Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностью современного общества в людях образованных, и воспитанных в области экологии. В современной образовательной среде одних лишь экологических знаний и умений школьников недостаточно, чтобы до конца понимать все те экологические проблемы, которые сегодня существуют в обществе.
В начальной школе происходит интенсивное накопление знаний об окружающем мире, способствующее становлению личности и началу формирования экологической образованности и воспитанности младшего школьника. Великие педагоги, что духовная жизнь человека неразрывным образом связана с природой. Это исследователи и учёные В.И. Вернадский, А. Гумбольдт, Ф. Дистервег, Л.Н. Гумилев, В.А. Сухомлинский и др.
В ФГОС НОО и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России особое внимание уделено вопросам экологического образования и воспитания школьников. К требованиям по экологическому образованию младших школьников относятся:
-создание мотивационной основы в процессе познавательной деятельности;
-формирование необходимых экологических знаний в процессе теоретической и практической подготовки;
-исследования экологической ситуации своей местности;
-выполнение творческих заданий экологического содержания;
-установление связей между уроками окружающего мира и внеурочной деятельности по экологии [7].
Младший школьник начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в собственном мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа». В этом процессе у школьника развивается эмоционально-ценностное отношение к находящемуся вокруг. Непрерывно происходит интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром. Эти процессы приводят к формированию у ребенка прочной наглядно-образной картины окружающего мира, которая определяет процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.
ФОП НОО разработана на основе ФГОС НОО, что гарантирует преемственность и полное соответствие выдвигаемых требований и планируемых результатов. К экологическому воспитанию младшего школьника предъявляются требования:
-нравственное воспитание и гуманное отношение к природе;
-интеллектуальное развитие личности и формирование системы экологических знаний и представлений;
-развитие эстетических чувств и умения восхищаться природой, чувствовать красоту природы, желание сохранять и охранять природу;
-посильное участие детей в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы [11].
Нужна активная позиция молодёжи, в том числе младших школьников и подростков, чтобы это в дальнейшем могло служить гарантом сохранения природы и окружающей среды. Перед образовательной средой стоит вопрос главенствующего значения экологического образования и становления личности, которые бы соответствовали всем этим требованиям. Чтобы субъекты образования заботились не только о своём собственном совершенствовании, саморазвитии и благополучии, но и прониклись бы заботой об окружающей природе, мире, человечестве.
Обществу пришлось обратить внимание на экологическую составляющую и сейчас недостаточно знать и понимать, что проблемы подобного рода существуют. Их необходимо решать всем миром. Образованная современная личность сама формирует отношение к собственным экологически целесообразным действиям.
Современные авторы по экологическому воспитанию и по внеурочной деятельности И.А. Хайдурова, С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, И.С. Фрейдкин и др., положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.
Несмотря на множество подходов к исследованию экологического воспитания школьников, проблема экологического воспитания требует всестороннего дальнейшего изучения. Сегодня существует противоречие между обязательным экологическим воспитанием подрастающего поколения и недостаточностью всевозможных дидактических, методических и диагностических материалов по экологическому воспитанию.
Объект исследования - процесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: методы экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель работы: изучить и обосновать оптимальные методы экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс экологического воспитания школьников будет успешным при использовании разнообразных методов экологического воспитания (экскурсии, беседы, наблюдения объектов в природе и классе, игры, анализ экологических ситуаций, решение экологических задач) и наличие разработанных методических и диагностических материалов.
Задачи:
1. Провести анализ понятия «экологическое воспитание» младших школьников.
2. Изучить особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе.
3. Изучить методы экологического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Изучить опыт по экологическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности.
5. Провести диагностику сформированности уровня экологического воспитания младших школьников и проанализировать результаты диагностики.
Методы исследования:
- теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические – эксперимент, беседа, наблюдение, изучение педагогического опыта,
- методы обработки результатов исследования: регистрация, процентное распределение данных, ранжирование, графической обработки данных (таблицы, рисунки), качественный анализ и интерпретация результатов исследования.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие обучающиеся 4 класса в количестве 28 человек и 2 педагога начальной школы.
Осознание экологических проблем современной цивилизацией выдвигает перед образованием новые задачи, поскольку именно образование является фактором, изменяющим сознание человека. Задача школы сегодня-сформировать сознательное отношение школьников к экологическим проблемам окружающей среды.
На практике это должно пронизывать все направления школьной деятельности, поскольку экологическое содержание достаточно обширно. Современный образовательный процесс сегодня регламентируют федеральные государственные образовательные стандарты, начиная от начальной школы и заканчивая средним полным образованием.
А.С. Курбатова понимает под экологическим воспитанием понимают формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств и естественных ресурсов [10].
Необходимо, чтобы экологическое образование и воспитание затрагивало как урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся. Чтобы экологическое содержание образования было отражено как в основном содержании, так и в содержании дополнительного образования. Чтобы была возможность реализовать экологическое образование и воспитание, как в урочной деятельности, так и во внеурочной.
Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них:
-формирование ответственного отношения к природной среде;
-учёт единства интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению;
-принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности экологического образования и представления о целостности окружающей среды.
Само понятие образования всегда подразумевает реализацию триединой образовательной цели – это реализация в учебно-воспитательном процессе обучения, воспитания и развитие личности субъекта. В работе речь пойдёт о реализации экологического воспитания, подразумевая также наличие процессов экологического образования и развития школьников. Имеется в виду воспитывающее обучение субъектов образования, когда в ходе образовательного процесса идёт формирование личностных свойств и качеств школьников, на основе экологического содержания образовательных областей.
В данном контексте В.Н. Пановой термины обучение и воспитание являются неразрывными. Необходимо чтобы в школе в обязательном порядке сохранялась преемственность экологического содержания от начальной школы, до основной и полной старшей школы. Современные образовательные стандарты помимо знаниевого компонента также подразумевают формирование универсальных учебных действий, что тоже необходимо учитывать в учебном процессе образовательной организации [15].
Сегодня перед учеными стоит вопрос о необходимости изменения отношения человека к природе и обеспечение соответствующего образования нового поколения, в том числе, экологического. Образовательный стандарт предусматривает формирование функционально-грамотной личности. Это должен быть компетентный человек с гуманными нравственными установками. Именно сформированность универсальных учебных действий в виде метапредметного результата позволит всего этого достичь.
Под универсальными учебными действиями (УУД) будем понимать все формируемые надпредметные действия, в том числе общеучебные умения и общие способы деятельности, поскольку именно содержание экологического образования позволит это реализовывать в совокупности.
Но все УУД должны рассматриваться в контексте содержания учебных предметов, личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Очевидно, что экологическое воспитание субъекта является неотъемлемой частью общего образования и несет в себе колоссальный нравственный потенциал.
По мнению Е.А. Вылегжанина, учитель должен стремиться сформировать у каждого из обучающихся знание о единстве живой и неживой природы. Должен воспитывать у школьников ценностные ориентации экологического характера, формировать мотивы и потребности экологически целесообразного поведения, что, несомненно, будет относиться к экологическому воспитанию в контексте триединой образовательной цели.
У детей необходимо развивать способности анализа экологических ситуаций и альтернативное мышление, способствующее правильному выбору способов решения экологических проблем. Как главную цель экологического воспитания можно отметить формирование экологической культуры, то есть, совокупности экологического знания, сознания и ценностных ориентаций в области экологии [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Образовательная программа начального общего образования (ФГОС) [Электронный ресурс]: (в новой ред. 2023 г.). – URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0lang=ru
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: от 06.19.09 № 373; ред. От 26.11.10 № 1241, от 22.09.11 № 2357. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922
2. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2018. – 192 с.
4. Алексенцева, И.А. Формирование нравственной культуры младших школьников посредством экологического воспитания. [Электрон.ресурс] // Косова Е.М. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/601764/
5. Быков, А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова/ Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/
6. Вылегжанина, Е.А. Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку / Е.А. Вылегжанина, С.П. Фоминская / Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47895/
7. Головня, Е. В. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время / Е. В. Головня. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6 (109.6). — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26981/
8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
9. Груничева, Е.В. Развитие экологической культуры в рамках сотрудничества с родителями учащихся как субъектами образовательного процесса. [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://viro.edu.ru/attachments/article/4072/Grunicheva%20E.V..pdf
10. Курбатова, А.С. Влияние педагогических факторов на нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1. С.185-188. Режим доступа: https://expeducation.ru/ra/article/view?id=9416
11. Курбатова, А.С. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / Ханова Т.Г. // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=25796
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во РАО, 2015. – 176 с.
13. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 31–33. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/635/
14. Нарышкина, В.С. Краеведческий компонент в проектной деятельности учащихся 5–7-х классов / В. С. Нарышкина. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13584/
15. Панова, В.Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова / Образование и воспитание. - 2015. - № 2 (2). - С. 43-45. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/
16. Пашкевич, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирования, разработка занятий / И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
https://moluch.ru/conf/phil/archive/28/2553/
17. Русакова, Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т.Г. Русакова // Педагогика. – 2019. – No2. – С. 74-80.
18. Савотина Н.А. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н.А. Савотина // Воспитание школьников. – 2013. – No5. – С. 17-18.
19. Филиппова, Т.С. Краеведение как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников / Т. С. Филиппова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11220/
20. Шеховцова, Л.Д. Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы) / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Р. И. Маркова, Н. А. Овсянникова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 36-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2771/