Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, считается наиболее важным для развития у детей ряда качеств, которые помогут им реализовать свой потенциал в будущей жизни. К таким качествам относятся произвольность, творческая активность, самостоятельность, уверенность, настойчивость, сдержанность и ответственность. Важным аспектом становления ребенка в этом возрасте является развитие самостоятельности, так как именно это качество определяет его успех в будущем [4].
Формирование самостоятельности происходит постепенно, в зависимости от возрастных этапов, и имеет свои особенности на каждой из них. В это же время необходимо разумно стимулировать независимость у детей, развивать необходимые навыки и способности. Ограничение самостоятельной деятельности может привести к подавлению личности и вызвать негативные реакции. В задачи процесса формирования самостоятельности включаются не только совершенствование знаний, навыков и умений, но и развитие соответствующих мотивов [12].
Самостоятельность тесно связана с психологическим аспектом воли, где ребенок осознанно регулирует свое поведение и деятельность, преодолевая трудности при достижении поставленных целей. Младший школьник обычно настроен оптимистично, любит играть и фантазировать. Он интересуется окружающим миром и является независимой личностью, с собственными мнениями и суждениями, не всегда принимающей чужое мнение без доказательств. Однако мнение взрослого по-прежнему в значительной мере влияет на поведение младшего школьника, и это непосредственно влияет на его взаимодействие с окружающим миром. Тем не менее, у ребенка сложно поддерживать постоянное внимание в течение длительного времени, чтобы запомнить большое количество информации.
Принимая во внимание эту особенность, педагог может использовать самостоятельную работу в обучении младшего школьника, которая поможет ему запомнить необходимый объем материала. Важной чертой младшего школьника является интерес к окружающему миру и потребность в приобретении новых знаний не только о конкретных предметах, но и о более абстрактных понятиях. Поэтому учитель должен научить ребенка самостоятельно усваивать новые знания. Для этого используются различные формы самостоятельной работы, которые поэтапно позволяют ребенку изучать окружающий мир. Особое внимание следует уделить такой психологической особенности младшего школьника, как целостное восприятие мира [7].
Познание окружающего мира напрямую связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость и позитивная рефлексия. Однако познание окружающего мира должно происходить только после формирования самопознания, которое тесно связано с самостоятельностью.
Главная цель педагогического коллектива состоит в том, чтобы ввести ребенка в режим саморазвития на каждом возрастном этапе, поддерживать и стимулировать этот режим и развивать веру в себя. В этом возрасте проявляется еще одно важное новообразование - произвольное поведение. Ребенок становится самостоятельным и сам выбирает, как ему поступать в различных ситуациях. На основе нравственных мотивов, которые формируются в этом возрасте, ребенок развивает произвольное поведение и самостоятельность.
Младший школьный возраст – это период, когда ребенок начинает впитывать в себя моральные ценности и старается следовать определенным правилам и законам. В большинстве случаев, их поведение так или иначе связано с эгоистическими мотивами, такими как желание быть одобренным взрослыми или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. Главным мотивом, который доминирует в этом возрасте, является мотив достижения успеха.
В этом возрасте также проявляется познавательная активность, которая чаще всего проявляется в учебной деятельности. Интересно отметить, что чем успешнее ребенок в учебе, тем больше интереса он проявляет к ней. Однако анализ познавательных процессов показывает, что в начальных классах дети запоминают не самое существенное с точки зрения задачи, а то, что вызывает у них большое впечатление, что интересно или эмоционально окрашено. На этом этапе они еще не умеют самостоятельно ставить перед собой цель и организовывать запоминание в соответствии с этой целью. Однако, этот возраст характеризуется особенностями памяти, которые были присущи дошкольникам – запоминание осуществляется непроизвольно в игровой или практической деятельности [15].
Важным аспектом развития личности ребенка является самостоятельность, которая позволяет ему ориентироваться в изменяющихся условиях и использовать свои знания и умения в нестандартных ситуациях. В младшем школьном возрасте можно успешно формировать самостоятельность, опираясь на особенности психики ребенка. Психологи отмечают активное стремление ребенка к самостоятельности, которое проявляется в его психологической готовности к самостоятельным действиям. В этом возрасте растет потребность в самостоятельности, ребенок хочет иметь свое собственное мнение и быть самостоятельным в делах и оценках.
Для развития самостоятельности младших школьников также полезна организация внеклассного чтения, которая позволяет детям самостоятельно знакомиться с произведениями и применять свои читательские умения в игровых форматах, таких как викторины и кроссворды.
Игровая деятельность занимает большое место в жизни младших школьников. В рамках сюжетно-ролевых игр дети имеют возможность развивать и привлекать к себе те качества личности, которые им нравятся в реальной жизни. Например, если школьник неуверен в своих учебных способностях, он может взять на себя роль отличника и стараться соответствовать этой роли, следуя игровым правилам. Такая ситуация способствует учащению требований, которые необходимо соблюдать, чтобы стать успешным учеником [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Блонский П. П. Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2019. — 175 с.
2.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2019.- 352 с.
3. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности // Воспитание школьников. – 2020. – № 6. – С. 33-38.
4. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М.: Просвещение, 2020. – 82 с.
5. Дмитриева, Ю. Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности // Ученые записки. – М.: МГУ, 2019. – 657 с.
6.Маммадова, Л. А. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 429-433.
7. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. - Нальчик: Эльфа, 2020. – 264 с.
8. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Просвещение, 2021. – 124 с.
9.Попова Д.В., Сергеева Б.В. Особенности формирования учебной самостоятельности младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 6-1. – С. 114-122
10. Рождественский, Н. С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 2021. – 347 с.
11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – М.: Академия, 2019. – 628 с.
12. Селиванов, В. И. Воля и ее воспитание. – М.: Знание, 2020. – 64 с.
13.Стародумова, Е. А. Развитие учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 447-449.
14. Сыркина, В. Е. К психологии самостоятельности. – Кыштым, 2020. – 254 с.
15. Тищенко Т.Н. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества школьников в процессе общественно-полезного труда: автореф. – М.. 2020- 27 с.