Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Осуществление операций, которые в совокупности образуют оборот активов, само по себе требует определенных усилий, времени, рабочей силы и денежных средств. Затраты, связанные с заключением сделок, в современной экономической теории называются транзакционными издержками. Что касается неинституционального подхода к рассмотрению экономических явлений, то все институты, известные в человеческом обществе, в конечном счете связаны с необходимостью снижения (экономии) транзакционных издержек.
В обществе с высоким уровнем разделения труда одним из способов достижения этой экономии является создание специальных экономических агентов (посредников), которые специализируются на облегчении транзакционных операций для других экономических агентов с целью достижения экономии за счет масштаба. Чем выше разделение труда в обществе, тем лучше развивается посредничество при прочих равных условиях и тем сильнее специализация институтов посредничества.
Транзакционные издержки включают, помимо прочего, затраты на поиск информации, затраты на ведение переговоров и обработку контрактов, которые включают прямые затраты и убытки из-за отсутствия четкой документации по сделкам. Он направлен на такое сокращение расходов, которое направлено на деятельность лиц, подающих иски в интересах и за счет своего контрагента. Те же затраты снижаются, если вы пользуетесь услугами, которые не разрешены законом, но объединяете двух или более подрядчиков для установления прямых отношений друг с другом.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия осуществления посредничества в гражданском праве России.
Объектом исследования являются особенности посредничества в гражданском праве России.
Предметом исследования является посредничество в гражданском праве России.
Цель исследования: выявить эффективные условия функционирования посредничества в гражданском праве России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть посредничество как явление современного российского общества.
2. Описать специфику гражданско-правовых договоров как основание возникновения посреднических отношений
3. Дать оценку анализу посредничества в гражданском праве
4. Проанализировать соотношение понятий посредничества и представительства в гражданском праве РФ
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Посредничество как явление современного российского общества
Общественное понимание проблемы посредничества обусловлено тем, что, с одной стороны, вид предпринимательской деятельности, связанный с созданием общественных благ и услуг, имеет приоритет, поскольку общественное благополучие зависит от состояния дел в сфере материального производства, науки, техники и услуг.
С другой стороны, такое общественное отношение к этому виду предпринимательства на практике фактически не имеет приоритета - общество поощряет развитие другого вида предпринимательства - посредничества - для выполнения посреднических функций, с предоставлением услуг по маркетингу товаров и их надлежащей передачей. Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества во многом зависят от развития посреднической сферы в обществе (организация торговли, реклама, доставка на дом, заказ товаров по почте, телефону и т.д.); то же самое касается и потребителей промышленных товаров. Но это общественное восприятие посредничества - не единственное и не главная причина [12].
Главное другое - посредничество в предпринимательской деятельности, доступность и сложность которой в разумных пределах приводит к: повышению производительности труда прямых производителей товаров за счет углубления специализации; ускорению оборота капитала; насыщению товарных рынков до объективно необходимого размера и функционированию прямых производителей в соответствии с требованиями законодательства с учетом интересов конечных пользователей; к значительному росту цен на товары и услуги на рынке за счет дополнительных и ощутимых затрат на обеспечение промежуточного звена между производителем и потребителями. Рынок, как известно, является местом встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) отношений.
И если это так, то на рынке должны присутствовать либо сам производитель и потребитель, либо их представители. Лица (юридические или физические лица), которые представляют интересы производителя или потребителя (и часто действуют от их имени), но не действуют сами по себе, называются посредниками. Посредничество является одним из старейших способов организации доставки товаров от производителя на рынок (когда-то этот слой населения не назывался и не назывался - торговцы, поставщики, спекулянты, агенты, торговцы, дилеры, торговцы, торговцы, потребительские кооперативы и т. д.) [15].
Многие вопросы, раскрывающие эту действительно актуальную проблему, требуют осознания:
- выбора адекватной методологии познания феномена посредничества; - определения понятия посредничества;
- формирования концепции посредничества;
- определение места и роли посредничества в обществе;
- основные формы посредничества;
- социально-экономические методы посреднического познания.
Проблема изучения феномена посредничества сложна и требует сочетания экономических, социологических, философских, исторических, социально-психологических знаний в междисциплинарных исследованиях. Научные исследования должны исследовать все основные области посредничества: ее структуру, социальные функции, этапы развития, предпосылки и условия создания, формы правления, социальную ответственность, социальную справедливость, культуру и их взаимосвязи в обществе.
Для изучения стратегии исследования социальных аспектов посредничества предлагается следующий алгоритм:
- онтологический и эпистемологический анализ исходных концепций: посредничество как социальное явление, социальное отношение, процесс функционирования субъектов, социальный институт;
- уточнение категориального исследовательского аппарата;
- определение терминов;
- разработка концептуальной схемы социальных аспектов посредничества;
- разработка структуры объекта исследования;
- системный взгляд на посредничество как на сложное и многогранное социальное явление;
- разработка интегральных показателей и индикаторов: взаимосвязи рынка и иерархии, рыночной культуры, социально ориентированного рынка и т.д.;
- разработка логических характеристик для структурирования отдельных компонентов объекта исследования: предпосылок и условий возникновения посредничества, этапов развития, форм бизнеса, образа жизни;
- формирование конкретных концептуальных показателей: социальные функции, структура, тематика и т.д.;
- формирование набора показателей исследования;
- аналитическое описание компонентов и социальных факторов предмета исследования;
- установление связей между компонентами и социальными факторами;
- анализ содержания социально-экономических аспектов посредничества;
- выявление особенностей социальных аспектов посредничества;
- разработка показателей социального посредничества;
- типологические аспекты социально ориентированного посредничества;
- конкретные предложения и рекомендации по внедрению результатов исследований;
- уточнение структуры объекта исследования;
- улучшение эмпирической исследовательской базы (инструменты, система показателей, совершенствование методов и процедур) [19; 21].
- разъяснение концепции социально-экономического феномена «посредничество».
Особенность посредничества заключается в том, что оно является социальным явлением, но не в чистом виде; в то же время посредничество - это социально-экономическое явление; это общественное отношение к обмену и торговле; это метод распределения товаров, услуг и доходов и инструмент управления процессами общественного производства и распределения.
Посредничество как общественные отношения и публичный процесс может быть представлено в форме субъективных отношений между продавцами и покупателями, поставщиками и закупщиками, работодателями и работниками, поставщиками услуг и их клиентами и т.д. Субъективные отношения могут иметь интегративный характер (сотрудничество, заключение договоров, купля-продажа, слияние) и противоположный характер (конкуренция, соперничество, поглощение, поглощение). Основными элементами структуры посредничества как социального отношения являются крупные социальные группы и отдельные лица - фабрики, магазины, банки, ателье, потребители различных уровней, от организаций до обычных людей, приобретающих товары и услуги для личного пользования и потребления [23].
Посредничество как своего рода социальный институт общества предполагает:
- идентификация субъектов особого типа с их социально значимыми характеристиками и интересами;
Фрагмент для ознакомления
3
Абрамов, В. Ю. Полный курс гражданского права России. Ч.II. Особенная часть. Т.2: учебное пособие / В. Ю. Абрамов, Ю. В. Абрамов. — Москва: Статут, 2019. — 559 с.
Абрамова О.А. Сравнительный анализ договорных конструкций комиссии и поручения по законодательству России и зарубежных стран // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №5-2. – С. 230 – 232.
Аванесова, Г.А. Роль социокультурного подхода в анализе хозяйствования и предпринимательства / Г.А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №2. - С. 294-300.
Алексеев, С.С. Право: азбука теория - философия: Опыт комплексного иследования / С.С. Алексеев. - М., 1999.
Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. М., 1994.
Алов А.Н. Хозяйственные связи: планирование, организация, совершенствование / А.Н. Алов, И.Н. Михеев, Н.Г. Козлова. М., 1986.
Андреев, В.К. Представительство в гражданском праве / В.К. Андреев. -Калинин, 1978.
Анненков, К. Система русского гражданского права / К. Анненков. Т.1. -СПб., 1894.
Ансон, В. Договорное право / В. Ансон / Под общ. ред. О.Н. Садикова (по изд. 1979г.).-М., 1984.
Ахметова А.Т., Волкова Н.С. Правовая сущность агентского договора // E-Scio. 2017. №11 (14). – С. 110 – 112.
Балабанова, JI.B. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция / JI.B. Балабанова. М., 1990.
Баскин, А.И. Экономика снабжения предприятий сегодня и завтра / А.И. Баскин, Г.И. Варданян. М., 1990.
Башилов, А.П. Русское торговое право. Введение. Торговые правоотношения. Их субъекты (до товариществ) / А.П. Башилов. СПб., 1887.
Белов, А.П. Международное предпринимательское право / А.П. Белов. М., 2001.
Беляев, И.Д. История русского законодательства / И.Д. Беляев. СПб., 1999.
Бернгефт, Ф. Гражданское право Германии / Ф. Бернгефт, И. Колер. СПб., 1910.
Богдановская, И.Ю. Закон в английском праве / И.Ю. Богдановская. М., 1987.ф 13. Борзенко, А. Русское гражданское право / А. Борзенко. Ярославль, 1875.
Брагинский, М.И. Договорное право. Книга первая: Общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М., 2002.
Брагинский, М.И. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. М., 2003.
Братусь, С.Н. Предмет и система советского гражданского права / С.Н. Братусь. М., 1963.
Братусь, С.Н. Субъекты гражданского права / С.Н. Братусь. М., 1950.
Буркова Л.Н. К вопросу о фидуциарном (доверительном) характере гражданских правоотношений // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. №2. - С. 237-243.
Буткевич, С.А. Заключение хозяйственных договоров / С.А. Буткевич. -Киев, 1978.
Быков, А.Г. План и хозяйственный договор / А.Г. Быков. М., 1975.
Бычков А.И. Делькредере в договоре комиссии // Ленинградский юридический журнал. 2018. №2. С. 91–100.
Вальденберг, В. Краткий учебник торгового права и судопроизводства / В. Вальденберг. СПб., 1915.
Васъковский, Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов / Е.В. Васьковский. М., 2002.
Вердников, В.Г. Гражданско-правовые формы товарно-денежных отношений / В.Г. Вердников, А.Ю. Кабалкин. М., 1970.
Владгширский-Буданов, Н.Ф. Обзор истории русского права / Н.Ф. Владимирский-Буданов. Ростов-на-Дону, 1995.
Власова, А.Г. Сделки. Представительство. Исковая давность / А.Г. Власова.-М.,1970.
Войтович, JI.B. Ведение дел в гражданском и арбитражном процессе посредством действий представителя: автореф. дис. .канд. юрид. наук: 12.00.03 / JI.B. Войтович. Хабаровск, 2004.
Гавзе, Ф.И. Обязательственное право (общие положения) / Ф.И. Гавзе. -Минск. 1968.
Генкин, Д.М. История советского гражданского права (1917 1947) / Д.М. Генкин, И.Б. Новицкий, Н.В. Рабинович. - М., 1949.
Гессен, Я.М. Устав Торговый. T.XI. 4.1. Изд. 1903г. по продолжениям 1906 и 1908 гг. СПБ., 1910.
Голиков В.Д., Кузнецова Е.В., Черкасова Ю.Ю. Г 604 Социальный феномен рынка / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2006. - 296с.
Гольмстен, А.Х. Юридические исследования и статьи / А.Х. Гольмстен.-СПб., 1894.
Гончаров, А.Ф. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства СССР (1921-1925) / А.Ф. Гончаров.- М., 1960.
Гордон, А. Представительство в гражданском праве / А.Гордон,- СПб., 1879.
Гришин, А.В. Коммерческое представительство в предпринимательской деятельности и его правовая защита (гражданско-правовой и уголовно-правовой аспекты: автореф. дис. .канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.В. Гришин. -М., 2001.
Гукасян, Р.Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве / Р.Е. Гукасян. Саратов, 1970.
Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р.Давид, К. Жоффре-Спинози. М., 1996.
Давыдов, В.И Хозяйственные договоры: снабжение, заготовка, торговля / * В.И. Давыдов. Кишинев, 1985.
Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства.– Ярославль: МАПН, 1996. – С.40.
Проблемы формирования стратегии развития в сфере коммерческого посредничества/С. В. Серова; Серова С. В – Современные аспекты экономики. 2001 . № 4. - С. 180-183
Пузакова Е. П., Бодягина О. В. Внешнеэкономическая деятельность торгово-посреднического предприятия. - М.: 1997, с. 318
Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 603 с.