Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях развитие институтов ключевого бенефициара производства публичных благ необходимо дополнить формированием новых институтов, стимулирующих процесс создания опекаемых благ частными компаниями и организациями.
Активное внедрение цифровых технологий обеспечивает возможность переноса акцента с федерального уровня производства общественных благ на региональный и местный, что положительно сказывается на производстве локальных публичных товаров, необходимых именно жителям конкретного региона.
На сегодняшний день задача производства общественных благ заключается в поиске решения по обеспечению стабильного производства при наличии безбилетников, проблема которых не решена до сих пор.
Для решения данной проблемы исследователями предлагается использование метода исключения, т.к. свойство неисключаемости вызывает желание уклониться от участия в финансировании производства [28]. Данная проблема ведет к большим издержкам, недопроизводству и, в конечном итоге, к сокращению совокупной полезности.
На введение ограничений необходимы затраты. При этом наблюдается снижение интенсивности использования общественного блага и потери для отдельных индивидов. Поэтому решение данного вопроса представляется актуальным.
Данное исследование актуально потому, что: 1) освещает малоисследованную на примере отечественных предприятий проблему; 2) позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании выводов.
Данную тему исследовали следующие авторы: Альбукаев А.М., Абдулаева Э.С., Бесстремянная Г.Е., Вахитова Л.Р., Кудрявцева К.В., Голубев А.В., Светлов Н.М., Демьянова О.В., Шерпутовский Ю.В., Ермишина А.В., Клименко Л.В., Еськова В.А., Ефимова О.Н., Коновалова М.Е., Мельников Д.А., Кравчук Н.В., Лифанцев Т.Н. Мазурицкий А.М., Мельников Д.А., Коновалова М.Е., Мортиков В.В., Окрепилов В.В., Гагулина Н.Л., Плавинская Н.Ю., Разуваев Н.В., Светлов Н.М., Свистунов И.А., Седова А.В., Сметана В.В., Столярова О.Е., Таран Е.А., Цыбулевский С.Е., Муракаев И.М., Шмарин А.П., Сафиуллин Н.З. Яковлева Н.Г.
Цель данной курсовой работы – выявить особенности общественных благ и проблем в России.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо было решить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты общественных благ;
определить понятие «общественные блага» и их классификацию;
выявить особенности общественных благ;
выявить роль общественных благ в экономике России.
Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные блага.
Предмет исследования – фактор макроэкономического равновесия.
В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические основы общественных благ, во второй главе работы – проблемы производства общественных благ.
При написании курсовой работы были использованы научные источники отечественных и зарубежных авторов, интернет-ресурсы, практические материалы, научно-исследовательские разработки по теме работы.
1. Теоретические аспекты общественных благ
1.1. Макроэкономический уровень экономики
Макроэкономические исследования, в отличие от микроэкономических, изучают функционирование всей национальной экономики государства, которая представлена агрегированными показателями, отражающими сумму составляющих ее элементов, как если бы они были единым целым, единицей.
На макроэкономическом уровне национальная экономика рассматривается как система взаимосвязанных рынков. К ним относятся:
1) рынок товаров, на котором покупаются и продаются различные товары и услуги, рассматриваемые в макроэкономике как общее благо. Различие между средствами производства и товарами не имеет особого значения.
2) денежный рынок, который представляет собой совокупность финансовых институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
3) рынок капитала, представляющий собой рынок, на котором обращаются деньги со сроком погашения более одного года.
Покупка товаров включает результаты производственной деятельности, рассматриваемые как совокупные товары. Этот рынок определяет совокупный спрос в экономике и формирует совокупное предложение.
Давайте определим, что именно мы понимаем под термином "товар". Конечной целью экономической деятельности является удовлетворение человеческих потребностей.
У каждого человека есть множество потребностей.
В его основе лежат физиологические потребности и потребности в безопасности и защищенности, называемые первичными потребностями человека, удовлетворение которых в основном связано с материальным благополучием.
С точки зрения экономики, мы можем рассматривать эту группу потребностей как материальные потребности. Более высокие категории потребностей - социальные, самоуважение, самовыражение - можно отнести к духовным потребностям.
Товары - это все, что служит для удовлетворения человеческих потребностей.
Существующие блага можно разделить на "бесплатные блага", которые предоставляются нам природой в неограниченных количествах, и экономические блага.
Экономические блага можно определить как продукты производственной деятельности (материальные или нематериальные), которые позволяют людям удовлетворять свои основные потребности.
В рыночной экономике экономические товары покупаются и продаются. Механизмом купли-продажи товаров является товарный рынок.
Экономические потребности людей превышают их возможности по производству различных товаров.
Существует общий социологический закон возрастания потребностей, который означает, что человеческие потребности качественно меняются, увеличиваясь в ходе исторической эволюции. Удовлетворение одной жизненно важной человеческой потребности немедленно приводит к возникновению других человеческих потребностей и интересов.
Рост потребностей неограничен и постоянно опережает производство экономических благ, прежде всего из-за скудости природных ресурсов, нехватки квалифицированной рабочей силы, плохой организации производства, ограниченности капиталовложений и многих других факторов, необходимых для производства того или иного блага.
Из-за нехватки ресурсов мы должны постоянно делать выбор, как лучше их использовать для производства тех или иных товаров. Этот механизм иллюстрирует кривая производственных возможностей.
Чтобы упростить эту модель, представьте, что экономика страны производит только эти два товара.
Если она сосредоточит все свои экономические ресурсы на производстве только автомобилей, то сможет производить до 10 миллионов автомобилей в год. Если ей нужно произвести на 1 000 самолетов больше, она может сделать это, сократив производство автомобилей до 9 миллионов единиц. Для производства 2 000 самолетов ему придется сократить производство автомобилей до 7 миллионов, а для производства 3 000 самолетов - до 4 миллионов. Чтобы производить 4 000 самолетов в год, стране пришлось бы полностью отказаться от производства автомобилей.
Таким образом, чтобы увеличить производство самолетов, необходимо отказаться от все большего количества автомобилей; другими словами, стоимость произведенных автомобилей определяется количеством самолетов, от производства которых необходимо отказаться.
В этом случае на первый план выходит понятие "альтернативные издержки" или "альтернативные издержки выбора", то есть то, от чего мы должны отказаться, чтобы получить желаемое.
С такой же проблемой выбора сталкивается любая фирма, производящая дифференцированную продукцию.
В реальной жизни альтернативные издержки ограничиваются не несколькими продуктами, а гораздо большим количеством. Поэтому при определении альтернативных издержек необходимо учитывать лучшие из упущенных возможностей в реальном мире.
Любой экономический механизм должен быть эффективным. Экономическая эффективность - это относительная мера эффективного использования имеющихся ресурсов. Чтобы оценить ее, необходимо сравнить получаемые выгоды с затратами на их производство. Для повышения экономической эффективности необходимо минимизировать затраты и максимизировать выгоды.
Такая экономическая политика называется рациональным экономическим поведением. В нашем примере для максимально эффективного производства точки A, B, C, D, E, отражающие возможные варианты производства товаров, должны лежать на поверхности кривой, то есть на пределе производственных возможностей (экономических ресурсов). Если точка находится слева от кривой, то это означает недоиспользование возможностей производства, а если справа, то это означает нереальное производство товаров в таких объемах. Таким образом, эффективность возникает тогда, когда общество не может увеличить производство одного товара без сокращения производства другого товара.
Наряду с производством существуют понятия потребления и сбережения, которые также связаны с приобретением товаров. Давайте рассмотрим их более подробно.
Потребление завершает всю экономическую деятельность, поскольку это использование товаров и услуг, произведенных для удовлетворения потребностей.
Когда мы слышим слово "потребление", мы чаще всего думаем о потреблении продуктов питания или товаров повседневного спроса, то есть о потребительской функции домашних хозяйств.
Однако потребляются не только потребительские товары, на которые приходится около двух третей общественного производства, но и инвестиционные товары (машины, оборудование, строительные материалы), на которые приходится одна треть. Их назначение - компенсировать выбытие реального капитала, то есть они расходуются на производительное потребление.
Домохозяйства являются основными потребителями промышленных товаров, а фирмы - основными потребителями инвестиционных товаров. Каждый экономический субъект, будь то домохозяйство или фирма, постоянно решает, какую часть своего дохода потратить на потребление в настоящем, а какую отложить на будущее в случае непредвиденных событий, например, инфляционных ожиданий, чтобы накопить на покупку дорогостоящих товаров. Таким образом, часть дохода тратится на текущее потребление, а другая часть откладывается на сбережения.
Сбережения - это доход, который не тратится на покупку товаров и услуг для текущего потребления.
Источником сбережений является увеличение объема производства (и дохода) или снижение доли потребления в доходе.
Связь между общими расходами на потребление и доходом выражается функцией потребления. Расходы на потребление зависят от уровня совокупного национального и располагаемого дохода.
Уровень потребления характеризуется средней склонностью к потреблению и предельной склонностью к потреблению.
Средняя склонность к потреблению - это доля дохода (Y), расходуемая на потребление (C). Она выражается как отношение C к Y (C/Y). Предельная склонность к потреблению описывает динамику потребления в результате роста дохода. Увеличение дохода на одну единицу приводит к изменению потребления.
Предельная склонность к потреблению (Mc) рассчитывается как отношение прироста потребления к приросту дохода (ΔC/ΔY).
В экономическом смысле сбережения представляют собой ту часть дохода общества (национального дохода), которая используется для накопления или расширения производства.
Теперь рассмотрим понятие инвестиций.
Инвестиции (I) - это затраты на увеличение или замещение капитала. В России инвестиции делятся на три части:
1) финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги, кредиты, акции);
2) инвестиции в запасы материальных оборотных активов (сырье, материалы, не полностью произведенная продукция);
3) инвестиции в основной капитал (машины, здания, оборудование, сооружения), то есть долгосрочный капитал, используемый в течение нескольких лет. Последний вид инвестиций называется капитальными инвестициями или валовым накоплением основного капитала.
Капитальные инвестиции включают затраты на замену и добавление основного капитала. Инвестиции связаны с различными экономическими понятиями.
Во-первых, это амортизация, то есть инвестиционные затраты, используемые для замены изношенных машин и оборудования и обновления зданий и сооружений, срок эксплуатации которых истек. Во-вторых, чистые инвестиции - это ресурсы, использованные для строительства нового завода, установки нового оборудования и т.д. Она рассчитывается как разница между валовыми инвестициями и ресурсами, потраченными на возмещение амортизации и убытков.
То есть стоимость чистых инвестиций можно рассчитать как валовые инвестиции минус амортизация.
С другой стороны, финансовые инвестиции означают не только выпуск акций или облигаций, но и направление полученных средств на расширение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест и наем новых работников. Инвестиции с целью увеличения количества реального капитала - это процесс накопления.
Инвесторы делают свои вложения, потому что они могут получить прибыль в будущем.
Однако прибыль от инвестиций является постепенной, и, кроме того, процесс инвестирования всегда сопряжен с временными рисками. Кейнсианская концепция инвестиционного спроса предполагает, что, вкладывая средства в инвестиционный проект, предприниматель должен учитывать потенциальную процентную ставку инвестируемых средств и степень риска.
Чем ниже текущая процентная ставка, тем выше будет инвестиционный спрос. Согласно неоклассической точке зрения, предприниматели инвестируют для того, чтобы довести объем доступного им капитала до оптимального, то есть такого объема, который обеспечивает максимальную прибыль при существующей технологии.
Фрагмент для ознакомления
3
Альбукаев А.М., Абдулаева Э.С. Общественное благо в понимании древнего грека и римлянина // Вестник научной мысли. 2020. № 4. С. 284-286.
Бесстремянная Г.Е. Неформальные налоги на общественные блага в российских регионах // Вопросы экономики. 2019. № 1. С. 124-134.
Вахитова Л.Р., Кудрявцева К.В. Переосмысление понятия общественных благ в цифровую эпоху // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2020. № 2. С. 213-218.
Голубев А.В., Светлов Н.М. Возможности производства общественных благ сельским хозяйством России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2023. № 1 (95). С. 7-11.
Демьянова О.В., Шерпутовский Ю.В. Государственное регулирование общественных благ в сфере здравоохранения // В книге: Научная инициатива: проблемы и перспективы внедрения инновационных решений. Бахтеева А.А., Гафуров С.Д., Гафурова С.С., Гордеева В.В., Демьянова О.В., Дербенева С.А., Иванова Л.Д., Исаков Т.Х., Колосов Г.А., Лисина А.Д., Неустроев В.Д., Никифорова А.А., Острова В.П., Стародубова А.В., Шакуров А.А., Шерпутовский Ю.В., Юсупова Т.Г. монография. Уфа, 2023. С. 5-18.
Ермишина А.В., Клименко Л.В. Институциональный механизм финансирования и производства локальных общественных благ: капитальный ремонт многоквартирных домов / Ростов-на-Дону, 2022.
Еськова В.А. Глобальные общественные блага: проблемные аспекты в экономике и международном праве // Правовая позиция. 2021. № 10 (22). С. 45-51.
Ефимова О.Н. Общественные блага и общественные издержки в условиях пандемии // Modern Economy Success. 2021. № 3. С. 27-34.
Коновалова М.Е., Мельников Д.А. Особенности производства и распределения общественных благ в условиях цифровой трансформации экономики // Экономика и предпринимательство. 2023. № 10 (159). С. 238-240.
Кравчук Н.В. Защита прав и общественного блага в контексте изменения климата: тенденции и угрозы // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. 2019. № 4. С. 106-114.
Лифанцев Т.Н. Арман Жан дю Плесси де Ришелье о системе правосудия как об основе общественного блага // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 8 (36). С. 22-24.
Мазурицкий А.М. Зигзаги библиотечной трансформации. Общественное благо или библиотечная услуга? // Библиотечное дело. 2020. № 20 (374). С. 13-17.
Мельников Д.А., Коновалова М.Е. Развитие теории общественных благ в современных условиях // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2023. № 2-1. С. 475-479.
Молодежный потребитель общественных благ: поведение в условиях социально-политической неопределенности / Гостев А.Н., Ботвиньев К.П., Белышев А.А., Назимкина А.А., Мосин Э.В. // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2023. № 3 (98). С. 77-92.
Мортиков В.В. Общественные блага и социальная политика // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2022. № 9 (63). С. 109-111.
Окрепилов В.В., Гагулина Н.Л. Анализ влияния экономической трансформации на качество общественных благ (на примере образования) // Экономика и управление. 2019. № 4 (162). С. 4-10.
Плавинская Н.Ю. Понятие "общественное благо" в реформаторских проектах Екатерины II // Новая и новейшая история. 2023. № 6. С. 49-60.
Разуваев Н.В. Конституционные основы деятельности некоммерческих организаций по производству общественных благ // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2020. № 1. С. 28-35.
Светлов Н.М. Системная динамика финансирования производства общественных благ за счёт эмиссии // Вестник ЦЭМИ. 2020. № 1. С. 12.
Свистунов И.А. Государство и создание общественных благ // Инновации и инвестиции. 2023. № 9. С. 53-57.
Седова А.В. Общественные блага в системе классификации благ // Финансовый бизнес. 2021. № 2 (212). С. 51-53.
Сметана В.В. Проект "шахматы в школах" в контексте теории общественного блага // Социология. 2021. № 5. С. 171-175.
Столярова О.Е. Когнитивное разнообразие как общественное благо // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 68. С. 218-223.
Таран Е.А. Цифровой капитализм и цифровые общественные блага // Экономика и управление инновациями. 2022. № 1 (20). С. 13-19.
Цыбулевский С.Е., Муракаев И.М. К вопросу о влиянии космической деятельности на социально-экономическое состояние общества и генерацию общественных благ // Московский экономический журнал. 2019. № 4. С. 4.
Шмарин А.П. Качество общественных благ на примере качества перевозок пассажиров // В сборнике: Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам. Сборник научных статей. Казань, 2019. С. 540-543.
Шмарин А.П., Сафиуллин Н.З. Подходы к оценке качества общественных благ // В сборнике: Экономика в меняющемся мире. IV Всероссийский экономический форум: сборник научных трудов. Казань, 2020. С. 673-678.
Эффективность бюджетных расходов на производство общественных благ и критерий общественной полезности в их оценке / Алклычев А.М., Зоидов К.Х., Гайрбекова М.Х. // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 11 (109). С. 349-357.
Яковлева Н.Г. Производство общественных благ как пространство развития человеческого потенциала: противоречия и потенциал советских практик // Экономическая наука современной России. 2021. № 4 (95). С. 148-151.
Stehr N. Knowledge as a public good and knowledge as a commodity // Epistemology & Philosophy of Science. 2020. Т. 57. № 4. С. 40-51.
Fuller S. Making ‘science as a public good’ meaningful: response to stehr, turner and sassower // Epistemology & Philosophy of Science. 2020. Т. 57. № 4. С. 70-73.
Tskhadadze N.V. Poverty as a result of an unequal distribution of income and public goods among the population // World Economy: Security Problems. 2020. № 3. С. 172-177.
López J.A.V. Public goods, liberalism, political system and strategic public management in Mexico // THEORIA: Pedagogy, Economics, Law. 2022. Т. 3. № 2. С. 53-66.