Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Невозможно представить жизнь современного общества без рекламы. Будучи динамичной, быстро трансформирующейся сферой общественной жизни, реклама адаптирует человека к стремительно меняющемуся миру. Как социокультурный феномен она неизбежно влияет на наше сознание, мировоззрение, поведение, на наше отношение к себе и окружающему миру .
Основываясь на этом, можно определить рекламу как один из достаточно мощных инструментов манипулирования сознанием, а ее функции как не только простое информирование человека о товаре или услуге, но и как попытку склонить интерес человека в сторону предлагаемого продукта. Это в корне трансформирует ценностные ориентиры человека, а также и стиль его жизни, его общение и идеалы, что не может не отразиться на его духовно-ценностном развитии.
Целью данной работы является рассмотрение рекламной коммуникации как мультипликации ценностей современного общества.
Задачи:
- рассмотреть специфику современной рекламы;
- описать ценности современного социума;
- изучить специфику социальной рекламы;
- описать роль социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни: примеры;
- описать рекламу как отражение семейных ценностей и отношения к гендеру у современного общества: примеры.
Объект исследования – рекламная коммуникация.
Предмет исследования - рекламная коммуникация как мультипликация ценностей современного общества.
Методы исследования – сравнение, изучение источников и литературы.
Эмпирическую базу исследования составили социальная реклама здорового образа жизни и современная реклама, отражающая гендерные стереотипы.
Теоретическую базу составили статьи и монографии, посвященные как изучению ценностей: Лаврищевой А. В. , так и анализу рекламы как отражения ценностей общества: Бакулиной Р. А. , Кашина П. С., Авакян Л. А. и др.
Реклама, возникнув как важный элемент маркетинговой коммуникации, сегодня всё чаще рассматривается в качестве соиокультурного явления и средства массовой коммуникации. В качестве средства массовой коммуникации реклама является специальным каналом активного воздействия на массовые аудитории с целью побуждения их к действию. По силе воздействия на аудиторию рекламу сегодня можно сравнить с такими традиционными социальными институтами, как образование и религия.
В России отношение ученых к рекламе стало меняться лишь в конце XX - начале XXI века: происходит расслоение маркетингового и социокультурного подходов в трактовке ее сущности. Социокультурный аспект - это понимание рекламы как вида коммуникации, сопряженного внутренними органическими связями с развитием социума и культуры во всех ее проявлениях. Реклама ведь не только продвигает товары или стиль жизни - она создает эстетические образцы и коды общения в универсуме».
Несомненна взаимозависимость между понятиями «реклама» и «ценностные ориентации» общества. Реклама, становясь частью массовой культуры, выполняет еще и важнейшую функцию социокультурной консолидации повседневной жизни, стабильности общества. Не случайно известный канадский ученый Маршалл Маклюэн определял рекламу как спрессованный образ современности . Она аккумулирует чувства и опыт всего общества. В идеале реклама стремится к гармонии человеческих импульсов и желаний, к интеграции общества вокруг общих целей
Глава 1 Реклама и ее роль в отражении ценностей общества
1.1 Специфика современной рекламы
Массовая культура - это понятие, обобщающее совокупность произведенных в массовом обществе культурных ценностей, ориентированных на массовое потребление. Массовая культура создается и распространяется для широкой аудитории вне зависимости от социального статуса, уровня образования, места проживания.
Следовательно, продукты массовой культуры обладают такими признаками как стандартизация, коммерциализация, общедоступность, простота, недолговечность.
Неотъемлемой частью массовой культуры сегодня является реклама. Она помогает обрабатывать всевозрастающие информационные потоки и фильтровать их, а также становится инструментом влияния на систему ценностей современного человека, стандарты его поведения, психологическое состояние .
Еще Г. Маркузе проводил соответствием между «утратой критической силы разума» и идеологией развития индустриального общества. Предписываемые реакции, воздействие на сознание – все это входит в норму и формирует «одномерное мышление» .
Когда индивиды не заняты производительным трудом, контроль над их сознанием не должен прекращаться. Это достигается благодаря манипуляции сознанием, которая осуществляется с помощью контроля над поступающей информацией: «Одномерное мышление систематически насаждается изготовителями политики и их наместниками в сфере массовой информации. Универсум их дискурса внедряется посредством самодвижущихся гипотез, которые непрерывно и планомерно повторяясь, превращаются в гипнотически действующие формулы и предписания» . Человек повторяет чужие мысли и утверждения, при этом находясь в полной уверенности, что всё это является продуктом деятельности его собственного сознания, не подозревая, что стал объектом манипуляции . Не последнюю роль здесь играют повсеместное распространение индустрии досуга и развлечений, а также формирование приоритета «ложных» потребностей перед истинными. Человек, ориентированный на обладание и развлечение, становится «одномерным», как назвал его Маркузе в одноимённой книге, у него есть лишь один вектор развития, заранее заданный и контролируемый государством, как машиной подавления и подчинения. Для того чтобы избавить человека от ненужной государству рефлексии, оно внедряет чёткие жизненные установки (например, «американская мечта»), а любое свободное время предлагается заполнить всевозможными чувственными развлечениями на любой вкус .
Реклама - это многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон. В этой связи выделяют несколько подходов к изучению рекламы: маркетинговый, коммуникационный, юридический, культурологический.
Функции рекламы:
- аксиологическая (ценностно-ориентационная: аккумулирование и трансляция ценностей);
- трансляционная (перевод явлений окружающей действительности на универсальный смысловой уровень, трансляция смыслов);
- образовательная (аккумулирование и тиражирование знаний);
- мифотворческая (мифологизация социальных процессов);
- рекреативная (восстановление сил и обеспечение комфортного существования);
- психологическая (психологическая и нравственная регуляция);
- идеологическая (манипулирование общественным сознанием);
- маркетинговая (создание условий непрерывного массового потребления) .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абдуллаев, Н. А. Развитие социальной рекламы в России / Н. А. Абдуллаев, С. А. Нажмутдинова // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 7. – № 2. – С. 99-105
2) Бакулина Р. А. Социальная реклама здорового образа жизни//СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 135-139
3) Брушкова, Л. А. Социальная реклама как средство репрезентации ценностей здорового образа жизни в российском обществе / Л. А. Брушкова // Социодинамика. – 2018. – № 2. – С. 1-5
4) Давыдкина, И. Б. Социальная реклама в системе социальных коммуникаций и социального управления: монография / И.Б. Давыдкина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. С. 79-85
5) Дэйн Ли-Бэггли Здоровые привычки затягивают. Как встать с дивана и жить здоровой жизнью… даже если вам неохота / ЛиБэггли Д. Литагент Весь. — 2020. — 160 с
6) Зарецкий, В. В. Пропаганда здорового и безопасного образа жизни средствами социальной рекламы / В. В. Зарецкий, А. Н. Булатников // Профилактика зависимостей. – 2020. – № 2(22). – С. 266-270
7) Кашина П. С., Авакян Л. А. Реклама как средство манипулирования сознанием человека//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Сборник статей международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 24-26
8) Лаврищева, А. В. Философско-методологические основы исследования ценностно-ориентационной и смысло-жизненной активности человека / А. В. Лаврищева // International Journal of Medicine and Psychology. – 2022. – Т. 5. – № 6. – С. 24-29
9) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
10) Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе; Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова. – М: ООО «Издательство ACT», 2002. – 526 с.
11) Прокофьева Д. В. Отчуждение человека в биологическом и социальном измерениях в работах Г. Маркузе// ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. 2016. № 78. С. 230-235
12) Реклама: культурный контекст / Под общ. ред. Э.А. Гринберг, М. В. Петрушко. — М.: РИП-холдинг, 2004. — 186 с.
13) Семенова М. А. Приемы коммуникативного воздействия телевизионной рекламы // Молодой ученый. 2018. No 5, ч. 2. С. 117
14) Семченко А. В. Роль социальной рекламы в социальном государстве// АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. Том Часть 2. Пенза, 2023. С. 91-100
15) Сташенко М.В. Социальная реклама как объект социологии// REAKTHROUGH SCIENTIFIC RESEARCH AS AN ENGINE OF SCIENCE: Collection of articles following the results of the International Scientific and Practical Conference (Taganrog, May 21, 2023). - Sterlitamak: AIR, 2023. С. 152-160
16) Стрыгина С.В. Национальное самосознание как необходимое условие национальной безопасности страны // ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. №74-7 – 2021. – С.160-165
17) Таркан И.И., Криштапович Е.А. Ценностные аспекты информатизации общества// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ИДЕОЛОГИИ. Материалы II Республиканской научно-практической конференции. Минск, 2023. С. 72-80
18) Томбу Д. В. Социология рекламной деятельности: Учебное пособие. / Д. В. Томбу. — М.: ИД «Форум», ИНФРА-М, 2013. — 240 с.
19) Травкина Е.А. Механизмы психологического воздействия на потребителя в рекламе// НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ: сборник статей Международной научно-практической конференции (12 ноября 2023 г, г. Иркутск). - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2023. С. 70-75
20) Урванцева Л. К., Дондик Л. Ю. Приемы языкового манипулирования в рекламе Франции и Великобритании// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Москва, 2023. С. 261-270
21) Якушев, П. А. Понятие, сущность, признаки и регулирующие свойства традиционных ценностей / П. А. Якушев // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – № 2(43). – С. 205-208