Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы в первую очередь зависит от современного существования конфликтных проблем в учебном процессе и повседневной жизни. Конфликт – один из универсальных атрибутов мира и главная движущая сила мирового развития. Это одно из самых противоречивых явлений и главный механизм всех изменений и преобразований.
Процесс обучения и воспитания, как и любое другое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов различного характера. Сегодня межличностный конфликт считается очень важным явлением в сфере образования, которое нельзя игнорировать и которому следует уделять особое внимание.
По мнению ЮФ Лукина, сфера образования – одна из самых противоречивых сфер общественной жизни. Взаимодействие участников учебного процесса становится для современной школы все более острым. Школьные конфликты являются причиной многих негативных явлений.
Мы считаем, что предотвращение конфликтов особенно важно на этапе начальной школы. В этот период дети делают первый шаг к взрослой жизни – учатся взаимодействовать вместе, решать проблемы взаимопонимания и так далее. Поэтому им необходимо уметь разрешать конфликты конструктивно, что обусловлено профилактикой.
В настоящее время выявлено противоречие между возрастающими требованиями к образовательному процессу и недостаточными функциями младших школьников. Кроме того, в научной литературе нет точных данных о навыках разрешения конфликтов. Не существует базовой стратегии педагогической психологической реабилитации детей, находящихся в сложных конфликтных ситуациях, которая позволит им организовать нормальное психологическое развитие. Однако общеизвестно, что нерешенные проблемы и конфликты приводят к психическим расстройствам.
В связи с этим именно в эпоху начальной школы, когда активно формируются основные черты личности ребенка, приобретение навыков разрешения конфликтов становится особенно важным. В процессе учебной деятельности учащиеся попадают в проблемные ситуации, приводящие к конфликтам, которые они не могут разрешить конструктивно.
Традиционно детский конфликт рассматривается как явление, связанное с отклонением так называемого нормативного поведения, нарушающим моральные и правовые нормы (Л.Козер, А.Н.Личко). Также изучались конфликты, связанные с агрессивным поведением (А.С.Белкин, В.Н.Гуров, Д.И.Фельдштейн).
Конфликты в известных научных источниках определяются с позиции общей характеристики, где основное внимание уделяется ситуациям, возникающим стихийно. Они отражают отношения ребенка с окружающими. Однако в настоящее время нет анализа конфликтов с точки зрения развития маленьких школьников. Нет четких данных, позволяющих определить значимость конфликтных проявлений в развитии ребенка [24].
Цель курсовой работы: изучить особенности профилактики конфликтов у младших школьников посредством коллективной деятельности.
Объект исследования – процесс особенностей межличностных конфликтов у младших школьников.
Предмет – содержание межличностных конфликтов у младших школьников в школе.
Цель курсовой работы определила решение задач:
1. Изучить сущность понятия «коллективная творческая деятельность»;
2. Рассмотреть особенности конфликтов у младших школьников;
3. Проанализировать возможности коллективной деятельности в профилактике конфликтов у младших школьников;
4. Подобрать диагностический инструментарий для развития межличностных отношений младших школьников;
5. Проанализировать опыт учителей начальных классов по профилактике конфликтов у младших школьников посредством коллективной деятельности;
6. Разработать рекомендации для учителей начальных классов по профилактике конфликтов у младших школьников посредством коллективной деятельности.
Противоречие исследования: между необходимостью профилактики конфликтов младших школьников и недостаточностью методических рекомендаций для педагогов образовательной организации по данному вопросу.
Проблема исследования: что входит в содержание профилактики конфликтов младших школьников в образовательной организации?
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что конфликт можно предотвратить, правильно работая с коллективом изначально, проводя беседы и тестирование.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по теме исследования;
2. Тестирование для проведения анализа ситуации в классе между учениками.
3. Математический анализ полученных результатов.
Теоретической основой исследования выступили труды таких ученых, как Абрамова Г.С., Аверин В.А., Березин С.В., Гришина Н.В., Немов Р.С., Прихожан А.М. и др.
Эмпирической базой исследования явилась муниципальное автономное общеобразовательное учреждение ….. В исследовании приняли участие 24 учащихся 2 «Д» класса, в возрасте 8-9 лет.
Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список используемых источников, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность понятия «коллективная творческая деятельность»
В психолого-педагогической науке возникает много вопросов об эффективности обучения, воспитания и формирования определенных качеств личности студента. Конечно, существует множество способов воздействия, методов работы с детьми, подростками и студентами. Однако, по мнению опытных педагогов и исследователей, коллективная творческая деятельность является наиболее эффективной.
Ефремов А.А. определяет понятие коллективной творческой деятельности как хорошо организованной полноценной жизни учащихся, направленной на улучшение окружающей жизни. Улучшение окружающей жизни может выражаться в разнообразной деятельности на благо и радость всего коллектива и других людей, в том, что объединяет молодых людей в единую семью, в постоянной и многогранной заботе друг о друге, о своем коллективе, о люди вокруг них, для далеких друзей. Таким образом, использование данной технологии возможно в различных сферах деятельности учащихся, с разными социальными типами, личностными типами, в соответствии с выбранной темой и направлением развития [1].
Дашкуева П.В., Магомеддибирова З.А., Шахбанова П.Г. изучая коллективную творческую деятельность в структуре формирования толерантной среды города, отмечается, что коллективная работа в творческих коллективах социально значима и социально значима. Эта технология направляет потенциал молодых людей на улучшение жизни своего коллектива и окружающей жизни, объединяет практические и организаторские способности, направляет их на поиск оптимальных путей, методов и средств решения жизненно важных практических задач. А также коллективная творческая деятельность в этом направлении способствует созданию гуманных отношений, коллективистских настроений среди молодежи. Развиваются толерантные ценности: взаимопонимание, взаимоуважение, сопереживание [2].
По мнению Колесниковой И.В., технология коллективного творческого труда давно и успешно внедряется в педагогическую практику, ее актуальность в современной образовательной среде имеет высокий уровень.
Автор рассматривает причины использования коллективной творческой деятельности:
1. Государственный образовательный заказ, направленный на формирование духовно-нравственной личности. С помощью коллективной творческой деятельности формируются такие важные качества личности, как способность творчески мыслить, проявлять инициативу, находить нестандартные решения, умение выбирать то, что действительно имеет ценность, готовность учиться на протяжении всей жизни и овладевать нужной профессией, и так далее.
2. Возникает и удовлетворяется необходимость подготовки студента к активному участию во всех общественно значимых видах деятельности, а также потребность участия в жизни общества, в процессе социализации, готовность к самостоятельному выбору жизненного пути и жизненных приоритетов.
3. Стремление учащихся к самореализации, т. е. важно формировать различные умения и навыки с помощью коллективной творческой деятельности, умения самостоятельно прививать знания, осуществлять самостоятельную деятельность. А также формировать готовность к самоизменению, самообразованию и саморазвитию [3].
Следует отметить, что коллективная творческая деятельность имеет практическую направленность, коллективную организацию и творческий характер, так как базируется на системно-деятельностном и компетентностном подходах. Это выражается в том, что деятельность учащихся направлена исключительно в ту сторону, в которой происходит формирование личности. А еще в том, что именно в процессе такой деятельности формируются важные компетенции для развития профессии, для успешной социализации, для правильного освоения моральных норм и правил.
Байрамбекова В.Б. выделяет этапы построения коллективной творческой деятельности:
1. Предварительная работа коллектива. На этом этапе определяются конкретные задачи выбранного мероприятия и намечаются первоначальные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач.
2. Коллективное планирование. На этом этапе происходит обсуждение предстоящего дела. Путем обсуждения создается образцовый образ, продумываются все действия, формируются ответственные группы и распределяются обязанности.
3. Коллективное одобрение плана действий. Составленный план уточняется, решаются все мелкие и важные вопросы, утверждаются все планы и наброски. Учитель поощряет целенаправленное и добросовестное, творческое и самостоятельное участие в реализации общего плана.
4. Реализация плана. Ведётся активная работа над общим делом, идея реализуется.
5. Рефлексия или коллективный анализ дела. Разбираются ошибки и недостатки, успехи и планы. Выявляются причины, что необходимо учитывать в дальнейшем и каков будет результат [4].
Таким образом, коллективная творческая деятельность рассматривается многими исследователями как наиболее эффективная, востребованная и важная в организации внеклассной деятельности. Так как эта технология дает детям прекрасную возможность заняться чем-то интересным как самостоятельно, так и в группе, максимально используя свои возможности. А еще это дает возможность проявить себя с различных творческих сторон, дает возможность попробовать свои силы, приумножить свои знания, умения и способности, принести пользу себе и другим и получить результат, чаще всего публичный. Кроме того, коллективная творческая деятельность способствует развитию инициативы, ответственности, организованности, развитию навыков общения и группового взаимодействия, умения брать на себя задачи и справляться с их решением.
1.2. Особенности конфликтов у младших школьников
Школа – это особое учреждение, часть общества, в котором взаимодействуют взрослые и дети, приобретается жизненный опыт,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для учащихся вузов - М.: Просвещение, 2013. - 123 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков - СПб.: Питер, 2015. - 230 с.
3. Ананьев Б.Г. Структура личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Куликов А.В. - СПб.: Питер, 2013. - 415 с.
4. Антипченко В.С. Психологические тесты – К.: 2012. - 612 с.
5. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта // Вопросы психологии. - 2011.- № 2.-182с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 2015. - 524 с.
7. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре - М.: Просвещение, 2013. - 123 с.
8. Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников - М.: Просвещение, 1960.-252с.
9. Грейс Крайг. Психология развития - СПб.: Питер, 2014. - 145 с.
10. Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Питер, 2015. - 379 с.
11. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь - М.: Вече, 1999. – 544 с.
12. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия - М.: Академия, 1999. - 453 с.
13. Журавлев В.И. Понятие конфликта в педагогике // Мир педагогики: электронный научный журнал. – 2016. – № 4 [Электронный ресурс].
14. Ильичев И.Ф. Философский энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1983. -840с.
15. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении - М.: Просвещение. 2013. - 150 с.
16. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе . - М.: Генезис, 2013. -170 с.
17. Кэдьюсон Х. Практикум по игровой психотерапии - СПб.: Питер., 2013. - 150 с.
18. Лучина Т., Солошенко И. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков // Воспитание школьника. - 2014. - № 2.-89с.
19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для учащихся высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии - М.: Просвещение, 2015.- 342 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для учащихся высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика - М.: Просвещение, 2013. - 512 с.
21. Обозов Н.Н. Книга: психология конфликта [Электронный ресурс] – М. : [Б. и.], 2012
22. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения - М.: ТОО «ИнтелТех», 2015 - 89 с.
23. Педагогические технологии: учебное пособие для учащихся педагогических специальностей - Ростов-на-Дону: Март, 2013. - 240 с.
24. Плинер Я.Г. Воспитание личности в коллективе - М.: Педагогич. поиск, 2014. - 370 с.
25. Покусаев В.Н. Значение отношения учителя к школьному конфликту / - Ч. 1. - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 1999. –222 с.
26. Покусаев В.Н. Профилактика и пути решения конфликтов в инновационной школе: Метод.реком - Волгоград: Перемена, 2014. - 36 с.
27. Покусаев В.Н. Рефлексивный круг как средство профилактики и разрешения конфликтов в младшей школе // V Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. Волгоград: Перемена, 2014. – 149 с.
28. Покусаев В.Н. Управление конфликтной ситуацией в учебно воспитательном процессе // Вестник СНО. - № 13. - Волгоград: Перемена, 2014-41с.
29. Прихожан А.М. / Диагностика эмоционально-нравственного развития– СПб.: Питер, 2012. - 60 с.
30. Прихожан А.М. Психология тревожности;2-е изд- СПб.: Питер, 2013. - 192 с.