Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении более чем пятидесяти лет, начиная с завершения Второй мировой войны и установления нового мирового порядка, Корейский полуостров остается разделенным на два государства: КНДР и Республику Корея. В течение этого времени две страны прошли через различные этапы в своих отношениях, от полного отсутствия диалога до совместных саммитов и экономических проектов. Вопрос о развитии диалога и сотрудничества между этими двумя враждебно настроенными к друг другу государствами, одно из которых высокотехнологичное, а другое обладает ядерным оружием, всегда имел ключевое значение в региональном контексте, так как это влияет на безопасность всего Корейского полуострова и региона Азиатско-Тихоокеанского бассейна.
Поддержание диалога между Северной и Южной Кореей имеет важное значение для обеих стран в свете острой проблемы воссоединения полуострова. Один из наиболее интересных и продуктивных опытов сотрудничества между этими двумя странами — это политика "солнечного тепла", начатая президентом Южной Кореи Кимом Дэ Чжуном в 1998 году и продолженная до 2008 года при правлении Но Му Хёна, после чего данная политика была по сути прекращена.
Важность этой темы обусловлена не только необходимостью поддержания межкорейского диалога для обеспечения долгосрочной стабильности и мира на полуострове, но и для предотвращения потенциального военного конфликта между двумя государствами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Целью данного исследования является выявление процесса взаимоотношений между КНДР за период с 1998 по настоящее время.
Объектом исследования являются взаимоотношения двух стран на Корейском полуострове.
Предметом исследования является анализ политики государств во взаимоотношении друг с другом.
Задачи исследования:
Рассмотреть проблему разделенной нации
Исследовать политику «солнечного тепла»
Проанализировать КНДР и ядерную безопасность
Исследовать подходы государств к решению ядерной проблемы на Корейском полуострове
Определить перспективу решения ядерной проблемы на Корейском полуострове
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1 Проблема разделенной нации
На Корейском полуострове протекала эта история более шестидесяти лет, разделяя народ на две части. Эпоха эта началась после Второй мировой войны, во время капитуляции Японии, когда полуостров был разделен по 38-й параллели. На севере во главе стоял Ким Ир Сен, стремившийся к проведению «народно-демократической революции», в то время как на юге устанавливался прозападный режим под руководством Ли Сын Мана. В 1948 году на юге появилась Республика Корея (РК), а на севере - Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР).
Отношения между Северной и Южной Кореей достигли критической точки в 1950 году, когда началась война. В этот конфликт вступили вооруженные силы США и других стран, поддерживаемые ООН, на стороне Южной Кореи, а Северу помогали КНР и СССР. Корейская война завершилась в 1953 году подписанием Соглашения о прекращении огня, официально разделяя КНДР и Республику Корею демилитаризованной зоной шириной в 4 км. Несмотря на это, формально война продолжалась, подчеркивая необходимость заключения мирного соглашения между КНДР и РК.
Цель данного анализа - изучение взаимоотношений между Пхеньяном и Сеулом. В рамках этого анализа рассматривается история отношений между КНДР и РК, а также анализируются возможности и перспективы их примирения и объединения.
После Корейской войны обстановка на полуострове оставалась сложной. Обе страны стремились к восстановлению экономики. В 1970-е годы ситуация начала меняться с публикацией Совместного заявления Севера и Юга, которое выдвигало три основных принципа: самостоятельность, национальное единство и мирное объединение. В 1980 году Ким Ир Сен предложил создание Демократической Конфедеративной Республики Корё, основанной на принципе «одно государство - две системы». Однако РК, возглавляемая Чон Ду Хваном, отреагировала на это предложение с подозрением, предпочитая идею национального примирения, создание единой конституции, организацию встреч руководителей и вступление в ООН. Север отказался от этих предложений. Тем не менее, во время правления Чон Ду Хвана (1980-1988) отношения между Севером и Югом заметно улучшились, включая организацию первой встречи разделенных семей и родственников с момента разделения в 1985 году. После прихода к власти в 1988 году президент Ро Дэ У предложил концепцию объединения под названием «Национальное сообщество», призывая к созданию общих органов управления и окончательному объединению через выборы.
Переломные моменты 80-х и 90-х годов характеризовались важными геополитическими изменениями: Республика Корея установила нормализованные отношения с СССР и КНР, провела Олимпийские игры, в то время как КНДР лишилась поддержки СССР, что ослабило ее положение в регионе. В 1991 году обе Кореи стали полноправными членами ООН; между Сеулом и Пхеньяном были подписаны соглашения о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах. В 1992 году была подписана совместная Декларация о безъядерном статусе Корейского полуострова, которая зафиксировала общие подходы к решению ядерной проблемы.
В 1993 году Ким Ир Сен представил новую программу сближения, на что президент Республики Кореи, Ким Ён Сам, ответил своей «трехэтапной версией объединения Кореи» (продолжая идеи бывшего президента Ро Дэ У). Принципы объединения, предложенные лидером Южной Кореи, в общих чертах совпадали с концепцией Ким Ир Сена: приоритет национального демократического консенсуса, сосуществование и совместное развитие с ослаблением конфронтации между Севером и Югом, обеспечение всем корейцам равных жизненных условий. Было договорено, что лидеры обеих стран встретятся лично в 1994 году. Однако 8 июля 1994 года Ким Ир Сен скончался, встреча не состоялась, и двусторонние отношения снова ухудшились.
К концу 1990-х годов начали проявляться признаки улучшения отношений. КНДР начала адаптироваться к новым глобальным изменениям с целью «сохранения политического режима в условиях растущего давления со стороны государств, требующих от Северной Кореи отказаться от ядерного оружия». Она также налаживала отношения с мировым сообществом и поддерживала борьбу против терроризма.
Ким Дэ Чжун, занявший в 1998 году пост президента Республики Кореи, провозгласил политику «солнечного тепла», целью которой была не объединение, а нормализация двусторонних отношений. Однако в случае провокаций со стороны Севера, Юг был готов к «твердому адекватному ответу». Сначала Пхеньян отнесся к политике Сеула с недоверием, но после оказания гуманитарной и экономической помощи начал сближаться с южнокорейским правительством.
Однако Ли Мён Бак, ставший президентом Республики Кореи в 2008 году, сменил политику «солнечного тепла» на концепцию «безъядерного статуса, открытости и 3000»: КНДР должна была отказаться от ядерного оружия и вести политику открытости, чтобы Республика Корея начала оказывать экономическую помощь, достигая уровня дохода на душу населения в КНДР в 3000 долларов в течение 10 лет. Это вызвало недовольство Северной Кореи, и уже к марту 2008 года КНДР объявила об остановке межкорейского сближения, закрыв границы для официальных лиц Республики Кореи и приостановив все совместные проекты, кроме Кэсонской промышленной зоны. Даже произошла артиллерийская дуэль на острове Ёнпхёндо в 2010 году.
Г. Толорая, директор корейских программ Института экономики РАН, подчеркивает, что «межкорейские отношения напоминают маятник: они колеблются от осторожного двустороннего исследования и разговоров о снижении напряженности и даже практического сотрудничества к кризису и взаимным обвинениям, иногда перерастающим в вооруженные столкновения. При этом обычно Север является стороной, совершающей выбор - сотрудничать или воевать. Однако чаще всего именно изменения в подходах Сеула к КНДР становятся тем «спусковым крючком», который провоцирует эти повороты в политике Севера».
В феврале 2013 года Пак Кын Хе стала первой женщиной-президентом Южной Кореи в истории страны. Новое руководство начало проводить «политику доверия». Не случайно Республика Корея не столь резко, как могло бы ожидаться, отреагировала на ядерные испытания, проведенные КНДР, и предложила возобновить туры в горы Кымгансан, где разделенные семьи могли бы встретиться. Однако «маятник» двусторонних отношений вновь сместился в сторону кризиса, причиной этого стал Север. По неясным причинам КНДР отменила запланированную на конец сентября 2013 года встречу разделенных семей.
1.2 Политика «солнечного тепла»
Политика «солнечного тепла» не возникла внезапно, она была предложена президентом Республики Корея в 1998 году Кимом Дэ Чжуном, однако ее основы формировались и пересматривались на протяжении практически всей его карьеры в качестве лидера Южной Кореи. Первоначальные шаги по созданию плана поэтапного объединения Корейского полуострова были предприняты еще в 1971 году Кимом Дэ Чжуном. План предусматривал три этапа объединения: создание конфедерации двух стран; объединение в рамках федерации с сохранением автономных правительств; окончательное превращение в унитарное государство, что ознаменовало бы полное объединение. В течение почти 30 лет взгляды Кима Дэ Чжуна на эту проблему неоднократно менялись, но решающее воздействие на него оказала его поездка в Европу.
В начале 1990-х годов Ким Дэ Чжун посетил Германию, где изучил опыт объединения страны и опыт интеграции в Европейский союз, а также ряд проблем, связанных с интеграционными процессами. Он уделил особое внимание значимости экономического фактора в интеграционных процессах. Опыт поэтапного расширения экономических связей между ФРГ и ГДР послужил фундаментом для объединения двух стран, сформировав прочные двусторонние отношения. Этот опыт был впоследствии использован им при рассмотрении межкорейских реалий. Основной принцип, которым руководствовался Ким Дэ Чжун, было признание того, что быстрое объединение или поглощение одной страны другой невозможно. Он считал, что Республика Корея не обладает достаточным экономическим и ресурсным потенциалом для подобного объединения, основываясь на выводах из опыта объединения Германии, где затраты на поглощение превысили 200 млрд марок ежегодно вместо ожидаемых 50 млрд марок.
Как основные принципы взаимодействия с КНДР были выдвинуты следующие тезисы: недопущение вооруженных провокаций со стороны КНДР; отсутствие намерений причинить ущерб КНДР; развитие сотрудничества и обменов с КНДР с целью достижения межкорейского примирения. Стоит отметить, что политика «солнечного тепла» не была первой концепцией межкорейского сближения. Уже 7 июля 1988 года президент Ро Дэ У представил свою программу объединения под названием «О национальной гордости, воссоединении и процветании», направленную на национальное взаимопонимание и сближение. Также в начале 1990-х годов свою программу предложил Ким Ён Сам, предусматривавшую поэтапное объединение. Однако именно политика «солнечного тепла», провозглашенная в 1998 году Кимом Дэ Чжуном, сделала акцент на сближении двух государств на основе укрепления совместного экономического сотрудничества и отделения этого сотрудничества от политических факторов, что действительно способствовало углублению взаимодействия между двумя странами.
Экономическое и политическое взаимодействие
при президенстве Ким Дэ Чжуна с 1998 по 2003 гг.
Первые годы реализации политики «солнечного тепла», с 1998 по 2000 год, в основном характеризовались активизацией экономического сотрудничества между властями КНДР и частными предприятиями из Республики Корея. Правительство Кима Дэ Чжуна активно поощряло участие и вклад частных компаний в этот процесс. Одним из главных совместных проектов того времени был туристический комплекс в горах Кымгансан, воплощение которого поддерживала южнокорейская корпорация «Hyundai Group», чей глава дважды посетил КНДР перед открытием. Были и инициативы, исходившие непосредственно от властей, такие как снятие ограничений на инвестиции в северокорейскую экономику выше определенного порога. Однако взаимодействие было ограниченным, поскольку не имело институциональной базы, что было связано со скептическим настроем КНДР, опасавшейся экономической зависимости от Южной Кореи с ее более значительным экономическим потенциалом. Тем не менее, власти КНДР в конечном итоге приблизились к сотрудничеству.
Повышенный интерес КНДР к сотрудничеству был вызван ухудшением экономической ситуации в стране, что привело к сокращению объемов промышленного производства на половину от уровня 1994 года, а также к снижению внешней торговли и потере доступа к иностранной валюте. Это и позиция Южной Кореи, отказавшейся связывать экономическое сотрудничество с политическими условиями, побудили Пхеньян к приближению, видя в этом возможность преодоления экономических трудностей без изменения своего политического курса. Однако такой подход мог создать угрозу основам северокорейской государственности.
Решительные изменения в сотрудничестве начались в 2000 году с усилением контактов на официальном уровне. Главным событием стал межкорейский саммит в июне, в котором приняли участие главы двух государств: Ким Дэ Чжун и Ким Чен Ир. Это была первая встреча глав государств с момента разделения полуострова, что придало событию особую символическую и историческую значимость. Предшествовавшей саммиту была встреча Пак Джи-вона - министра культуры и туризма Южной Кореи, и Сун Хо-гюна - заместителя председателя Азиатско-Тихоокеанского комитета мира КНДР, на которой было достигнуто соглашение о проведении межкорейского саммита 10 апреля 2000 года.
В результате саммита 15 июня 2000 г. стороны приняли совместную декларацию, которой был окончательно закреплен и институционально оформлен курс на взаимное содействие в развитии экономических, культурных, политических и других сфер.
После проведения саммита в том же году стороны начали серию переговоров на различных уровнях - как правительственных, так и неправительственных. В ходе переговоров на министерском уровне был заложен фундамент для дальнейшего развития межкорейского диалога. С 2000 года были предприняты шаги по облегчению инвестиций в экономику КНДР. Если ранее бизнес из Южной Кореи избегал сотрудничества с северокорейской стороной из-за повышенных рисков, то с 2000 года ему были предоставлены гарантии и поддержка обеих сторон. По итогам четвертой министерской встречи в конце года стороны достигли соглашений о ключевых экономических вопросах, таких как избежание двойного налогообложения, защита инвестиций, разрешение коммерческих споров и осуществление клиринговых расчетов. Также был создан Межкорейский комитет по развитию экономического сотрудничества, который регулярно обсуждал двусторонние экономические проекты и общий ход экономического взаимодействия. Хотя многие из этих соглашений вступили в силу с задержкой из-за необходимости согласования парламентов обеих стран, важным является факт их подписания, который выражает ясное стремление обеих сторон к углублению диалога.
В последующем это стремление было неоднократно подтверждено на официальном уровне. Например, письмом Постоянного представителя КНДР при ООН от 4 июля 2002 года было отмечено тридцатилетие выхода Совместного заявления Севера и Юга от 1972 года, посвященного вопросу воссоединения двух Корей и подтверждающее приверженность курсу, закрепленному в Совместной декларации от 15 июня.
Значительное внимание в рамках сотрудничества в эти годы привлекал туристический комплекс Кымгансан. С 2001 по 2002 год проводилось девять раундов переговоров с участием Красного Креста, что позволило разделенным семьям встретиться друг с другом уже после четвертого раунда. Во второй половине 2002 года состоялась межправительственная встреча, на которой обсуждались вопросы мира и стабильности на полуострове. Также в этом году туристический комплекс был признан международной туристической зоной, что способствовало притоку иностранных инвестиций.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 .) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. – М., 1956. – С. 14-47.
Договор о нераспространении ядерного оружия // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http :/www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/npt. shtml
Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой (11 июля 1961г.) / /Новая Корея, №15,1961.
Специальная литература
Cumings, В., North Korea: Another Country, New York: The New Press, 2004.
Harrison, S., «Did North Korea Cheat?» in Foreign Affairs, Jan/Feb. 2005
Susan V. Lawrence, Thomas Lum U.S.-China Relations: Policy Issues // Congressional research service, 2011 [Электронный ресурс] режим доступа: http://opencrs.com/document/R41108
Богатурова А.Д., Системная история международных отношений: 4т. / А.Д. Боготурова. - М.: 2000. - С. 325
Гарусова Л.Н. Современная политика США в отношении Северной Кореи: тенденции и перспективы / Политические и экономические процессы на российском Дальнем Востоке: Азиатско-Тихоокеанский контекст [текст]; колл. монография / науч. ред. проф. Л.Н. Гарусова. – Владивосток: Дальнаука; изд-во ВГУЭС, 2012. С. 220-210.
Денисов В.И. Корейская проблема в квадратуре Россия – США – Китай – Япония. – М.: Горбачев-фонд, 2002.
Международное право: учебник / отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. М., 2017. 559 с.
Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд. М., 2016. – 431 с.
Международное публичное право / отв. ред. К.А. Бекяшев. – М., 2015. 254 с.
Международное публичное право: Сборник документов: В 2 томах. Том 1. М.: БЕК, 1996. 366 с.
Морозов И.Л. Геополитическая безопасность современной России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 112-114.
Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации на постсоветском пространстве: дис. ... д-ра юрид. наук. - М. - 2010. – 456 с.
Торкунов А.В., Денисов В.И., Ли Вл.Ф. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.