Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Монологическая речь, по определению А.Р. Лурия – связная речь человека, коммуникативной целью которого является сообщение о фактах или явлениях действительности [1]. Монолог – наиболее сложная форма речи, служащая для целевой передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся односторонность, слитность высказывания, произвольность, подробность, логическая последовательность изложения, условность содержания, ориентированность на слушателя, ограниченное использование невербальных средств передачи информации.
Связная монологическая речь человека представляет собой сложную форму речевой деятельности. На кону стоят полнота познания окружающего мира, академические успехи ребенка и непосредственное развитие личности в целом. Исследования, проведенные такими учеными, как С.Л. Рубинштейн, Н.А. Головань, Т.А. Власова, Л.С. Жинкина, А.Г. Зикеева.
Данная проблема имеет решающее значение для детей с задержкой психического развития, поскольку формирование связной монологической речи у этих детей происходит медленными темпами и отличается определенными качественными особенностями. Дети имеют ограниченное представление об окружающем мире, имеют бедный словарный запас и грамматически неправильную речь.
Речь характеризуется недостаточной развитостью как ее произношения, так и ее смысловой стороны. Они испытывают трудности в подборе лексических средств, в способах выражения, в лексическом и грамматическом структурировании, в реализации замысла высказываний, в нарушении связности и последовательности изложения, в построении и хранении в памяти внутренних речевых программ.
Дети с задержкой психического развития довольно много времени проводят на стадии вопросов и ответов в речи. Переход к самостоятельному самовыражению очень труден для этих детей и часто затягивается до окончания средней школы. В процессе развития связной речи младшие школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, постоянной помощи, оказываемой в форме вопросов или подсказок. Ситуативную речь легче изучить (на основе ясности, по конкретной ситуации).
Речь имеет общественно-исторический характер. Люди всегда жили и живут коллективно, в обществе. Социальная жизнь и коллективный труд людей создают потребность в постоянном общении, установлении контактов друг с другом и влиянии друг на друга. Это общение происходит посредством речи. Посредством речи люди обмениваются мыслями и знаниями, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. Таким образом, основная функция речи – служить средством общения между людьми. Приобретение речи начинается с рождением ребенка. Речь открывает широкое окно в окружающий мир. Речь является основным средством общения учащегося. Без этого у учащегося не было бы возможности получать большой объем информации, особенно информации, несущей значительную смысловую нагрузку или фиксирующей то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно воспринимаемые неличностные явления, законы, законы). правила и т. д.) Чтение обогащает словарный запас учащихся и развивает их устную и письменную речь.
Овладение чтением и письмом является необходимым условием дальнейшего развития ребенка. Некоторые дети испытывают трудности с обучением. При поступлении в общеобразовательную школу эти дети из-за недоразвития речи становятся неуспевающими учениками. Существуют различные речевые нарушения, среди которых такое речевое расстройство, как недоразвитие связной письменной речи.
Нарушения связной письменной речи особенно часто встречаются у детей с задержкой психического развития. Любые нарушения, в том числе связной письменной речи, необходимо исправлять, так как у ребенка возникнут значительные трудности в обучении, и он будет неуспевающим учеником.
В России создана разветвленная сеть специальных дошкольных и школьных учреждений, обеспечивающих необходимые условия для воспитания и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение в которых осуществляется по специальным программам и методикам. Общие рекомендации по организации коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в помощь педагогу дали Т. А. Власова и М. С. Певзнер.
Объект исследования- монологическая речь у детей с ЗПР
Предмет исследования- исследование монологической речи у младших школьников с ЗПР»
Цель исследования- провести исследование монологической речи у младших школьников с ЗПР»
Задачи исследования:
- раскрыть особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста
- провести характеристику особенностей обучения младших школьников с задержкой психического развития
- рассмотреть речевое развитие учащихся младших классов с ЗПР
- определить логопедическую работу по формированию связной монологической речи у младших школьников с ЗПР
ГЛАВА 1. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
1.1. Особенности детей с ЗПР младшего школьного возраста
Переход детей с задержкой психического развития из условий обучения в семье или дошкольных учреждениях в атмосферу школьного образования предъявляет более сложные требования к их интеллектуальным способностям.
У подавляющего большинства детей с задержкой психического развития с первых недель школьного обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация, что выражается в следующих явлениях:
трудности ребенка в освоении школьной программы;
в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к определенным предметам или учителям, возможные конфликты с одноклассниками);
поведенческие проблемы (ребенок отказывается идти в школу, нетерпелив на уроках, возбудим, не проявляет познавательной активности, отвлекается и т. д.).
Учителя, заметив у ребенка такие особенности, часто обращаются к школьным психологам, перед которыми стоит задача диагностировать особенности его психического развития и направить его к другим специалистам (психиатру, неврологу, логопеду).
Особенности познавательной сферы младших школьников с задержкой психического развития достаточно широко освещены в психологической литературе (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, 1977 3. И. Калмыкова, 1978; В. В. Лебединский, 1985; В. И. Любовский 1989; Л. И. Переслени, Т. А. Фокетова , 1993; В.И. Лубовский подчеркивает недостаточную сформированность произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, дефицит основных свойств внимания - концентрации, объема, распределения у детей с задержкой психического развития, некоторые авторы подчеркивают специфику его нарушений.
У некоторых детей с задержкой психического развития максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения задания, а затем постепенно снижается. У детей с задержкой умственного развития концентрация внимания возникает только после выполнения какой-либо деятельности. Для детей третьей группы характерна периодичность концентрации внимания. внимание (Т. А. Власова, 1984 г.)
Исследования памяти детей с задержкой психического развития показали, что по сравнению со здоровыми детьми у них более длительный период получения и обработки сенсорной информации (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, 1973).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Борякова М.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: автореф. Канд.Дис.-М., 2023г.
2.Борякова М.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7лет с ЗПР при опоре на сюжетную картинку. Дефектология 2022г. №5.
3.Борякова М.Ю. Дети с ЗПР. -М., 2019.
4.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,-2020г.
5.Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. - 2021г.
6.Власова Т.А. и др. ЗПР у детей и пути их преодоления. Обзорная информация. - М., 2019г. Выпуск №8.
7.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностика. - СПб., 2023.
8.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2021г.
9.Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка / Под ред. С.И. Абакумова. - М., 2019.
10.Дети с ЗПР - под редакцией Т.А. Власовой, В.И. Дубовского, Н.А.Цыпиной.- М., 2019г. Дети с отклонениями в развитии. - под редакцией М.С. Певзнер.
11.Жаренкова Г.И. Действие детей с ЗПР по образу и словесной инструкции. -Дефектология.-2023г.
12.Захарова А.В. Отглагольные прилагательные в детской речи (модели словообразования и особенности употребления) -Актуальные проблемы лексикологии. - Новосибирск, 2022г.