Фрагмент для ознакомления
2
Субъект административного правонарушения - это тот, кто его совершил, т.е. выполнил деяние, установленное в диспозиции правовой нормы.
Субъекты бывают индивидуальными (физические лица) и коллективными (организации).
Основными и непременными признаками индивидуального субъекта являются признаки так называемого общего субъекта: достижение 16-летнего возраста и вменяемость.
Факультативными признаками индивидуального субъекта являются признаки специального и особого субъекта.
Специальными субъектами являются должностные лица, водители, иностранные граждане, родители и другие субъекты, для которых предусмотрена самостоятельная административная ответственность за определенные правонарушения, связанные с этим статусом.
Для особого субъекта предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности, исключение некоторых видов административных наказаний, освобождение от административной ответственности.
Коллективные субъекты также могут быть общими, специальными и особыми.
Общий коллективный субъект привлекается к административной ответственности за нарушение правил, которые обязаны соблюдать любые организации (правила пожарной безопасности, санитарной безопасности, благоустройства территорий и т.п.).
Специальный субъект привлекается к ответственности за нарушение правил, установленных для определенной группы организаций: банков, издательств, сельхозпредприятий.
Если принимать во внимание цель, которую стремится достичь правонарушитель, можно выделить правонарушения, ориентированные на достижение одной цели, нескольких целей или на такие, цель которых заранее не определена.
По формам вины правонарушения могут быть умышленные (уклонение от уплаты налогов; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей бланков; преднамеренное банкротство) и неосторожные (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, причинение смерти по неосторожности).
По отраслям экономики разграничиваются правонарушения, совершаемые в промышленности (нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах), на транспорте (нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов; нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) и т. п.
Придание признака общественной опасности административным правонарушениям породило в литературе дифференциацию этого понятия на криминальную и административную общественную опасность, но не внесло ясности в их содержание.
Наличие норм с административной преюдицией и тенденция к их расширению только сблизили эти понятия.
В первоначальной редакции УК РФ 1996 г. не содержал таких норм.
К настоящему времени административная преюдиция предусмотрена в четырнадцати составах
Особенной части УК РФ и в трех – речь идет о неоднократности совершения как условия привлечения к уголовной ответственности, в том числе это ст. 116.1 УК РФ «Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых нормативных правовых актов и литературы
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 24.04.2024 г.)
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.03.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 24.04.2024 г.)
3. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 15. № 1.
4. Проблемы предупреждения нарушений экологического законодательства : сборник статей материалов IX ежегодного научнопрактического круглого стола «Проблемы предупреждения нарушений экологического законодательства». — Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2022. – 142 с. – Текст : электронный.
5. В.Я. Любашиц , А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев – Теория государства и права «ФЕНИКС» 2010 (ст.618)
6. Александров Н.Г., Калинычев Ф.И., Карев Д.С. и др. Основы теории государства и права / под общ. ред. Н. Г. Александрова. – М.: Госюриздат, 1960. – С. 359.
7. Головко Л.В. Законопроект об уголовном проступке: мнимые замыслы и реальная подоплека // Закон. 2018. № 1. С. 127–136
8. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1998. С.41
9. Липинский Д.А. Позитивная юридическая ответственность в системе юридической ответственности // Правовое государство: теория и практика. - 2017. - Т. 3. - № 49. - С. 7–15.
10. Матузов Н.И., Малько А.В., Теория государства и права, М.2013г. С.438.
11. Марченко М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М. Н. Марченко. — Москва: Проспект, 2015. — 239 с.
12. Рассказов Л. П. Теория государства и права: учебное пособие / Л. П. Рассказов. — Москва: РИОР: Инфра–М, 2013. – 297 с.
13. Танасиенко И. И., Шаповалов А. В. Теоретические проблемы юридической ответственности // Научная перспектива. – 2016. – № 7 (77). – С. 18–19.
14. Фаткуллин Ф. Н. Общие проблемы процессуального доказывания. Казань, 1973. С. 132 ; Теория доказательств в советском уголовном процессе / отв. ред. Н. В. Жогин. М., 1973. С. 54—55.