Фрагмент для ознакомления
2
Регулирование отношений между людьми, их группами, организациями и даже государствами осуществляется социальными нормами, к которым относятся мораль, традиции и, конечно же, право.
Право – это совокупность правил поведения, обязательных для всех и формально закрепленных в таких источниках, как законы, постановления, международные договоры, конвенции и так далее. Их невыполнение грозит субъекту применением государственных мер воздействия, то есть наказанием или принуждением. По общему правилу любая правовая норма состоит из трех частей, хотя могут быть и исключения. Первый элемент называется гипотезой и представляет собой описание условий, при которых то или иное правило будет работать. Второе — расположение. Это непосредственно центральная часть нормы, провозглашающая тот или иной образец поведения. И наконец, что такое санкция? В этой части фиксируются последствия соблюдения или невыполнения распоряжения.
При этом санкции могут быть как позитивными, так сказать, поощряющими правильные действия, так и негативными. Последние определяют меру воздействия на субъект права, если в этих условиях не выполняются требования к его поведению и действиям. Поэтому в контексте пересмотра правовой структуры вполне понятно, что такое нормы и санкции. Другое дело, когда речь идет о международных отношениях. Хотя этот термин появился в сфере международных отношений совсем недавно (в Уставе Лиги Наций после Первой мировой войны), само явление, которое он обозначает, старо как мир. Уже в Древней Греции практиковалось оказание экономического давления на государство, которое было агрессивным или с которым были противоречия. Эти меры воздействия были призваны заставить противника изменить свою внешнюю политику без кровопролития. Их назвали репрессиями [5].
Со временем в истории европейской политики они стали применяться как к государству, так и к отдельным лицам, их подданным. Интересно, что в девятнадцатом веке Наполеон Бонапарт сумел в полной мере использовать меры экономического воздействия для ослабления противника. Это знаменитая континентальная блокада, включавшая запрет на торговлю с Англией и поддержанная всеми европейскими странами, которые французский император завоевал или запугал с 1806 по 1812 год. Именно его неудача со стороны России и подпольная торговля с Англией стали основными причинами нападения Наполеона на Россию. Чтобы спасти мир от новых войн, Лига Наций в качестве наказания исключила страну-агрессора из членства, что не помешало, например, Германии и Италии продолжать свою завоевательную политику. В 2016 году министры внутренних дел 28 стран Евросоюза согласились продлить дипломатические санкции против 146 человек в связи с российской агрессией в Украине.
Таким образом, министры подтвердили решение, принятое ранее послами ЕС. Лица, пострадавшие от дипломатических санкций, не могли въехать на территорию ЕС до середины сентября 2016 года, а их финансовые активы в европейских банках оставались замороженными. Санкции были продлены против 146 человек, включая украинских сепаратистов и нескольких российских политиков и военных. В санкционный список также добавлены 37 компаний и организаций, финансовые активы которых также будут заблокированы до середины сентября[2].
По поводу продления дипломатических санкций спора не было, но разногласия могут возникнуть через несколько месяцев, когда Евросоюзу придется принять решение о продлении экономических ограничений в отношении России. Ее будущее зависит от выполнения Россией своих обязательств по Минским соглашениям. Однако, не обращая внимания на невыполненные условия, ряд стран ЕС уже сигнализируют о том, что санкции против Кремля необходимо приостановить или отменить, мотивируя это большими финансовыми потерями. Согласно статье 41 Устава ООН, международные санкции вводятся на основании резолюции Совета Безопасности ООН против государства, нарушающего международный мир и безопасность. На сегодняшний день санкции применялись Советом Безопасности 19 раз. Однако, будучи постоянным членом Совета Безопасности с правом вето, Россия не может подвергаться такой изоляции. Тем не менее введение санкций против России возможно либо на основании решения международного суда, либо по решению руководства одного или группы государств [3].
И ущерб от санкций со стороны одного государства не может быть намного меньше ущерба от глобальной изоляции, особенно когда они вводятся важными экономическими партнерами страны. В результате экономических санкций России против Грузии, последние в 2006 году, по оценкам Нацбанка, принесли убытки до $100 млн., причем 50 млн из них Грузия потеряла из-за запрета на экспорт 125 вина на российский рынок. Только 12% всех вин можно было перенаправить на другие рынки.
Таким образом, многолетняя практика применения дипломатических санкций (еще в начале XIX в. континентальная блокада Англии была чуть ли не главным в арсенале Наполеона I методом борьбы со страной) создала значительную основу для систематизации его форм и видов.
1.2 Особенности дипломатических санкций
Как известно, санкции вводятся государствами или международными организациями в ответ на действия государств, организаций или отдельных лиц, представляющих, по их мнению, какую-либо угрозу.
В зависимости от угрозы или вреда, которые могут нанести объекты санкций, существуют различные виды санкций.
В зависимости от направленности санкций, они могут быть:
- Политическими;
- Экономическими;
- Коммуникационными;
- Военными;
- В сфере образования, культуры и спорта [16].
1. Политические санкции – принудительные меры, которые направлены на полное или частичное ограничение участия объектов санкций в мировой политике. То есть происходит ограничение участия стран, попавших под санкции, в международных организациях, а также вводятся ограничения на дипломатические отношения с ними. Делятся на:
- Процессуальные (лишение государства права голоса в международных организациях, в ООН, или его исключение из данных организаций);
- Дипломатические (аннулирование дипломатических виз, отзыв дипломатов из страны, находящейся под санкциями, и полное или частичное прекращение любых дипломатических отношений с данным государством).
2. Экономические санкции представляют собой какие-либо экономические ограничения или полное прекращение финансовых и торговых операций для достижения своих целей, которые могут быть связаны с вопросами внешней политики или вопросами своей внутренней безопасности. Существуют финансовые и торговые экономические санкции.
- Финансовые санкции включают в себя отмену предоставления каких-либо финансовых услуг, ограничение доступа на финансовые рынки, запрет на инвестиции в экономику страны, а также замораживание активов юридических и физических лиц.
- Торговые санкции включают в себя введение торгового эмбарго (полного или частичного прекращения торговых отношений); повышение таможенных пошлин; полный отказ от режима наибольшего благоприятствования (базовый принцип ВТО, который означает, что любая льгота, привилегия, предоставляемая одним государством - членом ВТО товару, услуге или поставщику услуги другого государства, распространяется на всех остальных членов Всемирной торговой организации).
3. Коммуникационные санкции направлены на ограничение передвижения, связи и транспорта. Например, остановка выдачи виз, запрет на въезд в страну, попавшую под санкции или выезд за границу своего государства, полный разрыв авиационного, морского и железнодорожного сообщения, а также запрет использования активов, которые находятся за рубежом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав ООН (полный текст). - URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (
2. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 года) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml
3. Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года) [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
4. Договоренность о правилах и процедурах регулирующих разрешение споров (1994 года) [Электронный ресурс] // Департамент экономического развития Курганской области. – URL: http://ind.kurganobl.ru/assets/files/ WTO/rules_procedures.pdf
5. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН A/RES/56/83 об ответственности государств за международно-противоправные деяния. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901941379?section=text
6. Бойко, А. А. Международные экономические санкции / А. А. Бойко // Наука, техника и образование. – 2016. – №3(9). – 3-4 с.
7. Бочарников, И. В. История антироссийских санкций: от Ивана Грозного до наших дней / И. В. Бочарников. — Текст : электронный // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности : [сайт]. — URL: https://nic-pnb.ru/analytics/istoriya-antirossijskih-sanktsij-ot-ivana-groznogo-do-nashih-dnej/
8. Виноградова, Е. Эксперты назвали самые уязвимые для санкций отрасли экономики России / Екатерина Виноградова. — Текст : электронный // РБК : [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/18/03/2022/623323de9a79475581a199ea
9. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824
10. Грамматчиков, А. Логистический кризис: блокада или временная пробуксовка? / Алексей Грамматчиков. — Текст : электронный // Журнал «Эксперт» : [сайт]. — URL: https://expert.ru/expert/2022/11/logisticheskiy-krizis-blokada-ili-vremennaya-probuksovka/
11. Желтоногов, В., Аверина, Н., Токарева К. Список наиболее важных российских контрсанкций / Владимир Желтоногов, Наталья Аверина, Кристина Токарева. — Текст : электронный // EY : [сайт]. — URL: https://www.ey.com/ru_ru/tax/tax-alert/2022/03/ey-spisok-naibolee-vazhnyh-rossijskih-kontrsankcij-22-march-2022-tax-rus
12. История американо-российских и российско-американских санкций. — Текст : электронный // РИА Новости : [сайт]. — URL: https://ria.ru/20210415/sanktsii-1728420320.html
13. Иртюго, А. Обзор финансовых санкций против России / Алексей Иртюго. — Текст : электронный // Conomy : [сайт]. — URL: https://conomy.ru/analysis/articles/735
14. Крицкий К.В. Односторонние ограничительные меры в контексте международно-правового принуждения / К.В. Крицкий // Российский юридический журнал. - 2017. - № 4(115). - С. 62-73.
15. Крицкий К.В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве : дис. ... канд. юр. наук / Крицкий Кирилл Владимирович ; Московский государственный институт международных отношений.- Москва, 2019. - 186 с.
16. Лаптева Е. В. К вопросу об истории антироссийских санкций / Е. В. Лаптева // Историко-экономические исследования. – 2017. – Т. 18, № 4. – С. 669-692.
17. Негматова Т.М. Классификация международных санкций и критерии их легитимности / Т.М. Негматова // Вестник Таджикского национального университета. - 2018. - № 5. - С. 99 -108.
18. Попов, И. Гайд по санкциям-2022 / Иван Попов. — Текст : электронный // JustMedia : [сайт]. — URL: https://www.justmedia.ru/analitika/russiaandworld/gayd-po-sanktsiyam2022
19. Рыбинцева Е. А. Понятие односторонних ограничительных мер в современном международном праве / Е. А. Рыбинцева // Государство и право во времени и пространстве : сборник тезисов докладов Республиканской научно-практической конференции с международным участием студентов, магистрантов, аспирантов, 3 декабря 2021 года. -Минск : БГЭУ, 2022. - С. 175-177.
20. Салихов, М. Что будет, если Европа откажется от российской нефти / Марсель Салихов. — Текст : электронный // Тинькофф Журнал : [сайт]. — URL: https://journal.tinkoff.ru/news/europe-abandons-rus-oil
21. Страчко В.О. Санкции и их виды в международном праве / В.О. Страчко, К.А. Метельская // Идеи правового государства в юридической доктрине и конституционной практике Беларуси: история и современность : материалы международной научно-теоретической конференции студентов, магистрантов, аспирантов (Минск, 27—28 ноября 2014 г.). - Минск : Экоперспектива, 2014. - С. 173-174.
22. Финансовые санкции против России и контрсанкции 2022 г. — Текст : электронный // Доходъ : [сайт]. — URL: https://www.dohod.ru/individuals/finansovyie-sankczii-protiv-rossii-i-kontrsankczii-2022-g
23. Вагина В.О. Экономическое развитие России в условиях санкций // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-1. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12610
24. Ломейко, А. Бумеранг из беженцев и рекордных цен. Как живет «отвернувшийся» от РФ мир / Александра Ломейко. — Текст : электронный // Телеканал 360° : [сайт]. — URL: https://360tv.ru/news/tekst/bumerang-iz-bezhentsev/
25. Прошина, Е. Европа и США столкнулись с рекордной инфляцией из-за антироссийских санкций / Елена Прошина. — Текст : электронный // Рамблер/финансы : [сайт]. — URL: https://finance.rambler.ru/economics/48404001-evropa-i-ssha-stolknulis-s-rekordnoy-inflyatsiey-iz-za-antirossiyskih-sanktsiy/
Bapat N.A., Clion Morgan T. 2009. Multilateral Versus Unilateral Sanctions Recon-
sidered: A Test Using New Data. International Studies Quarterly. 53(4). P. 1075–1094. DOI:
10.1111/j.1468-2478.2009.00569.x
Bapat N.A. et al. 2013. Determinants of Sanctions Eectiveness: Sensitivity Analysis Us-
ing New Data. International Interactions. 39(1). P. 79–98. DOI: 10.1080/03050629.2013.75129
26. Bapat N.A., Clion Morgan T. 2009. Multilateral Versus Unilateral Sanctions Recon-sidered: A Test Using New Data. International Studies Quarterly. 53(4). P. 1075–1094. DOI: 10.1111/j.1468-2478.2009.00569.x
27. Baldwin D.A., Pape R.A. 1998. Evaluating Economic Sanctions. International Security. 23(2). P. 189–198
28. Bapat N.A. et al. 2013. Determinants of Sanctions Efectiveness: Sensitivity Analysis Us-ing New Data. International Interactions. 39(1). P. 79–98. DOI: 10.1080/03050629.2013.751298
29. Chen J. 2017. Why Economic Sanctions on North Korea Fail to Work? China Quarterly of International Strategic Studies. 3(4). P. 513–534. DOI: 10.1142/S2377740017500300
30. Drezner D.W. 2011. Sanctions Sometimes Smart: Targeted Sanctions in teory and Prac-tice. International Studies Review. 13(1). С. 96-108. DOI: 10.1111/j.1468-2486.2010.01001.
31. Early B.R. 2011. Unmasking the Black Knights: Sanctions Busters and eir Eects on the Success of Economic Sanctions1: Unmasking the Black Knights. Foreign Policy Analysis. 7(4). P. 381–402. DOI: 10.1111/j.1743-8594.2011.00143.x
32. Haass R.N. 1997. Sanctioning Madness. Foreign Atairs. 76(6). P. 74.
33. Lacy D., Niou E.M.S. 2004. A eory of Economic Sanctions and Issue Linkage: e Roles of Preferences, Information, and treats. te Journal of Politics. 66(1). P. 25–42. DOI: 10.1046/j.1468-2508.2004.00140.x
34. Miers A., Morgan T. 2002. Multilateral Sanctions and Foreign Policy Success: Can Too Many Cooks Spoil the Broth? International Interactions. 28(2). P. 117–136. DOI: 10.1080/03050620212099
35. Morgan T.C., Bapat N., Kobayashi Y. 2014. treat and Imposition of Economic Sanctions 1945–2005: Updating the TIES Dataset. Contict Management and Peace Science. 31(5). P. 541–558. DOI: 10.1177/073889421352037