Фрагмент для ознакомления
2
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира в дошкольном возрасте является одной из ключевых задач в общем развитии детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые знания и умения для дальнейшего всестороннего развития ребенка.
На современном этапе среди наиболее значимых проблем, стоящих перед системой образования выступает проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста, формирования высокого патриотического сознания, ценностного отношения к малой родине. Особенно важна она в период дошкольного детства, в котором закладывается благодатная почва для дальнейшего развития нравственных чувств ребенка.
В настоящее время дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях национальных традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, друзьям по группе; у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Важной частью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является приобщение к культуре своего народа, поскольку полное раскрытие личности в ребенке возможно только через приобщение к родному культурному наследию. В каждом регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания старших дошкольников. В каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, объединяющие людей и показывающие величие уголка родного края.
Ознакомление с родным городом и родной страной – процесс длительный и очень сложный. Он не может проходить стихийно, от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения ребенка к родному краю можно достичь только систематической работой.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с дошкольного возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Выбор данной темы обусловлен тем, что представления являются необходимой предпосылкой сознательного усвоения точных знаний об окружающем мире, эмпирической базой для развития познавательных, нравственных и культурологических качеств личности, условием развития мышления, памяти и воображения дошкольников. Поэтому целенаправленная работа над образованием в сознании обучающихся отчетливых и точных представлений – одна из важнейших задач работы педагога.
Представления детей старшего дошкольного возраста о родном городе – это эмоционально окрашенные образы ранее воспринимаемых достопримечательностей и особенностей родного города, возникающие в памяти ребенка.
Проблема работы заключается в том, что использующиеся в дошкольных образовательных организациях (далее по тексту - ДОО) методы и средства, направленные на формирование представлений о родном крае, воспитание любви к своей малой родине, реализуют далеко не все возможности, заложенные в них. Внедрение эффективных методов и действенных форм обучения и воспитания детей в ДОО может разрешить это противоречие. Одним из перспективных методов обучения и воспитания выступает проектная деятельность.
На сегодняшний день метод проектов в дошкольном образовании является альтернативой традиционной системе обучения. Однако, это не означает, что обучение в проекте вовсе должно вытеснить традиционную систему и другие методы обучения. Проектирование необходимо рассматривать в качестве специфической практической деятельности дошкольников.
Применение метода проектов позволяет сформировать у дошкольников представлений о родном городе.
Использование этой технологии не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем. Применение метода проектов позволяет развить свободную творческую личность ребенка.
Объект исследования: процесс формирования краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом в процессе реализации познавательного проекта.
Цель исследования: разработка познавательного практико-ориентированного проекта «Улочки-переулочки», направленного на расширение представлений и знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические основы проблемы формирования краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть средства и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом.
3. Определить возможности использования проектной деятельности в формировании краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать дидактический материал и составить серию конспектов образовательной деятельности по формированию представлений и знаний о родном городе.
5. Проанализировать результаты опытно – практической работы.
Методы исследования:
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Беседа c воспитателем и детьми.
Анкетирование родителей.
Анализ результатов проведенной работы.
Теоретико - методологическую основу исследования составили теории формирования краеведческих знаний и основ патриотического воспитания детей в современных условиях, представленные в исследованиях таких авторов как: С.А. Козловой, И.А. Колесниковой, А.Л. Захарчук, С.В. Князьевской, Т.С. Комаровой и др.
Вопросами применения проектной деятельности в ДОО занимались многие методисты, педагоги, психологи, в частности: Н.Е. Веракса, Т.А. Данилина, В.А. Деркунская, Н.А. Виноградова, В.Н. Журавлева, Л.В. Михайлова-Свирская, Л.Д. Морозова и другие.
База исследования – МДОУ г. Мурманска № 17.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
1.1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста
Любой край, область, город неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город или край.
Родной край… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми
Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, необходимо создавать естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формировать любовь к малой и большой Родине.
Краеведение — всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем [15].
Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости [3].
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Реализация работы по краеведению у детей старшего дошкольного возраста предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельного подхода и эмоционального восприятия.
Проблеме данного исследования посвящено значительное количество работ. Еще К.Д. Ушинский указывал на важность воспитания дошкольника на основе познания окружающего мира. Ученые Н.Г. Данилина, Р.И. Жуковская, О.Л. Князева, Т.Г. Кобзева, М.Д. Маханева в своих научных трудах доказали, что дети старшего дошкольного возраста могут проявлять интерес к окружающему миру и через этот интерес познавать разнообразные культурные ценности.
Н.В. Алешиной, С.А. Козловой и другими учеными предложены научные подходы к возможности детей усваивать знания о мире и оценивать действия других людей с позиции гражданина и патриота.
В трудах Г.Н. Данилиной, Л.С. Ильиной, М.Ю. Новицкой описан процесс приобщения старших дошкольников к родному краю на уровне региона в рамках разработки регионального компонента образовательного стандарта. Исследователи указывают на то, что дошкольников важно приобщать к ценностям и традициям родного края, к усвоению культуру близкого окружения. Такая деятельность детей в дальнейшем должна положительно сказаться не только на его личностной культуре, но и на усвоении им общечеловеческих ценностей.
Задача краеведения в ДОО – образование духовно-нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры). Знакомство с историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим, особенно природы, экономических, политических, культурных и иных критерий содействует формированию у дошкольников гражданского мировоззрения.
В ФГОС ДО для детей дошкольного возраста четко указано, что должны быть реализованы следующие пункты процесса воспитания детей и сформулированные цели: «создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности» [24].
«Важным аспектом реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Согласно ФГОС ДО «познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает формирование у них первичных представлений о своей малой родине и Отечестве, а также представлений о социокультурных ценностях своего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира». «Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО конкретизированы в Федеральной программе в виде возрастных характеристик возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных возрастных этапах (п.15).
Раскроем основные понятия: «представления» и «знания» детей дошкольного возраста.
Теоретические основы понятия «представления» исследуются в трудах таких исследователей, как: Я.Л. Коломинского, С.Н. Виноградова, С.Л. Рубинштейна, И.П. Павлова, Б.М. Теплова. Они интерпретируют его как «наглядный образ предмета или явления, возникший на основе ощущений и восприятия путем воспроизводства его в памяти и воображении». С точки зрения педагогики понятие «представление» можно определить, как «высшая форма чувственного отражения в виде наглядного образного знания» [4].
Таким образом, можно сформулировать, что представление – это образ предмета или явления, где рефлексия присутствует в большей степени, в отличие от восприятия. Что же касается обучения, то в основе формирования и развития целостных представлений и понимания основополагающих понятий у обучающихся лежит процесс мышления. На этапе осмысления чувственного опыта у ребенка формируются первые представления – сохранившиеся в сознании человека чувственно-наглядные и обобщенные образы воспринятых ранее предметов, явлений действительности, которые в настоящий момент могут не воздействовать на органы чувств (например, образ дерева). В свою же очередь, абстрактное мышление подразумевает формирование понятия – обобщенное знание целой группы предметов, объединенных по однородности их существенных признаков – формируются суждения и умозаключения.
Фрагмент для ознакомления
3
Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание): конспекты занятий / Н.В. Алешина. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 294 с.
Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник для СПО / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Юрайт, 2022. — 446 с
Гришина, И. И. Краеведение в детском саду / И.И. Гришина, О.И. Давыденко, Е.В. Свинина // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 32-34.
Громилина Л.В., Камызина Л.В., Морозова М.А. Создание условий для развития естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Международной научной конференции (г. Казань, май 2016 г.). – Казань: Бук, 2018. – С. 198– 200.
Данильян О.Г. Современный словарь по общественным наукам / О.Г. Данильян, Н.И. Панов. – М.: Инфра-М, 2016. – 314 с.
Дергунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. М. : Центр пед. образования, 2012. 144 с.
Дучко, А. Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС / А. Н. Дучко [и др.] — СПБ.: Детство-пресс, 2017. — 96 с
Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. ФГОС / О. В. Дыбина. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 80 с.
Журавлева, В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Паспорт проекта, модели занятий, дидактические игры / В. Н. Журавлева. — В.: Учитель, 2020. — 214 с.
Зыкова, Т. С. Ознакомление с окружающим миром / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова. — М.: Просвещение, 2018. — 112 с.
Калимова, О.А. Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников [Текст] / О.А. Калимова, Т.В. Шарипова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен: сборник трудов научной конференции. - Самара: Научно-технический центр, 2017. - С. 183-190.
Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5576321/page:3/
Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп.; Гриф МО. – М.: Academia, 2000. – 415 с.
Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] : пособ. для учителя / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
Матова, В.Н. Краеведение в детском саду / В.Н. Матова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 176 с.
Михеева, Е. В. Современные технологии обучения дошкольников ФГОС/ Е. В. Михеева. - Издательство: Учитель, 2020.- 222с.
Нимаева, Е.Г. Проектная деятельность в начальной школе [Текст] / Е. Г. Нимаева // Проблемы и перспективы развития образования: сборник трудов научной конференции. - Пермь: Меркурий, 2015 - С. 182-184.
Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для СПО / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт, 2022. — 275 с
Рудакова, Л. С. Метод проектов-инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. С. Рудакова // Вестн. Прикам. соц. ин-та. 2020. — № 3. — C. 86-90.
Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии : учебное пособие / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Карел. гос. пед. акад." ; сост. Е. О. Бурачевская, Н. Ю. Скороходова. — Петрозаводск, 2011. — 98 с.
Сырова, И. А. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов 22 мая 2018г. / И. А. Сырова // СФМГПУ. — 2018. — С. 47-51
Тимофеева, Л. Л. Организация образовательной деятельности в ДОО. Примерное планирование. Старшая группа (5-6 лет) / Л. Л. Тимофеева [и др.] — М.: ИНФРА-М, 2021. — 298 с.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г./ Министерство просвещения Российской Федерации. — Москва: ТЦ Сфера, 2023. — 208 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изм. и доп. от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.
Федорова А. Г., Чекмазова Л. В., Леднева Е. М., Какуева А. К. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 953-954