Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования данной темы связана с важностью правовых и организационных вопросов охраны государственной тайны и ответственности за разглашение ее содержимого. Правовой институт государственной тайны имеет сложный межотраслевой характер и формируется как частноправовые, так и публично-правовые нормы. Поэтому в данной работе особое внимание уделяется законодательству о государственной тайне и гражданско-правовым механизмам ее регулирования. Широко известно, что информация, составляющая государственную тайну, является строго секретной и доступна только узкому кругу лиц. Государство бдительно следит за тем, чтобы ключевые сведения о своей внутренней и внешней политике не просочились за пределы установленных социальных кругов.
Главное отличие государственной тайны от обычной заключается в том, что она связана с интересами всего государства и ее распространение может нанести огромный ущерб безопасности страны в целом. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена значимостью охраны государственной тайны в современных условиях. В условиях формирования нового мирового порядка существует непосредственная зависимость между обеспечением государственной безопасности и стратегической политикой в информационной сфере, которую проводит правительство страны. Именно поэтому обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну, становится важнейшей задачей. При этом особое внимания следует уделить практической реализации правовых режимов в сфере обращения информации на территории России. Особо следует отметить гражданско-правовой режим защиты государственной тайны, в котором регулируются деятельность государственных органов, должностных лиц, предприятий и граждан, направленная на обеспечение сохранности и охраны сведений, составляющих государственную тайну.
Объектом данного исследования является процесс допуска должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.
Предметом исследования являются пределы доступа должностных лиц к защищаемым сведениям.
Цель работы заключается в исследовании процедуры допуска должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также определении пределов их доступа к защищаемым сведениям.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
изучение понятия государственной тайны и ее значения для обеспечения безопасности государства;
раскрытие законодательной базы, регулирующей допуск к государственной тайне, рассмотрение процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
определение обязанностей и ответственности должностных лиц, ознакомленных с такими сведениями, описание системы защиты информации и контроля доступа к ней;
раскрытие механизмов ответственности за утечку государственной тайны;
выявление проблем, возникающих при работе лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и разработка путей их решения.
В ходе исследования использовались такие научные методы, как анализ и синтез научной и учебной литературы, исторический подход, сравнительно-правовое исследование, структурно-логическое изложение материала, формально-юридический прием.
Структура работы включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.
1 Допуск должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну: пределы доступа
1.1 Понятие государственной тайны и ее значение для обеспечения безопасности государства
Государственная тайна является фундаментальным юридическим элементом в современном обществе, основная ценность которой заключается в обеспечении эффективности государственного аппарата. Специфический политический нюанс, встроенный в эту концепцию, является неотъемлемым атрибутом, без которого невозможно осуществление государственной власти. Многие эксперты признают эту сферу приоритетной для государственной политической работы. Она позволяет гарантировать национальную безопасность, укреплять конституционно-правовые основы и защищать информацию, являющуюся государственной тайной.
На законодательном уровне Российской Федерации термин «государственная тайна» определяется в Законе «О государственной тайне» [3]. Этот термин охватывает большое количество информации, которая находится под защитой государства и имеет важное значение для военной сферы, внешней политики, экономики, разведки и других областей. Распространение такой информации может нанести ущерб безопасности нашей страны. Именно поэтому существует тесная связь между государственной тайной и безопасностью государства.
В законодательстве Российской Федерации, а именно в статье 5 Закона «О государственной тайне», перечислены категории информации, которые являются государственной тайной и не могут быть разглашены. Детальное рассмотрение данного аспекта будет проведено в последующих параграфах, уже включенных в данное исследование. Кроме того, на законодательном уровне рассматриваются вопросы, касающиеся защиты информации, которая признана государственной тайной. В юридической практике России применяются меры, направленные на создание государственной системы, которая решает широкий круг задач, обеспечивая сохранение информации, недоступной для свободного доступа. В результате формируются структурные компоненты, позволяющие эффективно решать разнообразные проблемы, включая:
1. Противодействие вмешательству разведывательных служб иностранных государств во внутренние дела других стран.
2. Создание и поддержание единой технической системы политического воздействия, обеспечивающей защиту государственной тайны.
3. Сопровождение и контроль работы всех специализированных подразделений, действующих в данной сфере [6, с. 68].
Каждая страна стремится оберегать свои секреты и тайны от возможного взлома другими конкурентными спецслужбами. Для этого в государстве создаются специальные органы, которым поручается разработка правил взаимодействия и обращения со сведениями, доступ к которым ограничен. Они осуществляют различные проверки и выдают допуск к данным определенному кругу лиц.
В России межведомственная комиссия, действующая по указанию президента, координирует действия различных служб, связанных с обеспечением сохранности секретной информации. Для обеспечения секретности различных документов существуют специальные отделы, а отделы, занимающиеся выполнением государственных оборонных заказов, имеют свои специализированные подразделения. Охрана информации осуществляется не только с помощью правового регулирования, но и нормативно-правового регулирования, которое включает в себя разработку новых административно-правовых норм.
В 1993 году вступил в силу закон РФ под номером 5485–1, который регулирует государственную тайну с точки зрения права. В данном законе содержится информация о том, что относится к государственной тайне, как засекретить и рассекретить сведения для обеспечения безопасности. Однако в данной области возникают проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием.
Данный закон имеет несколько серьезных недостатков. В нем содержатся разные сведения, относящиеся к государственной тайне, которые являются громоздкими. Также не регулируется вопрос о соотношении различных сведений, включающих государственную тайну, который решается в разных инстанциях. Отсутствие единого подхода к установлению размера ущерба, который возникает при незаконном разглашении сведений, и определение степени вреда, полученного организацией или собственником, также являются проблемой. Кроме того, необходимо определить, какие сведения являются государственной тайной и насколько они секретны. В современном мире актуальна проблема определения материального ущерба, а также разработки правовой базы для защиты государственных секретов в зависимости от определения понятия «тайна».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lvgmirjqte62379788 (Дата обращения 26.04.2024).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/?ysclid=lvgmjeyh67924545054 (Дата обращения 26.04.2024).
3. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» // Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/?ysclid=lvgmjyblee2783976 (Дата обращения 26.04.2024).
4. Закон РФ «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] - https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/?ysclid=lvgmk9hmt2848886822 (Дата обращения 26.04.2024).
5. Альгин, А.П. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник для вузов / А.П. Альгин. – М.: Юрайт, 2021. – 484 с.
6. Барабашев, А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А.Г. Барабашев. – М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
7. Буга, А.В. Теория и механизмы современного государственного управления / А.В. Буга. – СПб.: Астерион, 2023. – 212 с.
8. Васильева, В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В.М. Васильева. – М.: Юрайт, 2022. – 441 с.
9. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова. – М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
10. Дзина, М.А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М.А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 114. – С. 512-517.
11. Захарова, Н.И. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н.И. Захарова. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
12. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 2: учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – М.: Юрайт, 2022. – 594 с.
13. Наумов, С.Ю. Основы организации муниципального управления / С.Ю. Наумов. – М.: ИНФРА-М, 2023. – 375 с.
14. Уманская, В.П. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография / В.П. Уманская. – М.: Норма, 2023. – 176 с.
15. Чазова, И.Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И.Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2023. – № 4. – С. 53-59.