Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной педагогической практике уделяется много внимания развитию речи младших школьников. Одним из важных аспектов изучения процесса развития речи младших школьников, является формирование у детей внимательного отношения к слову и его употреблению. У ребёнка в начальной школе развивают умение понимать значение каждого слова и грамотно его использовать в собственной речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сегодня определены предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). ФГОС НОО включает в себя требование по активному использованию речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач в начальной школе.
В этом процессе ребёнку предстоит овладеть навыками смыслового чтения, общим речевым развитием и достичь при этом устойчивой читательской компетентности.
Чтобы достичь всех этих запланированных результатов, педагогу необходимо проводить систематическую работу по освоению младшими школьниками лексического значения слов и непрерывно совершенствовать лексикон школьников, обогащая его многозначными словами и новыми значениями уже известных слов. Для этого необходимо проводить большую словарную работу с младшими школьниками.
Педагог при этом обеспечивает ученику освоение лексической многозначности. Проблемами лексического значения слов занимались учёные и исследователи различных смежных наук, Н.А. Рыбникова, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, С.В. Плотникова и др.
Цель работы: изучить и обосновать в теории и на практике необходимость словарной работы в начальной школе.
Объект исследования: процесс развития словарного запаса младшего школьника.
Предмет исследования: словарная работа в начальной школе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия словарная работа в начальной школе.
2. Изучить средства и способы словарной работы в начальной школе.
3. Описать организационно-педагогические условия по развитию словарной работы в начальной школе.
4. Предложить методические рекомендации по развитию словарной работы в начальной школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы словарной работы в начальной школе
1.1. Анализ понятия словарная работа в начальной школе
По мнению исследователей, современные дети всё меньше вовлекаются в совместную с родителями предметно-практическую деятельность. Психологи говорят, что это негативно сказывается не только на развитии речи современных детей. Это сказывается на развитии словарного запаса детей и на качестве овладения их лексической многозначностью.
Развитая и богатая речь ребенка – это, прежде всего залог его успешного развития и обучения в будущем. Это его социализация и конкурентоспособность. Это залог адаптации к новым и быстро изменяющимся условиям современного общества [8].
Д.И. Арбатский писал, что с младшими школьниками необходимо проводить систематическую работу над многозначностью употребляемых слов и над значением слова. Под словарной работой понимают систему упражнений, которая направлена на усвоение школьниками новых слов и на обогащение их словарного запаса. В результате систематической и целенаправленной словарной работы младшие школьники в процессе словарной работы овладевают значением, произношением и правописанием трудных слов.
Учитель реализует словарную работу в младшей школе с целью:
-ознакомить учеников с лексическим значением новых для них слов;
-разъяснить детям значение слов, которые они понимают не точно;
-усвоения грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения;
-обучения орфоэпическому произношению слов;
-соблюдению нормативного ударения;
-освоения нормы правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
Учитель проводит словарную работу с детьми на каждом уроке русского языка и чтения. Рассматривают следующие виды словарной работы:
1. Словарно-лексическая.
2. Орфоэпическая.
3. Словарно-орфографическая.
4. Синтаксическая.
Благодаря словарной работе учитель поясняет смысл и значение каждого используемого в языке слова. Происходит анализ и уточнение значений уже известных детям слов. Они знакомятся с богатством словаря и его стилистическими возможностями. Словарная работа – это систематическая и хорошо организованная работа педагога, которая связана со всеми разделами русского языка.
Под лексикой понимают совокупность всех слов в языке, что составляет его словарный состав. Слова - это важнейшая и центральная категория языка. Русский язык, как и любой другой, является языком слов, из которых строятся словосочетания и предложения.
Целенаправленная работа по освоению ребёнком слова является важным условием формирования компетенций младшего школьника. сегодня – это требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Несомненно, что все эти процессы требуют целенаправленной и большой работы каждого учителя начальной школы. Грамотный выбор педагогом наиболее эффективных методов и приёмов обучения младших школьников при организации словарно-семантической работы на уроках является важнейшим условием овладения ими лексической многозначностью и сочетаемостью слов. Учитель на уроке создаёт для детей условия, чтобы они как можно лучше понимали, что такое лексическое значение слова и сочетаемость слов [22].
Учитель способствует развитию умения детей:
- осуществлять анализ лексического значения слова;
-определять значение слова с помощью словаря;
-определять понятие лексическое значение слова;
-определять сочетаемость слов и др.
ФГОС НОО регламентирует формирование у детей три вида образовательных результатов:
-предметные;
- метапредметные;
-личностные.
В качестве личностного образовательного результата при изучении темы сочетаемость слов в первом классе, можно отметить следующие:
-расширение познавательных интересов детей;
-формирование учебных мотивов;
-настойчивость и терпение в преодолении трудностей;
-владение элементарными приемами взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы и др.
Изучение данной темы связано с формированием метапредметных результатов [19]:
-осуществление поиска и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;
-концентрация внимания при решении учебной задачи;
-оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;
-осуществление самоанализа успешности участия в учебном диалоге;
-использование речевых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
-способность построения монологических высказываний на заданную тему;
-оформление своей мысли согласно грамматическим нормам речи;
-овладение интонационной выразительностью речи и др.
Как можно увидеть из представленного перечисления, изучение данной темы в начальной школе позволяет формировать образовательный результат по всем трём заданным направлениям.
На уроке дети знакомятся с пониманием лексического значения слова и сочетаемостью слов. Они учатся пользоваться толковыми словарями, делать описание по картинам, работать с пословицами и правильно подбирать слова для своей устной и письменной речи. Очевидно, что прежде всего, каждый ребёнок должен хорошо понимать, что такое сочетаемость и что может означать понятие – сочетаются.
При этом дети учатся правильно говорить и выбирать нужное значение слова, что позволяет расширить их словарный запас. Дети на уроке знакомятся с новыми знаниями и новыми способами действия. Учителя практики отмечают, что одна из самых проблемных тем на русском языке – это произношение определённых слов.
В начальной школе на уроках русского языка дети должны познакомиться со следующими понятиями лексической системы:
1. Однозначные и многозначные слова.
2. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
Каждый УМК начальной школы предлагает свои варианты работы над этими темами [15]. Ребёнок должен познакомиться с такими понятиями как синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, семантика, лексико – грамматический состав и др.
Задача учителя, на протяжении всего начального обучения заключается в работе по знакомству детей с данными понятиями. В этом процессе предусматривается большая работа со словарями. В учебно – воспитательном процессе происходит накопление не только теоретического, но и практического опыта детей. Прежде всего, обогащается их речь и увеличивается словарный запас. Дети постепенно начинают понимать, что такое - употреблять нужные слова в речи и передавать разные оттенки значений слов.
Речь младших школьников становится всё более яркой и выразительной. К пониманию сочетаемости дети приходят от понимания разного значения слов. С понятием сочетаемость слов они сталкиваются постоянно, но не всегда осознают, что это такое. Учебная программа по русскому языку и литературному чтению уделяет большое внимание развитию речи детей. учитель постоянно работает над обогащением словарного запаса каждого ребёнка.
При этом, необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса первоклассников. Для этого учитель разрабатывает материалы к урокам в классе по соответствующей теме. Он даёт задания, упражнения и конкретные рекомендации каждому ребёнку. Всё это позволяет говорить о реализации личностно ориентированного обучения в начальной школе. Проводится большая работа, направленная на анализ определений различных значений в толковом словаре.
Здесь можно отметить, что мышление человека не может успешно развиваться без языкового материала.
Точное понимание значения слова или словосочетания позволяет человеку оперировать этим понятием, мыслить и осуществлять понятийное мышление. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, стройности и последовательности мысли.
Психолог Н.И. Жинкин говорил о том, что овладение языком совершенствует мысли и развивает мышление. Речь - это канал развития интеллекта [22]. Речевая деятельность - это процесс активный. Сложность организации работы по развитию речи детей заключается в том, что, действуя на уроке и организуя учебную работу, необходимо всегда совершенствовать естественную речевую деятельность детей. Учителю, прежде чем дать задание на создание или восприятие высказывания, необходимо обеспечить у них желание вступить в речевое общение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаркова, Н.Г. Основная образовательная программа начального общего образования «Перспективная начальная школа» [Текст] / Н.Г. Агаркова, Е. П. Бененсон, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига / Учебник. – 2015. – 224 с.
2. Акишина, А.А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного [Текст] / А.А. Акишина, О.Е. Каган – М.: Русский язык. Курсы. - 2012. – 256 с.
3. Ахмедова, Л.Т. Методика преподавания русского языка [Текст] / Л.Т. Ахмедова, О.В. Кон. – Ташкент: Фан технология, 2013. — 240 с.
4. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М.Т. Баранов. - Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
5. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2013. – No4. – С. 47-51.
6. Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников [Текст] / Г.В. Бобровская // Начальная школа. – 2012. – No 6. – С. 76-80.
7. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст] / И.Б. Голуб. – Учебное пособие. - М.: Логос, 2003. – 432 с.
8. Горелов, И.Н. Избранные труды по психолингвистике [Текст] / И.Н. Горелов. – М.: Лабиринт, 2003. - 317 с.
9. Гридина, Т.А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи [Текст] / Т.А. Гридина. – М.: Наука: Флинта, 2006. – 152 с.
10. Диброва, Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц [Текст] / Е. И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И. И. Щеболева // учебник для студ. высш. учеб, заведений. В 2 ч. Ч. 1. Фонетика и орфоэпия. Словообразование; под ред. Е. И. Дибровой. – 3-е изд., стер. – М., 2008. – 480 с.
11. Доброва, Г.Р. О некоторых аспектах усвоения лексической семантики детьми 3-6 лет: влияние нового знания на речевое поведение [Текст] / Г.Р. Доброва // Возраст как фактор речевого поведения: сб. ст. – Пермь: ПГУ, 2007. – С. 30-48.
12. Доброва, Г.Р. О специфике проявления языковой асимметрии в онтогенезе [Текст] / Г.Р. Доброва // Труды Уральского психолингвистического общества. – 2010. – No 8. – С. 32-41.
13. Елисеева, М.Б. К вопросу о языковой рефлексии: освоение полисемии и омонимии ребенком [Текст] / М.Б. Елисеева // материалы XXX межвуз. Научно - методич. конф. преподавателей и аспирантов. Вып. 21. Часть 4. Секция общего языкознания, Санкт-Петербург, 1-17 марта 2001 г. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. гос. ун-та, 2001. – С. 18-20.
14. Елисеева, М.Б. Усвоение полисемии и омонимии: к вопросу об отношении ребенка к асимметрии языкового знака [Текст] / М.Б. Елисеева // Уральский филологический вестник. – 2013. – No 4. – С. 29-41.
15. Кавинкина, И.Н. Эффективные приемы работы над активизацией словаря младших школьников [Текст] / И.Н. Кавинкина, И.В. Блажиевская // (к 80-летию профессора П. П. Шубы): материалы III Междунар. науч. конф., Минск, 6–7 апр. 2006 г.: в 2 ч. / редкол.: И. С. Ровдо (отв. ред.) [и др.]. – Минск: РИВШ, 2006. – Ч. 2. – С. 188-191.
16. Канакина, В.П. Возможности обогащения словаря младших школьников средствами учебника «Русский язык» [Текст] / В.П. Канакина // Начальная школа. – 2017. – No 11. – С. 21-26.
17. Канакина, В.П. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы [Текст] / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. Пособие для учителей общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2014. – 340 с.
18. Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах. Пособие для учителя [Текст] / О.Н. Лёвушкина; Под ред. В.А. Плотниковой. – М: Владос, 2008. – 96 с.
19. Лекант, П.А. Современный русский литературный язык [Текст] / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткина. Е.В. Клобуков. – 5 изд. – М.: Юрайт, 2014. – 559 с.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2016. – 590 с.
21. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
22. Майорова, Т.С. Работа над полисемией слова как средство формирования коммуникативных умений и навыков учащихся начальных классов [Текст] / Т.С. Майорова // Объединенный научный журнал: Педагогика. – М. – 2004. – No 26. – С. 56-57.
23. Мальсагова, М.И. Многозначность слова в лексической системе языка [Текст] / М.И. Мальсагова // Успехи современной науки и образования. – 2017. – No 3. – С. 68-72.
24. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ожегова онлайн. URL: http://slovarozhegova.ru (дата обращения: 25.04.2024).
25. Ольховская, А.И. Лексическая многозначность в аспекте словарной лексикологии [Текст] / А.И. Ольховская // Lingua mobilis. – 2011. – No 1. – С. 74-91.
26. Перспективная начальная школа. Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету [Электронный ресурс]. URL: http://akademkniga.ru/upload/iblock/bde/01_04_rusyaz_prp.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
27. Плотникова, С.В. Лексикон младшего школьника и его развитие на уроках русского языка [Текст] / С.В. Плотникова // Начальная школа. – 2007. – No 10. – С. 92-97.