Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования обусловлена растущей необходимостью разнообразить учебные программы по физическому воспитанию, включив в них нетрадиционные, динамичные и увлекательные виды деятельности, выходящие за рамки традиционных видов спорта и занятий в спортивном зале. Внедрение спортивного туризма в школьную программу дает возможность не только улучшить физические возможности, но и привить учащимся такие важные жизненные навыки, как работа в команде, лидерство и стойкость.
Курсовая работа разделена на две основные главы, следующие за введением. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты спортивного туризма в сфере физического воспитания, анализируются его определение, виды и образовательные цели. Во второй главе оценивается практическое применение спортивного туризма в школах, рассматриваются эффективность учебных программ и планирование безопасности и инклюзивности. В заключении работы обобщаются полученные результаты.
Объект исследования - спортивный туризм, используемый в контексте программ физического воспитания школьников.
Предмет исследования - механизмы, с помощью которых спортивный туризм влияет на результаты физического воспитания школьников.
Цель исследования - изучение эффективности спортивного туризма как инструмента физического воспитания в школьной среде.
Для достижения поставленной цели определены задачи:
- уточнить понятие спортивного туризма в контексте физического воспитания и классифицировать его различные формы;
- изучить образовательные методики, используемые в спортивном туризме;
- проанализировать влияние занятий спортивным туризмом на физическое развитие школьников;
- определить логистические, безопасные и образовательные аспекты, необходимые для эффективной и безопасной интеграции спортивного туризма в школьную программу.
Методы исследования: качественные и количественные методы, в том числе литературный обзор, тематические исследования, статистический и сравнительный анализы.
Методологической основой исследования является ряд научных работ. Речь идет трудах В.И. Ганопольского, Е.Я. Безносикова и В.Г. Булатова, в которых описаны образовательные протоколы для интеграции ориентирования и спортивных движений в учебные программы по физической культуре, а также Ю.С. Константинова. Дополняет методологическую базу исследование С.А. Локтева по развитию навыков, имеющих решающее значение для спортивного туризма. В свою очередь, в работе В.И. Куриловой представлены педагогические стратегии по внедрению туризма в образовательный контекст. Материалы А.А. Остапца по педагогике краеведения и туристской деятельности в школе освещают интеграцию культурных исследований с физическим воспитанием.
Теоретические и методологические основы, предложенные Ж.К. Голодовым и В.С. Кузнецовым, помогают понять структурированную разработку учебных программ по физическому воспитанию, включающих элементы спортивного туризма. Системный подход к преподаванию спортивного туризма предлагается А.Я. Булашевым. Работы Н.Н. Куинджи и М.Е. Сысоевой расширяют рамки данного исследования и включают в себя перспективы здоровья и благополучия, подчеркивая важность целостного здоровья в физическом воспитании посредством спортивного туризма.
Научная новизна исследования заключается в его междисциплинарном подходе, объединяющем элементы педагогики, спортивной науки и исследований туризма. Исследование показывает, какие синергетические образовательные результаты могут быть получены в результате их интеграции.
Гипотеза исследования предполагает, что включение спортивного туризма в учебную программу по физическому воспитанию значительно улучшает разностороннее развитие школьников. Оно проявляется не только в повышении физической выносливости, но и в развитии социально-эмоциональных навыков и экологического сознания.
Теоретическая значимость исследования заключается в его потенциале расширения эпистемологических основ физического воспитания путем интеграции спортивного туризма в качестве динамичного образовательного инструмента.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты применения спортивного туризма в физическом воспитании школьников
1.1. Спортивный туризм: понятие и виды
Спортивный туризм предлагая уникальный образовательный инструмент, выходящий за традиционные рамки физического воспитания. В широком смысле слова спортивный туризм включает в себя путешествия, совершаемые с целью участия в спортивных мероприятиях или наблюдения за ними, охватывая как соревновательные, так и внесоревновательные рамки. Универсальность спортивного туризма заключается в его способности включать в себя целый ряд мероприятий, подходящих для всех возрастов и способностей, что особенно полезно для физического и психологического развития школьников.
Классификации спортивного туризма различные, каждая из них отличается характером деятельности и целями, которым она служит. Согласно В.И. Ганопольскому, спортивный туризм подразделяется на такие виды спорта, такие как пеший туризм, каякинг и горный велосипед, которые делают акцент на физической выносливости и взаимодействии с окружающей средой, способствуя глубокой связи с природой. Данный вид туризма особенно эффективен для развития стойкости и командной работы среди молодых участников.
Эту классификацию А. Я. Булашев расширяет за счет включения в нее зрительского спортивного туризма, когда участники путешествуют, чтобы посмотреть такие мероприятия, как Олимпийские игры или футбольные матчи, которые, хотя и не требуют больших физических усилий, вносят значительный вклад в социальное обучение и знакомство с глобальной культурой. Этот вид спортивного туризма предоставляет возможность наблюдать за профессиональным атлетизмом, повышая уровень мотивации и обеспечивая представление о спортивном мастерстве и профессиональной спортивной карьере.
Образовательный спортивный туризм, с точки зрения В. И. Куриловой, сочетает в себе элементы как физической активности, так и когнитивного обучения. Такая форма объединяет физическое воспитание с культурным образованием, что делает ее неоценимым компонентом целостной образовательной парадигмы, направленной на воспитание всесторонне развитой личности.
Педагогические последствия спортивного туризма предлагают огромное количество преимуществ в плане физического здоровья, развития социальных навыков и экологической осведомленности. Спортивный туризм является не только физической активностью, но и пониманием и взаимодействием с окружающей средой и культурами.
В целом, спортивный туризм представляет собой широкий спектр видов деятельности, которые можно стратегически интегрировать в школьные программы для повышения уровня физического воспитания. Его разнообразная природа позволяет создавать индивидуальный образовательный опыт, отвечающий физическим, эмоциональным и интеллектуальным потребностям школьников, тем самым расширяя рамки традиционного физического воспитания за счет включения в него глобальных и культурных аспектов.
Классификация спортивного туризма включает в себя ряд видов деятельности, которые удовлетворяют различные образовательные и рекреационные потребности. Выяснение этих типов важно для понимания того, как каждый из них может быть использован в контексте физического воспитания школьников, способствуя различным аспектам развития - от физической выносливости до культурного восприятия и бережного отношения к окружающей среде.
Спортивный туризм является основной категорией, где участники занимаются деятельностью, которая по своей сути является сложной и связана с природной средой. Эти виды деятельности, включающие треккинг, скалолазание, рафтинг и горный велосипед, играют ключевую роль в развитии физических навыков, таких как координация и сила, а также жизненных навыков, таких как принятие решений и оценка рисков. А.Я. Булашев подчеркивает образовательный потенциал этих видов деятельности в укреплении физического здоровья и психологической устойчивости участников.
Еще одной важной категорией является соревновательный спортивный туризм, который включает участие или просмотр спортивных соревнований. Он полезен для воспитания духа соперничества и спортивного мастерства среди молодых людей. Этот вид дает им возможность наблюдать и учиться у опытных спортсменов, что неоценимо для их развития в конкретных спортивных дисциплинах. По мнению В.И. Пахомова, соревновательный спортивный туризм не только повышает спортивное мастерство участников, но и углубляет их понимание профессиональной спортивной карьеры, обогащая их образовательные и карьерные устремления.
Еще одна категория – культурный спортивный туризм, в котором основное внимание уделяется знакомству с культурными аспектами. Такие виды деятельности, как боевые искусства в Азии, катание на лыжах в Альпах или серфинг на побережье Австралии, позволяют участникам погрузиться в местную культуру через спорт.
Образовательный спортивный туризм сочетает в себе элементы приключений и культуры, фокусируясь на обучении конкретным навыкам, экологической осведомленности или историческом контексте, связанном со спортивной деятельностью. Форма спортивного туризма помогает обучать школьников сохранению окружающей среды, географии и истории через интерактивные и увлекательные занятия.
В совокупности эти классификации подчеркивают многогранную природу спортивного туризма, предлагая возможность для физического воспитания. Интегрируя эти различные формы спортивного туризма в школьные программы, педагоги могут обеспечить учащимся целостное образование, способствующее не только физической подготовке, но и когнитивному, социальному и эмоциональному росту.
1.2. Физическое воспитание школьников: цели и задачи
Физическое воспитание школьников призвано не только способствовать физическому здоровью, но и социальному и нравственному развитию. Его цели включают в себя повышение физической подготовки, развитие социальных компетенций и привитие глубокого чувства личной и общественной этики. Они жизненно важны, поскольку они способствуют целостному развитию личности с раннего возраста, подготавливая ее к сложностям взрослой жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Баранов Е.И. Физическое и нравственное воспитание студентов и молодежи средствами спортивного туризма // Вестник РМАТ. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-i-nravstvennoe-vospitanie-studentov-i-molodezhi-sredstvami-sportivnogo-turizma (дата обращения: 24.04.2024).
Барышникова В.В., Коробейникова Е.И., Лукьянова Л.М. Туризм как средство ППФК в социализации молодежи в реалиях современности // Наука-2020. 2018. №8 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turizm-kak-sredstvo-ppfk-v-sotsializatsii-molodezhi-v-realiyah-sovremennosti (дата обращения: 24.04.2024).
Бородулина Ю.В. Использование средств туризма на уроках физической культуры в пятых классах// Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sredstv-turizma-na-urokah-fizicheskoy-kultury-v-pyatyh-klassah (дата обращения: 24.04.2024).
Булашев А. Я. Спортивный туризм: учебник. Харьков: ХГАФК, 2004.
Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. для ин-тов и техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 2008. 240 с.
Даянова М.А., Коробейникова Е.И., Лахина О.В. Спортивный туризм на современном этапе // Наука-2020. 2018. №2-2 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnyy-turizm-na-sovremennom-etape (дата обращения: 24.04.2024).
Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Профиздат, 1990
Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учеб. -метод. пособие. М.: ФЦДЮТ и К, 2009. 163 с.
Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: учебно-методическое пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003.
Коробейникова Е.И. Воспитательно-оздоровительное влияние туризма на формирование и укрепление здоровья подростков / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Актуальные проблемы/ оздоровительной и адаптивной физической культуры/ учащейся молодёжи: сб. науч. статей/под ред. А.А. Сурикова. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2010. — 224 с.
Коробейникова Е.И. Роль туризма в воспитании подростков [Текст] / Материалыы городской научно-практической конференции: Проблемыы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях. -Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2007. — 260 с.
Коробейникова Е.И. Туристский спортивно-оздоровительны/й лагерь как средство оздоровления студентов [Текст] / Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современны/х условиях: проблемы/ и перспективы/ развития: научная монография/под общ.ред.Е.Д.Грязевой. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. —172 с.
Кравчук Т.А. Организация и проведение норматива испытаний (тестов) ВФСК ГТО «Туристский поход с проверкой туристских навыков»: учебное пособие / Т. А. Кравчук, И. А. Зданович, Е. В. Гинжул, Д. С. Кошелев. - Омск: Издательский центр КАН, 2017. - С. 5.
Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М., 2001.
Курилова В. И. Туризм: Учебное пособие для студентов пединститутов / В. И. Курилова. М.: Просвещение, 1988. 224 с.
Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: практ. рук. для тренера. М.: Советский спорт, 2007. 404 с.
Макеева В. С. Теория и методика физической рекреации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Макеева, В. В. Бойко. - М.: Советский спорт, 2014. - С. 90-103.
Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. М.: Владос, 2000.
Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований. – М.: Владос, 1997
Махов И.И. Программа внеурочной деятельности детей «Мой первый поход» (для обучающихся 1-4-х классов) // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-detey-moy-pervyy-pohod-dlya-obuchayuschihsya-1-4-h-klassov (дата обращения: 24.04.2024).
Мельникова Л. В. Условия развития спортивного ориентирования как вида спорта для всех на муниципальном уровне: монография / Л. В. Мельникова, И. А Мокрушина. - Пермь: Издательско-полиграфический комплекс «ОТ и ДО», 2015. - С. 13.
Мудрик А. В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. М.: Просвещение, 1984. С. 256-270.
Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: метод. рекомендации. М., РМАТ, 2001.
Пахомов В.И. Спортивный туризм: история развития, направления и виды, современность // Наука-2020. 2021. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sportivnyy-turizm-istoriya-razvitiya-napravleniya-i-vidy-sovremennost (дата обращения: 24.04.2024).
Подготовка, проведение и судейство районных туристских соревнований школьников: (Метод. рекомендации) / М-во просвещения РСФСР, Центр. станция юных туристов; [Подгот. В. А. Сафроновым]. - Москва: Б. и., 1986. – 66 с.
Приказ Минспорта России от 22.04.2021 № 255 «Об утверждении правил вида спорта «Спортивный туризм» URL: https://www.consultant.ru/
Рабочая учебная программа по дисциплине «Физическая культура» / сост. А. В. Гришин и др.; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2010.
Расторгуев М.В. Обеспечение безопасности соревнований на туристских дистанциях (на примере пешеходного туризма) // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-bezopasnosti-sorevnovaniy-na-turistskih-distantsiyah-na-primere-peshehodnogo-turizma (дата обращения: 25.04.2024).
Скок Н.В., Янцер О.В. Туристская подготовка школьников при реализации программы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса // Педагогическое образование в России. 2014. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turistskaya-podgotovka-shkolnikov-pri-realizatsii-programmy-vserossiyskogo-fizkulturno-sportivnogo-kompleksa (дата обращения: 24.04.2024).
Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. / И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей / под ред. Ю. С. Константинова, А. Г. Маслова; Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. М.: Советский спорт, 2005.
Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/20636.
Усков А.С. Практика туристских путешествий. Учебное пособие по туризму и краеведению. – СПб.: ГЕОС, 1999.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Academia, 2001. – 478с.
Ярошенко В. В. В поход с классом. М., 2004.