметь выполнять задания по образцу, слушать требования учителя и выполнять упражнения, не отвлекаясь на других и точно следуя инструкции.
В работах. А. В.Запорожца готовность к обучению в школе понимают, как «целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включают особенности мотивации, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности». Н.А.Цыркун в своих работах отмечает, что «подготовка детей к обучению в школе предполагается формирование у дошкольников не только познавательной активности, но и воли».
Е.Е. Кравцова раскрывает понятие «волевая готовность ребенка к школе». В своих работах она пишет о том, что данный компонент готовности произвольно проявляется во всех познавательных процессах. Так, ребенок с помощью воли может управлять памятью, мышлением, речью.
Т.Д.Молодцова раскрывает эмоциональный компонент готовности в качестве ведущего. Она утверждает, что к началу школьного обучения ребенок должен научиться контролировать свою импульсивности и преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять чувствами.
Ребенок должен спокойно сидеть за партой, не мешать учителю и одноклассникам, выполнять задания учителя по инструкции.
Волевая готовность к школе определяются высоким уровнем произвольно управлять поведения, умением произвольно регулировать свои психические процессы. Данный вид готовности считается сформированным, если старший дошкольник овладел такой структурой деятельности и поведения, в которой ставится цель, складываются усилия и регулируют собственную активность на пути достижения поставленной цели.
Эмоциональная готовность определяется высоким уровнем умения преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять чувствами.
Волевая и эмоциональная готовность к школе связаны и имеют общие проявления и пути формирования, вследствие этого они могут рассматриваться в качестве единого интегративного эмоционально-волевого компонента. И подчеркивают в своих исследованиях Н.И.Гуткина, А.Н. Леонтьев и др. Ведущую деятельность дошкольного детства указывал Д.Б. Эльконин.
Й.Шванцара определял главными компонентами готовности ребенка к школе умственное, социальное, эмоциональное развитие личности.
Изучение психологической готовности детей к школьному обучению вели и другие отечественные психологи. Так, К.В. Бардин, А.Л. Венгер, Ю.Ф. Змановский, Е.Е. Кравцова и другие рассматривали проблему психологической готовности детей к обучению в школе с точки зрения развития личностных качеств.
В.С.Мухина считает, что готовность к школьному обучению заключается, прежде всего, в желании и осознании ребенком необходимости учиться.
Н.И.Гуткина под психологической готовностью к школьному обучению понимает «необходимость и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников».
Т.И. Шульга отмечает, что проявление эмоциональной уравновешенности напрямую зависит от сформированности эмоционально-волевого компонента психологической готовности к обучению.
Психологическая готовность детей к школьному обучению является важным фактором, которые определяется дальнейшее развитие личности ребёнка. Л.И.Божович в понятие психологической готовности включает развитие особенностей личности ребенка. Н.И.Гуткина считает, что психологическая готовность к школе – это необходимо и достаточно уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бокова О.А, Рыбин Д.Н., Никурдина И.И. Развитие наглядно-образного мышления дошкольников средствами дидактических игр: результаты опытно- экспериментальной деятельности дошкольного учреждения / О.А. Бокова, Д.Н. Рыбина, И.И. Никурдина // Мир науки, культуры, образования. - 2021. -№ 2 (87). - С. 260-264.
2.Борзов О.М. Данилова М.В. Психологическая готовность к учебной деятельности старших дошкольников / О.М. Борзова, М.В. Данилова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 6. - С. 61.
3.Вахремеева О.А. Значение мотивационной сферы в адаптации дошкольника к обучению в условиях массовой школы / О.А. Вахремеева// Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (38). - С. 29-33.
4.Верхотурова Ю.А., Гареева Е.В. Критериально-уровневая модель готовности детей к школьному обучению на примере учреждения дошкольного образования / Ю.А. Верхотурова, Е.В. Гареева // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 3. - С. 82-87.
5.Вершинина Н.В. Формирование логических операций в контексте развития связной речи старших дошкольников / Н.В. Вершинина // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 4 (12). - С. 23-26.
6.Гареева Е.В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению / Е.В. Гареева //Педагогическое образование в России. - 2019. - № 6. - С. 125-130.
7.Головушкина Н.В., Волгина В.Н. Мотивация и познавательные процессы старших дошкольников с разным уровнем речевого развития / Н.В. Головушкина, В.Н. Волгина // Царскосельский чтения. - 2017. - Т. 2. - С. 304-307.
8.Головко Е.А., Изучение сформированности мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы подготовки к школе / Е.А. Головко // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 1 (43). - С. 221-225.
9.Донцов Д.А., Власова С.В., Тихолаз О.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка / Д.А. Донцов, С.В. Власова, О.Е. Тихолаз // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 50-1. - С. 30-41.
10.Жулина Е.В., Медведская И.В. К вопросу о диагностическом инструментарии оценки навыков связной речи у дошкольников / Е.В. Жулина, И.В. Медведская // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-4. - С. 53-57.
11.Киселева И.А. Проблема готовности к школьному обучению в трудах психологов и педагогов / И.А. Киселева // Проблемы педагогики. - 2017. - № 4 (27). - С. 40-42.
12.Константинова В.В. Анализ эффективности программ предшкольной подготовки / В.В. Константинова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 8-3 (13). - С. 17-20.
13.Лапшина В.С. Проблема формирования речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе / В.С. Лапшина // Символ науки. - 2018. - № 10. - С. 87-90.
14.Леонова Е.В. Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе / Е.В. Леонова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 122-128.
15.Литвиненко Н.В., Прокопенко Т.И. Социально-психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: постановка и решение проблемы / Н.В. Литвиненко, Т.И. Прокопенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. 438-443.
16.Мартыненко Т.В. Особенности сформированности связной речи старших дошкольников / Т.В. Мартыненко // Обучение и воспитание: методики ипрактика. - 2016. - № 18. - С. 106-109.
17.Новикова Н.В. Виды деятельности в процессе формирования готовности к школьному обучению: требования ФГОС и практика работы / Н.В. Новикова//Человек и образование. - 2020. - № 2 (63). - С. 110-115.
18.Тупикина Д.В., Мартынова Н.В., Гурьянова И.В. Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Тупикина, Н.В. Мартынова, И.В. Гурьянова // Современное педагогическое образование. - 2018. - № 3. - С. 98-102.
19.Чикова И.В., Мантрова М.С. Особенности и динамика формирования интеллектуальной готовности детей к обучению в школе / И.В. Чикова, М.С. Мантрова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - №1 (22). - С. 326-329.
20.Шерешик Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / Н.Н. Шерешик // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5-2. - С. 111-114.