Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Вся жизнь человека протекает в сложной и постоянно меняющейся среде, поэтому он должен уметь находиться и ориентироваться в ней через познание того, что его окружает. Познавательная деятельность человека начинается с ощущений. Благодаря им он получает разнообразную информацию о состоянии как внешней, так и внутренней среды. Роль, которую выполняют ощущения в жизни и познании реальности важна, так как они являются частью повседневной первичной формой психологической связи организма со средой и составляют единственный источник наших знаний о мире и о нас самих. Частичная или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека тормозят или препятствуют его развитие. Из этого вытекает вывод: ощущение – это условие нормального развитие психической жизни человека. Все наши знания о том, что находится за пределами реальности является в первую очередь результатами ощущений. Таким образом актуальность темы исследования ощущений определена той огромной ролью, которую они выполняют в нашей повседневной жизни. Психологическая значимость определенной проблемы обусловили актуальность и выбор темы нашего исследования: «Значение ощущений в жизни человека, их виды, свойства».
Человек лишенный постоянного притока информации, впадает в сонное состояние, происходит это тогда, когда человек лишается слуха или зрения. Это случается, когда человек внезапно теряет зрение, слух, обоняние и тогда его осязательные ощущения ограничиваются каким-либо патологическим процессом.
Многочисленные наблюдения за детьми показали, что нарушение получения информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой приводили к задержке психического развития. Если их с раннего детства не обучать специальными приемами, которые компенсируют эти дефекты за счет осязания, их дальнейшее психическое развитие станет невозможным, и они не смогут дальше самостоятельно развиваться.
Объект исследование: ощущение как самый познавательный психический процесс
Предмет исследования: значение ощущений в жизни человека и слепоглухонемых детей.
Цель: исследовать значение ощущений в жизни человека.
Задачи:
- дать характеристику ощущения в психологической литературе;
- провести пример диагностики расстройств ощущения (зрения и слуха).
Методы исследования: Для выполнения поставленных задач использован комплекс методов: теоретические - анализ, систематизация, сравнение, обобщение - позволили разработать научные источники, определить природу и значение ощущений в жизни человека. Наблюдение за слепоглухонемыми детьми.
Научная новизна исследования: в психологии называется пять видов ощущений обоняние, вкус, слух, осязание и зрение. Данное разделение ощущений по основным «модальностям» является точной, хотя может быть и неполной. Чтобы получить достаточно полный ответ на вопрос о видах ощущений. Можно обратить внимание на то, что классификация может быть проведена, по крайней мере, по двум основным принципам: систематическому и генетическому, по-другому говоря, по принципу модальности, с одной стороны, с другой по принципу сложности или уровня их построения. Таким образом можно их разбить на три основные типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Разделение по этим типам и будет идти речь в данной работе.
Практическая значимость: подобранные материалы в работе могут использоваться для проведения консультаций с родителями здоровых детей и слепоглухонемых; для проведения лекций, участие в семинарах и при использовании на практике.
В данной работе использованы материалы работ следующих авторов: Петровский А.В., Будилова Е.А., Скороходова О.И., Кравков С.В., Лурия А.Р. и др.
Структура: работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников
1 ПОНЯТИЕ ОЩУЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Ощущения как категория свойства
Ощущение – это отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на анализаторы и возбуждения нервных центров головного мозга [7].
Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде [5].
Ощущение дает возможность человеку воспринимать вокруг себя сигналы, а также отражать свойства и признаки внешнего мира и состояний организма. С помощью них человек связывается с внешним миром. Ощущения являются основным источником познания и основным условием психического развития людей [11].
Весь процесс ощущения появляется в процессе воздействия на органы чувств различных материальных факторов, называемых раздражителями, а сам выполняемый процесс воздействия – раздражением.
Раздражимость – общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий, т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. Раздражение вызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам передается в кору головного мозга, где и появляются ощущения.
На самой ранней стадии при развитии живого простейшим организмам нет надобности рассматривать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. При более сложной стадии, когда возникает необходимость определять какие предметы понадобятся для жизнедеятельности, а отсюда и его свойства – идет процесс преобразования раздражимости в чувствительность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Будилова, Е.А. Учение И.М. Сеченова об ощущении и мышлении / Е.А. Будилова. - Москва: ИП РАН, 2015. – 206 с.
2. Гамезо, М.В. Общая психология: Учебно-методическое пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова - Москва: Ось-89, 2017. - 352 с.
3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – Москва: Изд-во – Педагогическое общество России, 2009.
4. Гершуни, Г.В. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Г.В. Гершуни, Е.Н. Соколов. – Москва: 1975. – 227 с.
5. Греченко, Т.Н. Психофизиология / Т.Н. Греченко. – Москва: Гардарики, 1999. Греченко, Т.Н. Психофизиология / Т.Н. Греченко. – Москва: Гардарики, 1999.
6. Гусев, А.Н. Ощущение и восприятие А.Н. Гусев. - Москва: Издательский центр «Академия». 2017.- 416 с.
7. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций / Н.Ю. Дмитриева. - Москва: Эксмо, 2007. – 128 с.
8. Кравков, С.В. Пороги ощущения и их измерение. //Психология ощущения и восприятия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 2015. С. 242-249.
9. Кротков, Е.А. Психология и педагогика / Е.А. Кротков, А.А. - М.: Библионика, 2006 – 256 с.
10. Лукацкий, М.А. Психология / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – Москва: Эксмо, 2007.
11. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006.
12. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
14. Макаров, П.О. Об основном психофизическом законе. //Психология ощущения и восприятия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: ЧеРо, 2015. – С. 271-274.
15. Мах, Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому / Э. Мах. - Москва: Территория будущего, 2015 – 304с.
16. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
17. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца и др. - Москва: Педагогика, 2012. – 336 с.
18. Пособие: Основы общей и медицинской психологии. Ч. 1: [сайт]. URL: https://sites.google.com/site/spbgmupsy2/obucenie/kurs-psihologii/lechebnii/posobie-osnovy-obsej-i-medicinskoj-psihologii/posobie-osnovy-obsej-i-med-psihologii-cast-1 (дата обращения: 02.05.2024). – Текст: электронный.
19. Прохоров, А.О. Неравновесные психические состояния. / А.О. Прохоров //Психологический журнал. Т.20. 2013. №2. С.115-124.
20. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2015. – 672 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999.
22. Сорокун, П.А. Основы психологии / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
23. Скороходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О.И. Скороходова. - Москва: Педагогика, 2014. – 416 с.
24. Шехтер, М. О роли и видах образов в познавательных процессах М.О. Шехтер // Психологический журнал. Т.22. 2015. №3. С.57-67.
25. Шостак, В.И. Психофизиология восприятия / В.И. Шостак, Н.И. Косенков. СПб: РОСК, 2001. - 134 с.