Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Предупреждение и пресечение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и безопасность, является основным направлением деятельности полиции. Постоянная эволюция общества, подстегиваемая технологическим прогрессом и изменениями в поведении общества, требует постоянной переоценки стратегий и методов, используемых полицией.
Настоящее исследование раскрывает теоретические основы и практическое применение тактики работы полиции, направленной на пресечение административных нарушений, угрожающих благополучию общества. Административные нарушения, хотя часто считаются менее серьезными, чем уголовные преступления, способны существенно нарушить общественный порядок. Законодательная база, регулирующая действия полиции, является правовой основой для этих превентивных мер, поэтому ее анализ необходим для понимания пределов и обязанностей, возложенных на правоохранительные органы.
Объект исследования - оперативная сфера правоохранительной деятельности, связанная с предупреждением и пресечением административных правонарушений.
Предмет исследования - методологии и законодательная база, которыми руководствуется полиция в борьбе с административными нарушениями.
Цель исследования - анализ эффективности стратегий полиции по предотвращению и устранению административных нарушений.
В соответствии с целью определены задачи:
- определить и классифицировать административные нарушения;
- проанализировать законодательную базу;
- изучить методологии работы полиции;
- изучить взаимодействие общества и полиции.
Методы исследования: качественные и количественные методы, в т.ч.
обзор литературы, статистический анализ, анализ конкретных случаев, сравнительный анализ.
Методологическая основа исследования представлена рядом научных работ. Речь идет об учебнике Б.В. Росинского и Ю.Н. Старилова, в котором изложены нормативные и процессуальные аспекты, определяющие административно-правовую практику в России. Дополнило теоретическую базу учебное пособие А.М. Волкова и Е.А. Лютягиной, разъясняющее сложные правовые конструкции с помощью схем, таблиц и аннотированных комментариев.
Специфика административной ответственности подробно раскрывается в учебнике А.В. Серегина, обеспечивая целенаправленное рассмотрение механизмов административной ответственности. Кроме того, в работе А.В. Готовцева, посвященной организационно-правовым вопросам взаимодействия полиции и внутренних войск в обеспечении общественного порядка, дается критическое представление о межведомственной координации, необходимой для эффективного правоприменения.
Практические аспекты административной деятельности полиции освещены в цикле лекций А.С. Шиенкова, Н.В. Анохина и Е.В. Селяниной, в которых подробно рассматриваются оперативные стратегии и задачи, стоящие перед органами внутренних дел. Наконец, автореферат диссертации В. В. Йонаша об административном принуждении как форме административного принуждения содержит критический анализ мер принуждения, доступных правоохранительным органам.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе к изучению взаимодействия между правовыми рамками и оперативной тактикой полицейской деятельности в отношении административных нарушений, затрагивающих общественный порядок и безопасность.
Гипотеза исследования предполагает, что комплексный, ориентированный на сообщество подход к охране общественного порядка, основанный на понимании административного права и учитывающий конкретный социокультурный контекст юрисдикции, приведет к эффективному предотвращению и смягчению последствий административных нарушений, влияющих на общественный порядок и безопасность.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в существующие знания об административном праве и обеспечении общественной безопасности, определяя взаимоотношения между правовыми нормами и стратегиями работы полиции в рамках современных вызовов.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОЛИЦИЕЙ
1.1 Понятие и виды административных правонарушений
Понятие административного правонарушения занимает важнейшую нишу в правовой системе, являясь регулятивным механизмом поддержания общественного порядка и обеспечения общественной безопасности без обращения к системе уголовного правосудия. Как отмечают Б.В. Россинский и Ю.Н. Старилов, административные правонарушения - это юридически определенные действия или бездействие, противоречащие установленному порядку административного права и подлежащие административной ответственности и санкциям .
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ, административные правонарушения посягают на общественный порядок, общественную безопасность и нормативно-правовую базу государства, охватывая широкий спектр - от мелких общественных неприятностей до существенной угрозы здоровью и безопасности населения. А.М. Волков и Е.А. Лютягина развивают эту мысль, классифицируя административные правонарушения в зависимости от тяжести их воздействия на общественные нормы и соответствующих административных наказаний, которые могут быть назначены .
Разграничение административных правонарушений и уголовных преступлений имеет особое значение. Административные правонарушения отличаются меньшей степенью общественной опасности, отсутствием во многих случаях прямого умысла и назначением наказания, которое не несет в себе стигмы и тяжелых последствий уголовного наказания . Однако суть административных правонарушений, как отмечает В.О. Матузов, заключается в том, что они способны нарушить общественный порядок и административные функции государства, что требует быстрой и соразмерной реакции со стороны органов власти . А.В. Серегин подчеркивает роль административной ответственности в поддержании общественного порядка, отмечая, что исполнение административных наказаний призвано не только наказывать, но и исправлять, предупреждать дальнейшие нарушения .
Таким образом, теоретическое исследование административных нарушений закладывает основу для понимания того, как правоохранительные органы подходят к предупреждению и пресечению этих некриминальных, но разрушительных действий.
1.2 Законодательное регулирование деятельности полиции в сфере обеспечения общественного порядка
Законодательная база, определяющая полномочия и обязанности полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений, является основополагающей для обеспечения общественного порядка и безопасности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях является основной правовой базой для этой деятельности, определяя сферу полномочий полиции и виды административных правонарушений, которые она вправе пресекать.
Дальнейшее регулирование осуществляется Федеральным законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», который определяет функции, права и обязанности сотрудников полиции в России. Закон подчеркивает важность законности, соразмерности и соблюдения прав человека в полицейской практике, создавая основу для законных и справедливых административных действий полиции.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» определяет стратегические задачи и меры, направленные на повышение эффективности деятельности полиции по обеспечению общественной безопасности. В данном Постановлении особое внимание уделяется комплексному подходу к профилактике преступлений, в том числе пресечению административных правонарушений, способных негативно повлиять на общественный порядок.
В научных комментариях, например, Б.В. Россинского и Ю.Н. Старилова, представлена аналитическая перспектива взаимодействия этих правовых инструментов с полицейской практикой. В их работе рассматриваются сложности и нюансы толкования и применения административного права в оперативных реалиях, с которыми сталкивается полиция . Аналогичным образом, учебные материалы Воронежского института МВД России и Краснодарского университета МВД России предлагают практическое понимание применения этих законов в повседневной работе полиции, уделяя особое внимание рассмотрению конкретных случаев и соблюдению процессуальных норм .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.04.2024) URL: https://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изм. от 04.08.2023).
3. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (с изм. от 26 сентября 2023 г.).
Научная литература:
4. Административная деятельность полиции: курс лекций. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2015. Ч. 1. 246 с.
5. Административная деятельность полиции: курс лекций: в 2 ч. / Сост. А.С. Шиенкова, Н.В. Анохина, Е.В. Селянина. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016, Ч. 1. 288 с.
6. Беляев А.А. Проблемы деятельности территориальных органов МВД России в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях // Труды Академии управления МВД России. 2015. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-deyatelnosti-territorialnyh-organov-mvd-rossii-v-sfere-obespecheniya-obschestvennogo-poryadka-i-obschestvennoy-bezopasnosti-v (дата обращения: 20.04.2024).
7. Васильев Э. А. Административное правонарушение и преступление: общие черты и различия. М., 2007. С. 14.
8. Волков А. М. Административное право России. Схемы, таблицы, определения, комментарии: учебное пособие для вузов / А. М. Волков, Е. А. Лютягина; под общей редакцией А. М. Волкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 324 с.
9. Глухова А.А., Иудин А.А., Шпилев Д.А. Оценка гражданами уровня доверия полиции и защищенности от преступных посягательств // Актуальные проблемы экономики и права. - 2017. - Т. 11. - № 3. - С. 56-80.
10. Готовцев А.В. Организационно-правовые вопросы взаимодействия полиции и внутренних войск в охране общественного порядка. Учебное пособие. М., 2013, С. 374.
11. Громов М.А. Актуальные проблемы обеспечения готовности органов внутренних дел к действиям в особых условиях: лекция. М., 2011.
12. Желтобрюх А. В., Егоров В. Ю. Организационно-правовые и тактические основы несения службы по охране общественного порядка: учебно-методическое пособие. Иркутск, 2020. С. 32.
13. Зорькин В.Е. Меры государственного принуждения, применяемые полицией в процессе охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: учеб. пособие / В.Е. Зорькин. Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2016, 104 с.
14. Йонаш В.В. Административное пресечение как вид административного принуждения: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / В.В. Йонаш. Саратов, 2006. 22 с.
15. Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика. СПб., 2004.
16. Кареева-Попелковская К.А. Административно-правовое регулирование применения мер пресечения сотрудниками полиции Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / К.А. Кареева-Попелковская. М., 2012. 22 с.
17. Матузов В.О. Понятие и сущность административного правонарушения // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2015. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-administrativnogo-pravonarusheniya (дата обращения: 20.04.2024).
18. Мельников В.А. Административное принуждение в деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения: монография. Волгоград: ВА МВД России, 2015. 160 с.
19. Нижник Н.С. Полиция и гражданское общество: поиск вектора взаимодействия // Полицейская деятельность. - 2018. - № 5. - С. 52.
20. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.01.2022).
21. Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных органов МВД России: приказ МВД России от 28 июня 2021 г. № 495 // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.04.2024).
22. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в 2020, 2021, 2022, 2023 годах: результаты реализации государственной программы Российской Федерации // Интернет-портал МВД России. URL:// https://xn~blaew.xn~plai/dejatelnost/results/annual_reports (дата обращения: 20.04.2024).
23. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под. ред. проф. В.А. Кудина. М.: ДГСК МВД России, 2018. 304 с.
24. Пальцева Я. О. Порядок применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Крымский Академический вестник. 2019. № 9. С. 127-131.
25. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. М.: Норма, 2019. - 640 с.
26. Серегин А.В. Административная ответственность за нарушения общественного порядка: Учебное пособие М., 2015, С. 392.
27. Степанченкова Е.В. Принцип общественного доверия и поддержки граждан как основа взаимодействия полиции и общества при осуществлении правоохранительной деятельности // Молодой ученый. - 2020. - № 18 (308). - С. 333-335.
28. Степанюк В.В. Административное пресечение правонарушений в системе государственного принуждения Российской Федерации. М. : Закон и право, 2015. № 3. С. 144-146.
29. Теппеев А.А. Поддержка и доверие как основа взаимодействия полиции и общества // Образование и право. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podderzhka-i-doverie-kak-osnova-vzaimodeystviya-politsii-i-obschestva (дата обращения: 20.04.2024).
30. Труфанов М.Е. Методы административной деятельности органов внутренних дел: (030505.65 Правоохранительная деятельность). Краснодарский ун-т МВД России. Краснодар, 2016. 50 с.