Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие общественной инфраструктуры является ключевым фактором экономического роста и процветания, так как она обеспечивает условия для производства и доставки товаров и услуг, а также для жизни населения. Поэтому особое внимание заслуживают инструменты устойчивого финансирования, являющиеся определенным видом долгового инструмента, которые направлены на финансирование проектов устойчивого развития.
Быстрое развитие рыночных практик и инструментов, направленных на стимулирование финансирования инвестиций в устойчивое развитие, а также положительный опыт работы с финансовыми инструментами, ориентированными на устойчивое развитие, укрепляет мнение о том, что вопросы устойчивости являются существенными для долгосрочных инвестиционных результатов. Более тщательный учет экологических, социальных и управленческих факторов будет способствовать укреплению и повышению устойчивости инвестиционных рынков, а также внесет вклад в устойчивое развитие общества в соответствии с целями экономической безопасности РФ, что является актуальностью данной темы.
Степень разработанности темы курсовой работы. Анализ различных научных и практических работ позволяет сделать вывод о том, что многие аспекты вышеуказанной проблематики, в той или иной степени, уже рассматривались отечественными и зарубежными специалистами.
Так, научную основу настоящего исследования составляют труды таких специалистов в области устойчивого финансирования, как Яковлев И. А., Кабир Л. С., Львова Н.А., Кузнецова Г.В., FriedeG., Busch T. & Bassen A. и др.
Несомненно, в научных работах вышеперечисленных и других экономистов были заложены определенные теоретические основы и методологические ориентиры исследования проблем совершенствования развития системы устойчивого финансирования. Тем не менее, комплексного анализа данной проблематики в контексте моделирования интеграции ESG – критериев в социально-экономическое развитие на федеральном и уровне субъекта РФ до сих пор не проводилось, что и предопределило тему, объект, предмет и цель исследования.
Объектом исследования является развитие инструментов устойчивого финансирования в целях обеспечения экономической безопасности.
Предметом работы являются экономические отношения, возникающие в процессе разработки направлений развития инструментов устойчивого финансирования в целях укрепления экономической безопасности.
Цель исследования – на основе современных положений теоретической и методологической части и анализа эффективности развития инструментов устойчивого финансирования выявить перспективные направления развития инструментов устойчивого финансирования в целях укрепления экономической безопасности РФ.
Для достижения указанной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
• Выявить теоретические и методологические основы концепции устойчивого развития и определить ее актуальность
• Оценить развитие российского рынка устойчивого финансирования и выявить достижения устойчивого развития города Москвы
• Определить модель устойчивого развития города Москвы
Для решения поставленных в курсовой работе задач использованы следующие методы научного познания: анализа и синтеза, абстрактно-логический, экспертных оценок, сравнения и систематизации.
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации, монографии, диссертации, научные сборники, учебники, научные статьи и другие публикации периодических изданий, источники статистических данных, словари, а также ресурсы Интернет.
Новизна исследования состоит в разработке и обосновании адаптированных к современным экономическим условиям перспективных путей интеграции инструментов ESG в программу социально-экономического развития города Москвы
Практическое значение исследования заключается в том, оценка взаимосвязи социально-экономического развития с использованием инструментов устойчивого финансирования в субъекте РФ могут быть использованы для моделирования путей интеграции инструментов ESG в программу социально-экономического развития региона России.
Глава 1 Теоретическое обоснование актуальности формирования устойчивого развития
В соответствии с глобальной проблемой разрушения окружающей среды, контроль и управление экономической и социальной системы выходят на новый уровень. В данном случае, проблема является системной и требует комплексного решения, объединения усилий личности, общества и государства. Экономический и социальный аспект требуется рассматривать соотносимо к изменениям окружающей среды, так, были созданы различные программы развития и концепции, чтобы решить проблему перехода к устойчивому развитию, что оказывает немалое влияние на экономическую безопасность.
Понятие устойчивого развития относится к концепции, которая призывает удовлетворять потребности современного поколения, не причиняя ущерба возможностям следующих поколений удовлетворять свои потребности. Таким образом, устойчивое развитие включает в себя баланс между экономическим ростом, социальным развитием и охраной окружающей среды. По инициативе генерального секретаря ООН была создана международная комиссия по окружающей среде и развитию во главе с премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд. Доклад Брундтланд является важным международным документом, задающим рамки для государственной политики и управления ресурсами в интересах будущих поколений. Связь между экономикой и окружающей средой стала основой новой экономической парадигмы, которая стремится поддерживать устойчивость и защиту окружающей среды.
Доклад "Наше общее будущее", представленный в 1987 году, дал толчок к новому подходу к развитию, который сегодня известен как "устойчивое развитие". Он представляет собой модель развития, основанную на равновесии между социально-экономическими потребностями и возможностями и уважении к окружающей среде. Соответственно, устойчивое развитие нацелено на обеспечение текущих и будущих поколений возможностями качественной жизни без опустошения ресурсов планеты. Это приводит к тому, что устойчивое развитие сегодня является важнейшим мировым приоритетом с целью сохранения окружающей среды и улучшения качества жизни людей.
В данной концепции взаимодействует три составляющие экономическая социальная и экологическая, при этом взаимодействие социальной и экологической сферы определяет допустимое развитие общества. Социальной и экономической сферы создают предпосылки для справедливого развития. Экономической и экологической сферы обеспечивает жизнеспособное развитие общества.
Таким образом, «устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» .
Также, устойчивое развитие – это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей . Устойчивое развитие базируется на следующих принципах: экологическое равновесие, ответственное здоровое общество, справедливая зелёная экономика и эффективные инновации. Для решения поставленной перед обществом задачи необходимо применять комплексный подход, который содержит в себе разработку тактических и стратегических мероприятий на личностном, общественном и государственном уровне.
Концепция устойчивого развития появилась в восьмидесятых годах, как ответ на вызов времени, когда общество довольно сильно развилось, и стало напрямую заметно влияние антропогенных факторов и человеческих факторов на существование планет. Также, если мы вернёмся чуть-чуть назад к концепции устойчивого развития, то прежде всего, поскольку она была инициирована ООН, то она во многом обращалась к странам. Поэтому на генеральной ассамблее ООН в 2015 году была принята повестка развития до 2030 года, которая содержит 17 целей устойчивого развития и подразумевается на 167 задач, и были признаны как раз направлять политику компании, политику стран для реализации устойчивого развития.
Таким образом, устойчивое развитие – это постоянное улучшение без вреда для текущего поколения. Когда постоянно есть стимул улучшать жизнь городских общин, условия производства, условия городской инфраструктуры – это устойчивое развитие, если при этом не наносится вред обществу и окружающей среде.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. О стандартах эмиссии ценных бумаг: положение Банка России от 19 декабря 2019 г. № 706-П. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П (ред. от 04.07.2022) "О стандартах эмиссии ценных бумаг" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 N 58158) - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Постановление Правительства от 21 сентября 2021 года №1587 Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ» – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2017) – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Электронные ресурсы:
1. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru
2. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/
3. Будущее рынка устойчивого финансирования в РФ: банки формируют рынок – Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/sus_dev/esg2021/
4. ВЭБ прорабатывает механизмы соблюдения принципов устойчивого развития – Режим доступа: https://1prime.ru/banks
5. ВЭБ РФ – Режим доступа: https://вэб.рф/ustojchivoe-razvitie/zeljonoe-finansirovanie/metodologiya
6. Группа Всемирного Банка // «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций: [сайт]. – 2019. – Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/russia-unlocking-opportunities-for-green-investments
7. «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2022» – Режим доступа: https://infragreen.ru/news/135290
8. Как «озеленить» регион [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/
9. Московская биржа: сектор устойчивого развития – Режим доступа: https://www.moex.com/s3019
10. Национальное рейтинговое агентство, аналитический обзор // Рэнкинг устойчивости развития Российской Федерации и интеграции ESG – критериев в деятельность субъектов: [сайт]. – 2022. – Режим доступа: https://www.ra-national.ru
11. Национальные стандарты зеленого финансирования – Режим доступа: https://cbr.ru
12. Особенности подготовки эмиссии структурированных облигаций [сайт]. – 2023. – Режим доступа: https://bondguide.moex.com/articles/emission-features/31
13. Облигации и займы устойчивого развития – Режим доступа: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/sustainability-bonds-and-loans/
14. Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное общество проектного финансирования «Инфраструктурные облигации» (СОПФ) – Режим доступа: https://сопф.дом.рф
15. Росинфра – Режим доступа: https://rosinfra.ru
16. РИА Рейтинг – Режим доступа: https://riarating.ru
17. Устойчивое развитие и инфраструктура. Обзор трендов в России и мире // ВЭБ.РФ и Национальный Центр ГЧП, [сайт]. – 2021. – Режим доступа: https://rosinfra.ru
18. Федеральная служба государственной статистики – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru
19. Эксперт РА – Режим доступа: https://raexpert.ru
Статьи:
1. Панова С.А., «Зеленые» финансовые инструменты в деятельности банков // Финансовые рынки и банки. 2019. № 3. С. 51–54.
2. Потапова Е.А., Каргина Е.В., Анализ российского рынка инструментов финансирования устойчивого развития и факторов, ограничивающих его рост. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2022; (1): 25-31.
3. Резванов Р.И., Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов. Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 62–78.
4. Семенова Н.Н., Еремина О.И., Скворцова М.А., «Зеленое» финансирование в России: современное состояние и перспективы развития. Финансы: теория и практика. 2020;24(2):39-49.
5. Хуторова Н.А., Хуторов А.О., Развитие практики социально ответственного инвестирования в контексте экономической безопасности государства. // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. № 10 (517). С. 1914-1932.