Фрагмент для ознакомления
2
Для рынка цветов характерна высокая степень влияния конъюнктурности на тренды бизнеса. Цветочный бизнес в большой степени зависит от моды на цветы и влияния на бизнес. Большое значение на бизнес оказывают инфлюенсеры. Потребитель приобретает цветы, чтобы испытать определенное эмоциональное состояние, определенные чувства. Для успеха на рынке торговли цветами продавцы должны понимать, что извлечение прибыли возможно только благодаря созданию и удержанию потребительской удовлетворенности за счет создания марок цветов, имеющих функциональную и эмоциональную ценность. Поэтому в последнее время цветочный бизнес в целом ориентируется на правила маркетинга в частности на создание большого количества видов продукции.
В цветочной торговле потребительские предпочтения зависят от социального статуса и дохода отдельного человека. Люди покупают цветы по разным причинам, в подарок (в честь дня рождения или праздника), для свадьбы или похорон, для декорации дома. В условиях падения доходов россиян в девяностые годы огромную популярность приобрели дешевые и неприхотливые цветы мимозы. На протяжении всей истории цветы всегда были обязательным атрибутом жизни во всех странах, а траты на цветы отличаются в небольшой вариации в зависимости от региона, культуры потребителя и получаемых доходов.
Цветочный бизнес — это комплекс компаний занимающихся производством, распространением и дистрибуцией цветов для конкретного потребителя. Цветочная индустрия в современном ее виде зародилась в средние века в Нидерландах, где цветы выращивались в больших масштабах на обширных поместьях. Отрасль продолжает диверсифицироваться от производства срезанных цветов до производства и продажи растений и цветочных композиций в самых разных формах. Объем мирового рынка цветочной индустрии в настоящее время оценивается более чем в 50 млрд долларов США и, по прогнозам, будет расти темпом 2,5% в течение ближайшего десятилетия.
В США министерство сельского хозяйства выделяет шесть торговых категорий цветов. Большинство потребителей в США при покупке цветов ориентируются на основе внешнего вида и удовольствия, а не по названию. Группы цветов созданы для удобства, чтобы помочь упорядочить длинный список цветущих растений во флористической промышленности. К торговым группам относятся срезанные цветы, срезанная культурная зелень, однолетние подстилки, садовые растения, цветущие растения в горшках, травянистые многолетние растения, лиственные растения для использования в помещении, материалы для цветоводства. Как правило садовые и комнатные растения привлекают потребителей своими привлекательными цветами, другие же растения привлекают потребителя эстетичными листьями и побегами. Хотя эти растения происходят из различных местных местообитаний и таксонов, многолетняя селекция выявила те, которые можно производить экономично и которые адаптируются к среде обитания человека.
Цветочная индустрия помимо оранжерей и фирм по выращиванию цветов включает в себя транспортные компании, брокеров и оптовиков, которые доставляют цветы с места производства до потребителя. Также, в цветочную индустрию входят селекционеры растений и компании, которые продают семена, луковицы и черенки, а также компании, которые продают теплицы, всевозможные горшки, почву для горшков, этикетки и маркетинговые материалы, удобрения, пестициды и оборудование для выращивания растений. В сегмент цветочного рынка входят дизайнеры цветов и флористы, дизайнеры садов, а также компании по озеленению интерьеров и экстерьеров. Садовые центры, супермаркеты и хозяйственные магазины добавляют розничный сегмент в цветочную индустрию [9,10,13]
Исторически вплоть до 1950-х и 1960-х годах центр производства срезанных цветов находился рядом с крупнейшими потребителями; производство было местным. Развитые страны мира, Япония, Западная Европа и Северная Америка, были как основными производителями цветов, так и основными потребителями. Эта ситуация продолжалась до тотального удешевления транспортно-логистических услуг, развития авиаперевозок.
В 2021 году мировой рынок срезанных цветов оценивался в 10,8 миллиарда долларов США в оптовой стоимости на основе статданных из 114 стран. Основными импортерами срезанных цветов в процентах от мирового импорта срезанных цветов в 2021 году были Соединенные Штаты (21%), Германия (15%), Нидерланды (12,5%), Великобритания (9,4%), Россия (5%), Франция (4,6%) [9,12,14].
Нидерланды и история цветочной индустрии
Тюльпан был дикорастущим цветком, произраставшим в Центральной Азии, когда его впервые начали культивировать турки еще в 1000 году нашей эры. Выращивание тюльпанов в Турции развилось в 16 веке во времена Османской империи, когда султан потребовал выращивать определенные цветы для своего удовольствия. Тюльпаны стали популярными садовыми растениями на востоке и западе. Интересен сам символизм связанный с тюльпанами, так в турецкой культуре тюльпан был символом рая на земле и имел почти божественный статус, в Нидерландах же он олицетворял краткость жизни. Нидерланды по ныне остаются центром производства для европейского цветочного рынка, а также крупным международным поставщиком на другие континенты. Цветочный аукцион RoyalFloraHolland в настоящее время крупнейший цветочный рынок в мире. С середины 1970-х годов производство и распространение срезанных цветов в Нидерландах стремительно развивается. Ежегодно из Нидерландов отправляются миллиарды срезанных цветов для последующей доставки покупателям по всему миру. Такая индустрия возможна только в связке с логистическими компаниями, трейдинговыми фирмами обеспечивающими торговлю цветами в рамках аукционных торгов, именно Нидерланды исторически сформировали идеальную модель цветочного рынка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анализ рынка срезанных цветов в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций // Электронный документ. Режим доступа: https://businesstat.ru/images/demo/cut_flowers_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 5.05.2024).
2. Анализ цветочного рынка России // Электронный документ. Режим доступа: https://aipim.ru/analiz-czvetochnogo-rynka-rossii/ (дата обращения: 5.05.2024).
3. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2008. С. 79.
4. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В. Международный маркетинг: учеб. для вузов. СПб.: Питер-Юг, 2009. С. 12.
5. Вдовина Ю.А. Маркетинг рынка срезанных цветов // Региональная экономика: теория и практика. 2011. №43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketing-rynka-srezannyh-tsvetov (дата обращения: 5.05.2024).
6. Галицкий Е.Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Институт Фонда «Общественного мнения», 2006. С. 125.
7. Журавлев В.К. Стратегия завоевания мирового цветочного рынка // Цветы. 2002. № 9. С. 70—72.
8. Кашпаров, Д. В. Современные тенденции на рынке срезанных цветов: направления развития зарубежного и отечественного рынка (на примере Калининградской области) // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 3.1 (5.1). — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/970/ (дата обращения: 27.05.2024).
9. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру. Как создать, завоевать и удержать рынок. М.: Альпина паблишер, 2008. С. 17, 92.
10. Цветы (рынок России и мира) // Электронный документ. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цветы_(рынок_России_и_мира)?ysclid=lvh5du8s7s297068973 (дата обращения: 5.05.2024).
11. Экономика прекрасного: как цветочный бизнес подстраивается под новые реалии // Электронный документ. Режим доступа: https://www.forbes.ru/brandvoice/500209-ekonomika-prekrasnogo-kak-cvetocnyj-biznes-podstraivaetsa-pod-novye-realii (дата обращения: 5.05.2024).
12. Floriculture Market 2022. Size, Share, Growth. Trends, Recent Developments, Company Profiles, Key Suppliers, Production Capacity, Revenue & Gross Margin, Market Drivers, Opportunities, Challenges and Forecast 2028. Market Reports World. April 04, 2022 07:48 ET. Url: https://finance.yahoo.com/news/floriculture-market-2022-size-share-114800323.html?guccounter=1&guce_referrer=aHR0cHM6Ly95YW5kZXgucnUv&guce_referrer_sig=AQAAAD2jP7LzqsWdGrW7OwkUg0W6HUBQBBquDJAI0zOKl4nV72IhwACkTliCAfAZWss0xoRDxZhnsYijelxJqVsKvAhEiIXfY0ckBYUu5BHLNDI-mpegVHuXXvvCOD4wBSDunHpDbVYOMn2WH9Wovol3zHzoxjiKpBs40wDG6mwpP7n_ (дата обращения: 5.05.2024)
13. Flower Industry Statistics: Market size, floral sales, trends, occasions, trends, companies and countries. Url: https://bedbible.com/flower-industry-statistics/ (дата обращения: 5.05.2024)
14. Jump up to:a b c 2022 Commercial Floriculture Survey NASS’s Quick Stats. National Agricultural Statistics Service. United States Department of Agriculture.
15. Top 15 Flower Exporting Countries in the World/ Url: https://finance.yahoo.com/news/top-15-flower-exporting-countries-110600183.html (дата обращения: 5.05.2024)
16. Гильмундинов В. М. Влияние макроэкономической политики на динамику и отраслевую структуру экономики в условиях межотраслевой конкуренции и экспортосырьевой ориентации (на примере России) //Москва. – 2019.
17. Сейфуллаева М. Международный маркетинг. – Litres, 2022.