Фрагмент для ознакомления
2
Современная внешняя среда предприятий обладает высоким уровнем динамизма и непредсказуемостью, что сказывается на эффективности функционирования предприятий на рынке. Следовательно, для поддержания своей конкурентоспособности предприятия должны обладать действенным инструментом релевантного реагирования на изменение факторов внешней среды. Это обусловлено тем, что, как микро-, так и макрофакторы внешней среды подвержены достаточно резким и, в некоторой степени, скачкообразным изменениям, благодаря влиянию различных глобальных тенденций. Уровень конкуренции на современном рынке растет благодаря глобализации и цифровизации экономики, поскольку эти процессы приводят к нивелированию многих факторов, которые влияли на конкурентные преимущества предприятия еще в середине первой декады ХХI века. Таким образом, формирование стратегических реакций на изменение факторов внешней среды в рамках эффективной стратегии развития с целью повышения конкурентоспособности предприятий является актуальным вопросом для исследования.
Цель работы – изучение проблем и трудностей стратегического управления ООО АФ «Тургеневка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты стратегического управления предприятия;
- провести оценку деятельности организации в современных условиях;
- разработать стратегию организации.
Объектом работы является ООО АФ «Тургеневка»
Предметом исследования является стратегическое управление ООО АФ «Тургеневка».
Методологической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных ученых: И. Ансоффа, О.С. Виханского, О. В. Кожевиной, Ф. Котлера, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, В. Л. Рачека, А. А. Томпсона, А. Дж. Стрикленда и др.
Для достижения поставленной цели в работе использованы методы логического анализа, включая анализ и синтез в рамках системного подхода, динамический и структурный анализ, сравнительный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные мероприятия могут применяться ООО АФ «Тургеневка» в дальнейшей деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятия
1.1. Основные составляющие стратегического менеджмента и их характеристика
Эффективное стратегическое управление должно быть основано на некоторых принципах. Принципы стратегического менеджмента представляют собой основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей. Они включают в себя следующее:
1. Единство целей. Организация, функционирующая в динамичной внешней среде, должна иметь единство в целях, интересах и принципах управления.
2. Научный подход. Применение системных и ситуационных подходов, а также научных исследований в области человеческого поведения к управлению и формированию организации для достижения ее целей. Лучшие методы выполнения задач определяются на основе научного анализа.
3. Определение основного направления развития. Определение перспективы, которая открывается перед организацией в плане роста, прибыльности, стабильности и технологии; выделение стратегических зон и хозяйственных центров на основе этих факторов. Стратегическая зона - это сегмент окружения, к которому организация имеет или желает иметь доступ. Стратегический хозяйственный центр - структурное подразделение, отвечающее за стратегические позиции организации в одной или нескольких стратегических зонах.
4. Экономическая эффективность. Разработка и внедрение стратегии организации должны быть основаны на имеющихся ресурсах и направлены на достижение результатов, превосходящих затраты в заданный период времени.
5. Подчинение личных интересов общим. Интересы отдельных сотрудников или группы сотрудников не должны превалировать над интересами организации в целом.
6. Оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий, обеспечивающих достижение целей организации, рациональное использование ресурсов и готовность к изменениям внешней среды.
7. Мотивация персонала.
8. Разделение труда направлено на выполнение работы большего объема и лучшего качества при одинаковых условиях. Это достигается путем сокращения числа задач, требующих внимания и усилий.
9. Корпоративность обеспечивает гармонизацию интересов всего персонала, а гармоничные отношения, в свою очередь, способствуют достижению поставленных целей организации.
Стратегическое управление на предприятии представлено следующими пятью функциями:
1. Разработка стратегии предприятия. Это включает прогнозирование, разработку стратегии и бюджетирование. Прогнозирование является предшествующей составлению стратегических планов процедурой, основанной на анализе внутренних и внешних факторов, определяющих функционирование предприятия, с целью предвидения возможных развитий и оценки рисков. Систематический прогноз позволяет разработать обоснованный подход к стратегии предприятия. В процессе прогнозирования традиционно применяются три измерения: время (насколько далеко в будущем мы смотрим?), направление (каковы тенденции будущего?) и масштаб (насколько значительны будут изменения?). Основываясь на результатах анализа, руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию.
2. Организация выполнения стратегических планов. Эта функция предусматривает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития, а также создание корпоративной культуры, которая поддерживает стратегию.
3. Координация реализации стратегических задач. Координация деятельности менеджеров, связанная с формированием и осуществлением общей стратегии, заключается в согласовании стратегических решений на разных уровнях управления и последовательном объединении целей и стратегий структурных подразделений на более высоких уровнях.
4. Мотивация для достижения стратегических результатов. Мотивация, как функция стратегического управления, связана с разработкой системы стимулов, которые побуждают к достижению поставленных стратегических результатов.
5. Контроль за процессом реализации стратегии. Контроль состоит в непрерывном наблюдении за процессом реализации стратегических планов. Он направлен на своевременное выявление угроз, обнаружение ошибок и отклонений от принятых стратегий и политик предприятия.
Основная цель стратегического управления - развитие потенциала и обеспечение стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. Совокупность рассмотренных функций и целей определяет сущность стратегического управления.
Таким образом, суть стратегического управления заключается в разработке и реализации Стратегии развития организации на основе постоянного мониторинга и оценки изменений в ее деятельности с целью поддержания ее жизнеспособности и эффективности, эффективно работать в нестабильной внешней среде.
1.2. Проблемы стратегического управления
Проблемы стратегического управления – ранний индикатор ухудшения конкурентоспособности и возможного последующего краха компании. Такие проблемы не возникают сами собой, а проистекают из существующих в компании практик управления.
Стратегические проблемы организации зарождаются в глубине системы управления и часто скрыты от глаз даже внимательного внутреннего наблюдателя. С помощью специальных подходов можно заранее выявить некоторые такие проблемы и своевременно предпринять соответствующие превентивные меры.
Ярким отражением проблем стратегического управления является стратегия развития. Несмотря на то, что только время может показать, насколько хороша или плоха стратегия компании, есть однозначные признаки, наличие которых позволяет заранее оценить вероятность её реализации.
На рисунке 1 представлены типичные проблемы стратегического управления, которые часто идентифицируются при анализе стратегической документации.
Одной из главных проблем является неполный стратегический анализ внешней и внутренней среды. Например, если разработчик стратегии исходит из стратегического допущения, что тенденция развития отрасли линейная, то это сильный повод насторожиться.
В современном мире нельзя считать, что тенденция продолжится. Наоборот, многолетний существующий тренд является поводом задуматься о возможности его слома, чтобы предпринять превентивные меры. Хорошая стратегия должна основываться на принципах системной динамики и учитывать цикличность развития экономики и общества.
Рис. 1. Проблемы стратегического управления предприятием
Также стоит насторожиться, если в стратегии отсутствует анализ имеющихся у компании ресурсов в широком понимании. Речь идёт не только об обычных материальных и денежных ресурсах, которые стратегические и финансовые департаменты отлично рассчитывают с помощью таблиц.
Если в стратегии отсутствует анализ возможности использования этих ресурсов для захвата новых или предполагаемых рыночных возможностей, то это, конечно, не затрагивает текущую бизнес-модель, но является той проблемой стратегического управления, которая создаёт стратегические проблемы организации в будущем.
Другой распространенной проблемой является то, что компания в своих стратегических начинаниях ограничивается лишь формулированием новых целей или видением желаемого будущего.
Такой подход к стратегическому развитию больше похож на выдачу желаемого за действительное. В результате получится вовсе не стратегия, а красиво оформленный список благих намерений менеджмента и акционеров.
Чтобы не пропустить важнейшие этапы разработки стратегии необходимо использовать научно обоснованные методологии. Например, шаг за шагом выполняя инструкции и используя шаблоны в рамках нашего практикума по разработке стратегии развития.
Одной из проблем стратегического управления также является неоднозначность целей или выражение их только в финансовых показателях (доход или прибыль). Если не уточнять другие ключевые параметры будущего состояния компании, то реализация такой стратегии может быть лишь случайностью.
Такое утверждение имеет под собой научные обоснования. Одним из них является принцип ограниченной интенциональности стратегической теории фирмы. Из этого принципа следует несколько выводов, часть из которых напрямую предъявляет требования к стратегии, как к детальному описанию будущего состояния с помощью различных целевых параметров.
Финансовые параметры лишь отражают физическую реальность в одном из измерений, но далеко не описывают её. Нефинансовые параметры будущего состояния компании гораздо более важны. Дело в том, что при отсутствии подобных уточнений и ограничений менеджмент компании стремится найти наименее затратные для себя способы достижения целей. Обычно это происходит за счет использования методов, подрывающих долгосрочное развитие компании.
Таким образом, современные реалии дальнейшего развития отечественной экономики являются единым интегральным процессом учитывающим всю многоаспектность в определении сущности стратегического управления как процесса, включающего выбор направлений своего развития, вопросы нестабильности и ужесточения конкуренции, повышения требовательности потребителей к услуге или продукту, крайне усложняют управленческий процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. I) № 51-ФЗ от 30.11.94 // СПС «КонсультантПлюс».
Абчук, В.А. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / В.А. Абчук, С.Ю. Трапицын, В.В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021.– 249 с.
Айдаркина, Е.Е. Теория и практика управления: учебное пособие / Е.Е. Айдаркина; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 164 с.
Гапоненко, А.Л. Теория управления: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
Грушенко, В.И. Менеджмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие / В. И. Грушенко. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 288 с.
Егоршин, А. П. Эффективный менеджмент организации: учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 388 с.
Камышанов, П. И. Финансовый и управленческий учет и анализ : учебник / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 592 с.
Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия: словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 176 с.
Князьнеделин, Р.А. Особенности промышленной политики, реализуемой в оборонно-промышленном комплексе / Р.А. Князьнеделин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 6 (126). – С. 48-54.
Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций : учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 256 с.
Кожевина, О. В. Терминология теории управления: словарь базовых управленческих терминов: учебное пособие / О. В. Кожевина. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 156 с.
Кожевина, О. В. Управление изменениями: учебник / О. В. Кожевина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 304 с.
Комаров, А. А. Порядок и цели создания стратегических предприятий, их назначение / А. А. Комаров // Военно-правовые инструменты обеспечения национальной безопасности : Сборник статей научно-практической конференции, Москва, 15 апреля 2022 года. Том 2. – Москва: ЗАО «Университетская книга», 2022. – С. 165-169.
Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы : учебное пособие / В. Е. Афонина, М. Ю. Архипова, О. И. Башлакова [и др.]; под. ред. В. И. Флегонтова. – Москва : Издательство «Аспект Пресс», 2020. – 333 с.
Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. А. Коргова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 197 с.
Коротун, О. Н. Менеджмент: основные технологии: учебное пособие для бакалавров / О. Н. Коротун, И. С. Кошель, В. В. Мазур. – 2-е изд. – Москва: Дашков и К, 2020. – 108 с.
Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс: учебное пособие / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. – 6-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 448 с.
Менеджмент: методы принятия управленческих решений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.В. Иванов [и др.]; под редакцией П. В. Иванова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 276 с.
Рыжиков, С. Н. Менеджмент: методы управления: учебное пособие / С. Н. Рыжиков. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 202 с.
Синергия управления многомерной экономикой: монография / под ред. д.э.н., проф. И. К. Ларионова, д.э.н., проф. О. Н. Герасиной, к.т.н., доц. М. А. Гуреевой. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 412 с.
Смолякова, Д. Д. Постановка целей в организации / Д. Д. Смолякова, Н. В. Федорова // Молодая наука – 2021: Сборник статей VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Москва, 24 апреля 2021 года. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. – С. 109-115.
Староверова, К. О. Менеджмент. Эффективность управления: учебное пособие для вузов / К. О. Староверова. – 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 269 с.
Фомичев, А. Н. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / А. Н. Фомичев. – 2-е изд. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 466 с.
Хейг, П. Управленческие концепции и бизнес-модели: полное руководство / Пол Хейг; пер. с англ. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 370 с.
Шарапова, Т. В. Основы теории управления: учебное пособие для вузов / Т. В. Шарапова. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 210 с.