Фрагмент для ознакомления
2
Рассматривая военную политику Российской Федерации за последние пару десятков лет можно увидеть характерные качественные изменения в стратегическом планировании в Российской Федерации в интересах обеспечения национальной безопасности, его научно-методологическом, информационно-аналитическом и кадровом обеспечении. Прослеживается переход принятия решений военно-политическим руководством России от защищенности страны (как географической территории Российской Федерации) к защите национальных интересов, как более расширенного и все объемлемого значения.
Это подтверждается продвижением наших интересов за рубежом, в том числе с использованием военной силы. Характерным примером может послужить военная политика России по созданию военных баз за пределами Российской Федерации, расширению военного и военного-технического сотрудничества со странами Азии, Латинской Америки и Африки, с практическим выполнением своих договорных обязательств по защиты национальных интересов наших союзников в рамках ОДКБ.
Наиболее значимым примером является принятие военно-политическим руководством страны решения о проведении специальной военной операции по защите наших национальных интересов на Украине.
Все это стало возможным за счет концентрации усилий и ресурсов Правительства Российской Федерации, органов военного управления и руководства Военно-промышленного комплекса в ходе реализации национальных приоритетов «обороны страны» и «стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество».
Вместе с тем наиболее актуальной проблемой остается нерешенность вопросов создания четкой и согласованной архитектуры документов стратегического планирования в Российской Федерации в интересах обеспечения военной безопасности. Утвержденные Президентом России на итоговой Коллегии Минобороны России в ноябре 2022 г. решения об увеличении численности Вооруженных сил Российской Федерации (далее — Вооруженные силы) до 1,5 млн человек (в 1,5 раза) показывает наличие противоречий, связанных с показателями развития Вооруженных сил Российской Федерации до 2035 г. и перспективным строительством военной организации государства на долгосрочный период.
Все это требует пересмотра содержания концептуальных документов Российской Федерации в интересах обороны и обеспечения военной безопасности. Необходимо добавить взаимосвязь и взаимозависимость национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны, как это требуют принципы Стратегии.
Сущность философии базового принципа «безопасность через развитие» предполагает расширить спектр задач военной политики, когда «силовые возможности» государства по обеспечению безопасности должны быть тесно увязаны с выполнением мер невоенного характера, обязательным учетом возможностей экономики, наличием необходимых ресурсов, количественным и качественным человеческим потенциалом.
В современных условиях Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики, что ставит документ в центр стратегического целеполагания и «позволяет», а наиболее точно — «требует», привести все документы стратегического планирования в необходимое соответствие, в том числе в социально-экономической сфере. Основным документом целеполагания в военной сфере является Военная доктрина Российской Федерации, а по вопросам научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития и об угрозах национальной безопасности — стратегический прогноз Российской Федерации на долгосрочный период.
В настоящее время построение последовательности документов стратегического планирования: определение целей, постановки задач, выработка мер для достижения необходимого результата (не говоря о целой иерархии построения документов не только по горизонтали, но и по вертикале), осуществляется от определения направления деятельности (концепция), государственных взглядов в выбранной сфере (доктрина), обоснования научных подходов выявления проблемы (прогнозирования) и построения последовательных шагов для реализации этих целей (стратегия). Здесь можно дополнить и оценку текущего состояния выбранной сферы деятельности, определения конкретных целей, задач и направлений деятельности по узкому направлению деятельности (Основы государственной политики), определения инструментов реализации государственной политики и показателей состояния национальной безопасности.
Ежегодно корректировку целеполагания осуществляется Президентом Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации.
К документам стратегического планирования по вопросам военной безопасности можно отнести: Концепция строительства Вооруженных сил Российской Федерации до 2035 г., Военная доктрина Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегический прогноз Российской Федерации до 2035 г., Морская доктрина Российской Федерации, Основы государственной политики в области ядерного сдерживания, Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса, Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, Основы государственной политики в области военно-морской деятельности и т. д. В части касающейся, к ним смело можно отнести соответствующие документы экономического блока, включая Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период.
Выстраивая логическую последовательность построения определения взглядов, целей, задач и мер по их реализации, можно четко увидеть, когда и как документ стратегического планирования является актуальным («рабочим»), а какой документ становится «так сказать» не востребованным. Концепция «вымирает», когда на данном направлении уточнены государственные взгляды, определены меры и построена цепочка реализации и контроля.
Поэтому, когда из года в год на этапе смены цикла деятельности появляется «новая» концепция, где изменяется срок ее реализации, при этом направление деятельности в корне не изменилось, требуется не только рассмотреть деятельность отвечающего за это направление государственного органа исполнительной власти, но и понять, почему эта последовательность не реализована.
В 2022 г. Указом Президента Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации [3] (далее — Основы). В них четко обозначены с учетом национальных интересов Российской Федерации требования государственной политики в сфере стратегического планирования с определением долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности.
Все это должно заставить органы государственной власти привести в единое содержание документов стратегического планирования, где само государство должно поставить горизонт долгосрочного планирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения:03.05.2024).
2. Указ Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» от 13.05.2017 г. № 208. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/3 (дата обращения:03.05.2024).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400).
[2] Положение о порядке разработки, экспертизы и корректировки документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, мониторинга и контроля их реализации. Пр-1180 от 15 июня 2015 г. ВАГШ ВС РФ, 2015.
3. Путин объявил о начале военной операции по защите Донбасса. URL: https://lenta.ru/news/2022/02/24/operation/ (дата обращения: 03.05.2024).
4. Путин подписал договор о присоединении ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей к России. URL: https://lenta.ru/brief/2022/09/30/podpisanie_dogovora/ (дата обращения:03.05.2024).
5. Четыре новых региона включены в перечень субъектов РФ: что теперь поменяется. URL: https://rg.ru/2022/10/06/chetyre-novyh-regiona-vkliucheny-v-perechen-subektov-rf-chto-teper-pomeniaetsia.html (дата обращения: 02.05.2024).
6. Бухвальд Е. М. Правовые и институциональные проблемы интеграции требований экономической безопасности в систему стратегического планирования // Экономическая безопасность. 2019. № 1. С. 55—63.
7. Лев М. Ю., Лещенко Ю. Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 6. С. 1857—1884.
8. Варнакова Г. Ф., Горланова Н. С., Попредкина Д. П. Оценка экономической безопасности на основании данных о финансово-хозяйственной деятельности // Управленческий учёт. 2021. № 10. С. 106—112.
9. Жилкина Ю. В. Экономическая безопасность Российской Федерации: угрозы, пути их преодоления // Вестник экономической безопасности. 2020. № 9. С. 26—32.
Клочков В.В. Взаимосвязь военных и социально-экономических угроз национальной безопасности России // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 1. – С. 43-56.
10. Матвеева Е. С. Понятие экономической безопасности государства и её место в системе национальной безопасности // Молодой ученый. 2022. № 3. С. 367—369.
11. Бабынина Л. О. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность. М. : Весь мир, 2021. 588 с.
12. Орехов В. И. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: монография. М. : ИНФРА-М, 2022. 105 с.
13. Динамика промышленного производства в июне 2022 года. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/175123 (дата обращения: 02.05.2024).
14. Доклад «Социально-экономическое положение России». URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/50801 (дата обращения: 02.05.2024).
15. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/450ce3f2da1ecf8a6ec8f4e9fd0cbdd3/Prognoz2024.pdf (дата обращения: 02.05.2024).