Фрагмент для ознакомления
2
С 1990-х гг. государство принимает курс на культурный плюрализм, предполагающий интеграцию всех членов в общество как единое целое. В муниципалитеты были направлены государственные рекомендации разрабатывать интеграционные программы. В настоящее время сохраняется курс на интеграцию, включая ориентационные программы и тренинги, индивидуальные планы для каждого принятого страной беженца. Швеция признана MIPEX самой успешной страной в области вопросов интеграции и антидискриминации. В Финляндии существует много прогрессивных политик и практик, направленных на признание и поддержку языковой, культурной и религиозной принадлежности ее граждан. Большое внимание в этом государстве уделяется «мультикультурному» образованию. В стране поддерживается культурное, религиозное, языковое многообразие: запрещены любые формы дискриминации, закреплены два государственных языка, две государственные церкви (Конституция Финляндии 1999 г., Закон о недопущении дискриминации, 2004 г.). В Финляндии открытая система для коллективной разработки национальных образовательных программ, которые являются результатом широкого общегосударственного обсуждения и совместной работы различных заинтересованных сторон, таких как поставщики образовательных услуг, ученые, представители отраслевых групп, а также объединения преподавателей и студентов.
Образование построено на многогранном финском культурном наследии, которое продолжает постоянно формироваться во взаимодействии различных культур . В Великобритании реализуются такие направления государственной поддержки иммигрантов, как делегирование представителей в систему образования и здравоохранения, учреждение религиозных школ с включением дополнительно специальных дисциплин, обеспечение действия религиозных общин, организация и проведение встреч сообщества с должностными лицами органов государственной власти, местного самоуправления. Основную проблему эффективности политики связывают с существованием территорий компактного проживания, нередко обозначаемых как «гетто» (inner cities), воспроизводящих не только этническую самобытность, но и маргинальность. Британский политический философ-мультикультуралист Т. Модоод, к примеру, считает, что необходимость «дестигматизировать» этничность и есть основная задача мультикультурализма в Британии (и в Европе). Проблема территориальной обособленности может быть рассмотрена в контексте социальной жилищной политики, когда государством реализовывались программы строительства социального жилья для иммигрантов компактно в одном районе, минимизируя финансовые издержки по размещению новоприбывших. В результате такой политики в Великобритании в окрестностях крупных городов появились целые районы компактного проживания иммигрантов из различных государств, уровень жизни которых был ниже среднего по стране, а уровень преступности – выше. Появление таких районов способствовало усилению недовольства (радикализма) среди коренных британцев. Лишь на рубеже начала XX в. правительство Великобритании скорректировало свои действия по рассредоточению жилья, повышению качества и доступности образования, переводу ряда культурных объектов в пригороды и др., что заметно улучшило ситуацию.
Французские власти рассматривают иммигрантов исключительно в контексте их гражданского включения в политическую нацию. Во Франции не проводятся целевые государственные программы преодоления социальной исключенности; не ведется статистика по этнической и религиозной принадлежности жителей. К примеру, в результате такой политики многомиллионное мусульманское население не имеет во Франции политического представительства. Результатом подобного подхода к мультикультурализму чаще всего становится распространение проявлений ксенофобии, различных форм радикализма, экстремизма, терроризма и др. В ряде государств, к примеру в Дании, ассимиляционная модель применяется в сочетании с жестким контролем за экономическим положением иммигрантов и строгим ограничением их количественного роста.
ГЛАВА 2. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ В ПОЛИТИКЕ СТРАН ЕС В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI В.В.
2.1. Особенности функционирования мультикультурализма в ФРГ
Официальным политическим курсом в Германии мультикультурализм становится в 1954 г., что связано с увеличившимся числом иммигрантов .
Высокий уровень социальной защищенности, достойные заработная плата и пособия, высокий уровень образования привлекают не только мигрантов из близлежащих стран Европы, но и беженцев из восточных стран.
В соответствии с Законом о реформе правовых норм (1999 г.) ребенок, оба родителя которого иностранцы, рожденный после 1 января 2000 г. на территории Германии, вправе обрести гражданство, если хотя бы один из его родителей имеет постоянное и законное местожительство в стране в течение не менее 8 лет (ранее этот срок был 15 лет) или если в течение минимум 3 лет имеет бессрочный вид на жительство в стране. Дети таких родителей считаются гражданами Германии, но одновременно и государства происхождения родителей, если там соблюдается принцип крови. По достижении 23-летнего возраста (совершеннолетия) дети должны осуществить выбор гражданства. Кроме того, для детей иностранцев, рожденных в Германии до вступления нового закона в силу, которым до 1 января 2000 г. еще не исполнилось 11 лет и которые имеют постоянное и законное место жительства в Германии, Закон о гражданстве предусматривает облегченный порядок натурализации. До этого многие иммигранты первого поколения, прожив всю жизнь в Германии, все равно не считались гражданами. Такая политика привела к отделению населения, имеющего иммигрантское происхождение, от немецких граждан и к формированию обособленных иммигрантских общин.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Атаян В. В., Ценностные векторы западного и незападного мультикультурализма // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2020. — № 1. — С. 35-38
2) Бараш Р. Э., Дебаты о мультикультурализме в глобальную эпоху. Академический контекст // Власть. — 2023. — № 5. — С. 137-145.
3) Бараш Р. Э. Кризис мультикультурализма в зеркале системной социологической теории // Социол. журн. 2016. Т. 22, № 2. С. 31-35
4) Гринина Е. А. Региональные языки Испании и испанский язык: кто одерживает верх в автономных сообществах Испании?//ВОПРОСЫ ИБЕРО-РОМАНИСТИКИ. Сборник статей к юбилею заслуженного профессора МГУ Ю.Л. Оболенской . Том Выпуск 20. Под редакцией Ю.Л. Оболенской, сост. М.С. Снеткова. Москва, 2023. С. 180-187
5) Гринина Е. А., Евдокимова А. А. Галисийский язык: история и современное состояние. М.: Издательство «МГИМО-университет», 2022. С. 112. 234 с.
6) Гупта Прачи. Язык как ресурс мультикультурализма//ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. С. 135-138
7) Дубровин В. Ю., Соловарова Ю. Н. Проблематизация этнического контекста и социально-политические кейсы мультикультурализма // Казан. соц.-гуманитар. вестн. 2020. № 3. 2020 (44). С. 10-15
8) Жигалов А. В., Разнообразие и идентичность в поликультурном обществе : переосмысливая опыт советского интернационализма // Вопросы культурологии. — 2021. — Т. XVIII, № 6 (июнь). — С. 483-490
9) Исакова А. Э. Интеграционная политика в странах Европейского союза: от мультикультурализма к социальной интеграции мигрантов: опыт для стран СНГ //Постсовет. исслед. 2018. Т. 1, № 6. С. 556-560
10) Клупт М. А., Запад, не-Запад и стратегии политической борьбы на демографическом поле // Общественные науки и современность. — 2022. — № 1. — С. 78-80
11) Королев В. К., "Декоронация" глобализации и этномультикультурализм в посткризисной экономике // Философия хозяйства. — 2020. — № 3 (129). — С. 44
12) Мартин-Иогансон Э., Западный мультикультурализм : провальная идеология "плавильного котла" // Свободная Мысль. — 2021. — № 4 (1688). — С. 79-92.
13) Мирошникова Е. М., Вызовы религиозной свободе в условиях мультикультурализма современной Европы (на примере религиозного образования) // Современная Европа. — 2023. — № 2. — С. 169-175
14) Осколков П. Мультикультурализм и европейские правые: в поисках другого //Соврем. Европа. 2019. № 3. С. 83-90
15) Смирнов А., Баг мультикультурализма // Эксперт. — 2020. — № 24. — С. 13-16
16) Сушкова Ю. Н. Мультикультурализм как мировоззренческая основа защиты прав человека//ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПОЛИТИКА ПРАВА В XXI В.: ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ. Сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2022. С. 118-121
17) Трофимова О. Е., Европейские подходы к теориям миграции: особенности формирования //Общественные науки и современность. — 2020. — № 5. — С. 53-57
18) Тэвдой-Бурмули А. И. Мультикультурализм: между панацеей и проклятием //Актуальные проблемы Европы. 2011. № 4. С. 15-18
19) Цзысюань Ч., Политический национализм и мультикультурализм в современном нациестроительстве // Власть. — 2023. — № 3. — С. 78-80
20) Цыбина Ю. Д. Мультикультурализм как национальная образовательная программа Финляндии // Науч.-практ. исслед. 2020. № 4–4 (27), С. 182-190