Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Анализ экономического содержания неопределенности и риска зависит от необходимости учитывать эти факторы на всех уровнях экономики при принятии решений в рыночных условиях. Некоторые условия всегда являются неопределенной точкой принятия решения. Эта неопределенность проистекает из неопределенности информации, которая может быть неполной, непонятной, безнадежной, быстро устаревшей, а также из неопределенности проблемы управления. Неопределенность в процессе принятия решений - это характеристика отношений между объектом и объектом управления, а также специфика условий, сопровождающих принятие решения. Неопределенность в решении проблем проистекает из того факта, что структура процесса принятия решений во многом зависит от типа неопределенности, с которой сталкиваются политики. Большое количество исследований посвящено изучению процесса принятия решений в условиях неопределенности и риска. Их главный недостаток - непонятное различие между понятиями «риск» и «неопределенность». Если этих различий нет, то для уменьшения неопределенности используется ряд методов, и эти методы не предназначены для этой цели. Однако вероятностный подход допускает результаты, близкие к реальности, только в случае однородных массовых событий. Если статистической однородности нет, то использование классической вероятности не даст ожидаемых результатов.
В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность финансовых потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски. Достижение устойчивого финансово-экономического состояния предприятия невозможно без грамотно выполненного анализа и оценки экономических рисков. Данное совершенствование позволяет предприятию не только добиться сбалансированного экономического роста, повысить эффективность своей деятельности, а также выявить сферы повышенного риска и принять своевременные решения по снижению влияния негативных последствий.
Цель исследования – провести оценку рисков в коммерческой деятельности предприятия розничной торговли.
Задачи исследования:
рассмотреть применение системы управления рисками в деятельности коммерческой организации
привести характеристику финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации;
провести оценку системы управления рисками;
разработать рекомендации по улучшению системы управления рисками.
Объект исследования – ООО «Лента». Предмет исследования – риски в деятельности организаций.
Методическую основу исследования составляет системный анализ, статистический, структурно-функциональный и проектный методы, комплексный подход. Теоретической основой исследования выступают учебники, учебные пособия. Эмпирическая база исследования включает материалы научных статей по теме исследования.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Название глав определяет их содержание.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РИСКОВ
1.1. Применение системы управления рисками в деятельности коммерческой организации
Во всех сферах человеческой деятельности признается наличие рисков, связанных с условиями и факторами, влияющими на результат решений, принимаемых людьми, поскольку деловая активность в этой сфере напрямую связана с существующими и разнообразными формами риск исполнения. Именно благодаря уверенности формируется понимание риска как экономической категории. С появлением и развитием рыночной экономики возникли различные теории риска. Американский экономист заметил одну из первых проблем с экономическим риском. Маршалла, его работа заложила основу неклассической теории риска.
Американский экономист Кейнс ввел в науку понятие «аппетита к риску», описывая инвестиции и бизнес-риски, в работе Найта «риск, неопределенность и прибыль» он впервые говорит о риске. как количественная мера неопределенности.
В начале ХХ века, согласно классической теории менеджмента, французский инженер А. Файль будет выполнять свои охранные функции в рамках основной управленческой функции организации. Следовательно, с развитием смешанной экономики государственный сектор начал применять различные методы финансового управления, включая определение рисков и способы управления ими. Риски финансовых процедур появились совсем недавно. По мнению местных ученых, понятие бюджетного риска впервые появилось в конце 20 века [9, с. 36].
Поскольку в большинстве наук понятие риска ассоциируется с негативными изменениями, в нормальном состоянии риск также следует описывать негативными отклонениями. Мнения по этому поводу также разделились. По нашему мнению, риск следует рассматривать как вероятность негативных последствий различных факторов, чтобы подчеркнуть особую важность анализа рисков для стабильной работы объекта.
Поэтому, работая под влиянием фискального риска, они поймут возможность негативных последствий под влиянием различных факторов риска, которые обеспечивают (потенциальные) отклонения от фактических фискальных показателей на любом этапе бюджетного процесса. При этом риски и факторы риска необходимо оценивать качественно и количественно и включать в работу всех участников процесса. Перед тем, как оценивать риски и управлять ими, вам необходимо классифицировать риски и факторы риска - согласовать информацию о множественных рисках с разными характеристиками для улучшения анализа рисков и управления ими. Во всех случаях авторы исследования риска предлагают разные классификации.
Рассмотрим наиболее частые и частые признаки риска. В зависимости от объема факторов: экологический риск (за пределами области применения), прямой системный риск (причина самой системы), случайный риск (возможный) [8, с. 81].
По типу управленческой деятельности (фаза процесса). Риск на этапе разработки, обсуждения и утверждения проекта, риск на этапе реализации, риск на этапе контроля:
Время возникновения: прошлое; настоящее; будущее.
Как предполагаемый результат: значительный, незначительный.
В зависимости от вида воздействия: общее, специфическое.
В зависимости от тяжести финансовых последствий (в зависимости от степени воздействия): минимальные, приемлемые, критические, катастрофические.
Риски, возникающие с течением времени, делятся на прошлые, настоящие и будущие. Будущие риски - это бюджетные риски, которые могут быть присущи будущему региона. Фаза технологического риска - это риск фазы разработки, обсуждения и утверждения проекта, риск фазы реализации, риск фазы контроля. При этом есть риски, общие для всех этапов процесса, например, риск несоблюдения сроков, риск мошенничества.
По характеру воздействия риск делится на общий и особый. Общие риски - риски, присущие всем субъектам Российской Федерации, независимо от географического положения, отраслевой структуры региона и других факторов. Значительные риски характеризуются высокой вероятностью исполнения и серьезными финансовыми последствиями, тогда как небольшие риски представляют собой бюджетные риски при исполнении с минимальной вероятностью и низкими финансовыми последствиями.
В зависимости от серьезности финансовых последствий риски делятся на минимальные, приемлемые, критические и катастрофические. Данный сектор основан на возможном уровне ущерба для бюджета, отсутствии или недостаточности ресурсов для снижения бюджетных рисков [13, с. 63].
Это разделение очень условно, поскольку допустимые размеры финансовых потерь варьируются от региона к региону. Незначительный уровень для региона-донора может иметь катастрофические последствия для региона-получателя. Исходя из концепции бюджетного риска, все возникающие бюджетные риски также можно разделить на группы показателей бюджетного процесса, которые искажаются под действием факторов риска.
1.2. Особенности управления рисками
Управление рисками организации - тип стратегии управления бизнес-процессами. Он направлен на выявление, понимание и подготовку к видам угроз, угроз и других потенциальных отклонений от стандартных операционных процедур, которые могут восприниматься как риски.
Процессы управления рисками охватывают 4 основные области:
1. Управление рисками
2. Внутренний контроль
3. Внутренний аудит
4. Соответствие требованиям регулирования
Чтобы оценить угрозы, менеджеры рисков следуют следующие пять шагов:
1. Определение вероятности риска
2. Оценка частоты и серьезности последствий
3. Определение альтернативных подходов, включая оптимизацию бизнес-процессов, которые приведут к снижению вероятности и/или риска последствий
4. Выбор и осуществление действий, определенных на предыдущем этапе
5. При необходимости контроль за осуществлением действий и их корректировка
Этот процесс направлен на антикризисное управление. В управлении рисками следует различать понятия риска, угрозы и воздействия:
1. Риск-отрицательное или положительное явление, которое может быть реализовано и повлиять на процесс / проект
2. Опасность - опасность, представляющая собой опасность
3. Влияние-величина последствий, которые происходят в случае риска
Внутренний контроль-механизм обеспечения выполнения бизнес-процессов в соответствии с требованиями, обеспечивающий снижение вероятности и тяжести рисков. Процессы внутреннего контроля позволяют повысить эффективность бизнес-процессов в целом и процессов, связанных, в частности, с отчетностью, и обеспечить соблюдение требований регуляторов. Крупные организации, работающие в жестко регулируемых сферах, зачастую имеют широкую систему внутреннего контроля.
Как ни странно, внутренний аудит-это наблюдение. Основной задачей внутреннего аудита является обеспечение надлежащего функционирования процессов внутреннего контроля. Более важно, функция внутреннего аудита имеет и другой уровень. Именно внутренний аудит отвечает за оценку, эффективность и результативность процессов системы управления рисками организации. Внутренний аудит, по сути, оценивает практическое управление рисками в организации и насколько управление соответствует документированным политикам и процедурам. Конечно, при обнаружении расхождений, задача внутреннего аудита определить, что и как нужно изменить: процессы или документы. Внутренние аудиторы контролируют операционную деятельность компании, последовательность управления и соблюдение требований системы управления рисками. Компании должны соответствовать определенным правилам и требованиям регулирующих органов. Именно в этих вопросах концентрируется сфера управления рисками данной организации. Регуляторы предъявляют требования к безопасности объектов, учету персональных данных, экологической политике, социальной ответственности, финансовой отчетности и др. Как правило, в компаниях работают специальные подразделения, комплексные службы, процессы и процедуры, занимающиеся интерпретацией требований регуляторов, проводят обучение, дают рекомендации и оказывают консультационную помощь сотрудникам компании. Часто комплексная служба состоит из одного — двух сотрудников, которые также выполняют функции внутреннего контроля.
В процессе эволюции методов управления рисками организации были разработаны соответствующие стандарты. Каждый из стандартов описывает различные подходы к управлению рисками и возможностями, выявлению, анализу, реагированию и общему управлению.
Оценку системы управления рисками обычно проводят в связи с приходом нового менеджмента, либо если надо предоставить гарантии качественного функционирования риск-менеджмента заинтересованным сторонам (акционерам, кредиторам, аналитикам, регуляторам, инвесторам), или если резко меняется стратегия развития бизнеса.
В рамках общепринятого подхода к управлению изменениями выделяют несколько стадий. Для осуществления изменений все
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 30.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2022)
3. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 336 c.
4. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2017. - 256 c.
5. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Инфра-М, 2014. – 245 с.
6. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 260 c.
7. Бачурин, А.А. Планирование и прогнозирование деятельности автотранспортных организаций / А.А. Бачурин. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2017. - 272 c.
8. Белонежко М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник / М.Л. Белонежко, А.Л. Скифская. СПб.: ИЦ Интермедия, 2019. – 284с.
9. Бороненкова С.А. Экономический анализ в управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 123 с.
10. Быкардов Л.В., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М. Изд-во ПРИОР, 2017. – 227 с.
11. Виноградова, М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: Учебное пособие / М.В. Виноградова. - М.: Дашков и К, 2017. - 280 c.
12. Внедрение системы управления оборотными активами //Финансовый директор, 2016, № 6, с. 27
13. Волкова А.А., Акбашева Э.Р. Государственный финансовый контроль в России // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 22 (39). С. 51-52.
14. Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. — М.: Финансовый контроль, 2018. – 269с.
15. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 248 c.
16. Грачева Е.Ю., Хорина Л.Я. Правовое регулирование бюджетного контроля в Российской Федерации: Курс лекций. – М., 2019. – 176с.
17. Демидов М.В. Развитие правовых основ функционирования государственного финансового контроля в РФ // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4 (30). С. 98-100.
18. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c
19. Иванов Е.А. Стратегическое управление развитием предприятия внутренние и внешние факторы стратегии развития предприятия // Журнал «Российское предпринимательство». Выпуск №6 (2) – 2016 – С. 82–87.
20. Илинич Е.В. Проблемы развития государственного финансового контроля // Прикладные экономические исследования. 2017. № 5 (21). С. 26-31.
21. Каравайцева А.А. Стратегическое управление. Основные понятия и определения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 176-177.
22. Кирина И.Л. Стратегическое планирование как основа повышения эффективности деятельности предприятия / И.Л. Кирина, А.А. Павлова // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 29-31.
23. Кузык, Б. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б. Кузык, В. Кушлин, Ю. Яковец. - М.: Экономика, 2017. - 604 c.
24. Лавренко С.В. Финансовый контроль в системе обеспечения национальной безопасности: институциональный аспект/ С.В.Лавренко, А.В. Романова // Финансы и кредит. — 2020. — №26(410). — С.58-62.
25. Носуля Д.Е., Тирова С.С. Правовое регулирование государственного финансового контроля в РФ // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 628-631.
26. Овсянников Л.Н. Становление государственного финансового контроля// Финансы. — 2019. — № 6. — С. 59-64.
27. Попова В.Е. Основы организации системы государственного финансового контроля // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 618-619.
28. Решеткина М.А. Основные проблемы государственного финансового контроля в РФ // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 32-1. С. 22-24.