Фрагмент для ознакомления
2
Большинство людей знают о лечебной физической культуре (ЛФК), основанной на определенных элементах. ЛФК – это система, в которой используются различные методы упражнений для профилактики, лечения и реабилитации. Фокус широкий: профилактика, лечение, реабилитация. Это означает, что упражнения ЛФК могут помочь укрепить скелетно-мышечную систему, то есть мышцы, кости, суставы и связки, для предотвращения травм и заболеваний, а также могут обеспечить наиболее эффективный процесс лечения при возникновении определенных состояний и могут помочь в восстановлении после выполнил все свои функции. Кроме того, ЛФК играет прямую и косвенную роль в профилактике, лечении и реабилитации, оказывая при этом положительное влияние на многие другие системы и функции организма, особенно на орган зрения.
Впервые о близорукости упомянул Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Он отметил, что когда прищуривание глаз слабое, они приближаются к тому, что хотят увидеть. Аристотель впервые ввел слово «близорукость», означающее закрытие глаз во время моргания, от которого произошел современный термин «близорукость».
Экспериментальные данные показывают, что около 95% детей рождаются без дефектов зрения и с нормальным зрением. Однако лишь очень небольшое количество пожилых людей сохраняет хорошее зрение. Видение людей возлагает на них тяжелое бремя. В результате мы быстро становимся носителями очков. Около 20% дошкольников и школьников 1-4 классов имеют проблемы со зрением (данные Всемирной организации здравоохранения).
Утомление глаз означает «неправильное использование глаз». Первобытные люди использовали только глаза, чтобы видеть вдаль при ярком солнечном свете – охотясь, ловя рыбу и сражаясь. Когда солнце садится, обязанности глаз заканчиваются. Он не работает с предметами возле глаз весь день, не смотрит телевизор по нескольку часов и не читает до полуночи.
Все известные проблемы со зрением возникают вследствие двух основных типов заболеваний: органических и функциональных. Зрение обеспечивает 90% информации, которую люди воспринимают из внешнего мира. Но, к сожалению, малоподвижный образ жизни, длительное использование компьютерных технологий, малоподвижность, постоянное пребывание в помещении, неправильное питание и неврологические расстройства могут привести к очень сильному перенапряжению глаз, приводящему к серьезным осложнениям – близорукости, амблиопии, пресбиопии, астигматизму, отслойке сетчатки, и т. д.
Целью курсовой работы являлось изучение особенностей проведения лечебной физической культуры для глаз с целью профилактики глазных заболеваний и сохранения здоровья глаз.
Задачи:
Изучить особенности лечебной физической культуры;
Изучить понятие миопии, ее причины, способы коррекции и комплекс упражнений для профилактики миопии.
1. ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Средства, формы и методики ЛФК
Лечебная физкультура – метод лечения, использующий физические тренировки и природные факторы для лечения и профилактики больных. Этот подход основан на использовании основной биологической функции организма – движения [1].
При этом ЛФК является самостоятельной научной дисциплиной, объединенной в единую научную специальность согласно действующим национальным стандартам.
ЛФК выступает лечебным средством, поэтому специалистом в области ЛФК может быть врач с дипломом медицинского или педиатрического отделения медицинского учреждения. Механическая терапия, эрготерапия и лечебный массаж являются частью ЛФК. Средством ЛФК могут быть любые физические нагрузки: плавание, ходьба, купание или даже игры (если они используются в лечебных целях) [3].
Лечебную физкультуру назначают только врачи и обычно выполняют в медицинских учреждениях (больницах, поликлиниках, домах престарелых, аптеках) строго по назначению врача. Это принципиально отличает ЛФК от систем и технологий здравоохранения, где мнение врача носит рекомендательный характер или вообще не требуется. Это не значит, что ЛФК предназначена только для пациентов и только для лечения. На практике физиотерапия не ограничивается терапией. Лечебная физкультура – это еще и профилактическая и восстановительная физкультура, а не только лечебная [5].
ЛФК можно проводить самостоятельно вне медицинского учреждения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузки, не превышая дозы, строго соблюдая установленный порядок и не превращая ЛФК в упражнения. Хотя по программе общей физической подготовки можно и даже желательно переходить на более высокие уровни нагрузки. Самостоятельные сеансы проводятся по назначению и под контролем врача. Это понятно, речь идет о пациенте, который не всегда может полностью оценить свои возможности. Лечебная физическая культура отличается от других видов физического воспитания так же, как физическое воспитание отличается от спорта – не по содержанию, а по целям и мерам. Лечебная физическая культура, физическое воспитание и физические упражнения используют одни и те же средства для достижения своих целей — физические упражнения [2].
Однако целью использования этих препаратов является лечение или профилактика заболевания. Цель физической культуры – воспитание здоровых людей, а цель спорта – достижение результатов. Лечебная физкультура имеет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она развивает осознанное отношение к физическим тренировкам, прививает навыки гигиены и ориентирует людей на использование природных факторов для укрепления организма [4].
В этом отношении ЛФК тесно связана с педагогикой и гигиеной. ЛФК позволяет развить силу, выносливость, координацию движений, привить навыки гигиены, повысить физическую подготовленность. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что физиотерапия является обязательным и необходимым компонентом во всех областях современной практической медицины, особенно в травматологии, ортопедии и неврологии.
Основным методом лечения ЛФК является лечебная гимнастика, представляющая собой специально подобранные для лечения упражнения для тела. Основным методом ЛФК является физическая культура, основанная на цели лечения и сочетающая причину, патогенез, клинические особенности, функциональное состояние организма и общую физическую работоспособность [7].
Форма обучения лечебной физкультуре – это организационная форма, в которой используются методы обучения лечебной физкультуре и реализуются методы ЛФК.
Методы (приемы) ЛФК по своей сути являются задачами ЛФК. Название метода ЛФК раскрывает заболевание или патологическое состояние, на которое направлен метод. Например, «ЛФК тазобедренных суставов в виде индивидуальной утренней гимнастики» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в виде групповых занятий физкультурой» или «Обучение ходьбе с тростью в виде индивидуальной утренней гимнастики» [9].
ЛФК относится к эффективным лечебным факторам, таким как гимнастика, водная физкультура, ходьба, занятия на тренажерах и др. Часто для лечения конкретных состояний используется сочетание различных форм и средств ЛФК. Например, при лечении шейного остеохондроза ЛФК принимает форму ежедневных утренних тренировок, гимнастики, количественных упражнений при ходьбе, обучения коррекционным упражнениям и контроля точности. При возникновении неврологической дисфункции ЛФК проводят в виде кратковременных поездок (например, в санаторий) и применяют разнообразные методы ЛФК: ходьба, плавание, тренировки на спортивных снарядах. Упражнения на тренажере также могут быть самостоятельным видом ЛФК. Например, если у вас избыточный вес, вы можете заниматься на велотренажере [8].
Фрагмент для ознакомления
3
Афанасьев, И. С. Близорукость школьников и студентов, её причины и профилактика появления и прогрессирования / И. С. Афанасьев, Н. Мартыненко, Ю. А. Филлипов // Академическая публицистика. – 2019. – № 3. – С. 164-169.
Вайнер, Э. Н. Лечебная физическая культура : Учебник / Э. Н. Вайнер. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2021. – 346 с.
Детушева, О. Е. Близорукость / О. Е. Детушева // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2023. – Т. 2. – С. 36-39.
Жукова, Е. А. Взаимосвязь физической активности и стресса с близорукостью / Е. А. Жукова, Д. О. Будина, В. О. Обжерина // Авиценна. – 2019. – № 50. – С. 4-5.
Зейналова, М. М. профилактика близорукости / М. М. Зейналова, А. Н. Романова // Вестник Калужского университета. – 2021. – № 3(52). – С. 36-41.
Ковалевская, М. А. Диагностика и лечение хронических инфекционных процессов в офтальмологии: реальная клиническая практика / М. А. Ковалевская, О. В. Донкарева, О. А. Перерва // Офтальмология. – 2020. – Т. 17, № 4. – С. 789-795.
Кузьменко, М. А. Школьная близорукость: пути решения / М. А. Кузьменко, М. А. Лобкис // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2019. – № 3. – С. 56-57.
Лечебная физическая культура // Направленность физической подготовки в вузе : учебное пособие. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Научный консультант", 2024. – С. 81-82.
Лечебная физическая культура : учебное пособие / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов, Е. С. Галсанова, И. И. Глазкова. – 5-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2024. – 656 с.
Неонатальная офтальмология : Руководство для врачей / Н. А. Баранова, В. В. Бржеский, О. В. Дискаленко [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью Издательская группа "ГЭОТАР-Медиа", 2021. – 288 с.
Поскребышева, Ж. Н. Проблема детской близорукости с точки зрения родителей / Ж. Н. Поскребышева, А. В. Мягков // Российский офтальмологический журнал. – 2022. – Т. 15, № 1. – С. 46-50.
Применение гипербарической оксигенации в лечении глазных болезней / В. А. Дроздов, В. Н. Сакович, Е. Ф. Сакович, К. С. Янушкевич // Офтальмология. Восточная Европа. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 80-88.
Разумовский, М. И. Глазные болезни / М. И. Разумовский, А. М. Разумовская // Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации : В 2-х томах. Том 2. – Санкт-Петербург : Гиппократ, 2021. – С. 257-320.
Рыжова, Н. С. лечебная физическая культура / Н. С. Рыжова, А. О. Шипкина // Человек. Социум. Общество. – 2021. – № 2. – С. 37-40.
Смирнов, Г. И. Основы лечебной физической культуры в терапии : учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 "Физическая культура", 44.03.01 "Педагогическое образование" / Г. И. Смирнов, В. Ф. Лутков, Д. И. Шадрин ; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург : Без издательства, 2021. – 190 с.