Фрагмент для ознакомления
2
В результате исследований в области психологии, разработав теорию деятельности по Л.С. Выготскому, мы пришли к выводу, что речь - это тоже деятельность. Признание этого факта и научный анализ соответствующей концепции породили новый подход к работе по развитию языка - с позиций речевой деятельности. Первоначально такой подход определялся примени-тельно к преподаванию русского языка как иностранного (работы А.А. Леон-тьева, И.А. Винтера). Реализация этого подхода должна способствовать более успешной работе по развитию речи учащихся [7].
И.А. Винтер дает следующее определение речевой деятельности: «Рече-вая деятельность - это процесс активного, целенаправленного, опосредован-ного речью и ситуативно обусловленного общения при получении или от-правке речевого сообщения, при взаимодействии людей друг с другом.
Основными понятиями теории речевой деятельности являются деятель-ность, действие и операция. А.А. Леонтьев отмечает, что понятие деятельно-сти обязательно связано с понятием мотива. Нет деятельности без мотива. Вся наша деятельность имеет цель, поэтому любое лингвистическое высказыва-ние связано с понятием «деятельность» только с некоторыми ограничениями: речь сама по себе не является целью, обычные высказывания не имеют соб-ственного речевого мотива.
То, что стимулирует лингвистическое выражение, находится за преде-лами речи, поскольку наша цель - что-то сообщить, передать информацию, действовать и т. д. Любая деятельность предполагает систему действий.
А.А. Леонтьев пишет, что речевое действие, подобно тому как понятие деятельности связано с понятием цели, имеет промежуточную цель, подчи-ненную мотиву.
Способ выполнения действия тесно связан с условиями, и по мере их изменения меняется и структура самого действия. Однако структура действия постоянна, она включает четыре этапа: ориентирование, планирование, реали-зация и контроль.
А.А. Леонтьев пишет, что каждое лингвистическое высказывание имеет именно такую динамическую структуру. В принципе, чтобы иметь возмож-ность полноценно общаться, человек должен обладать рядом навыков. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно планировать свою роль, правильно вы-бирать содержание коммуникационного акта, в-третьих, находить подходя-щие средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь давать об-ратную связь. Если в акте общения будет нарушено одно из звеньев, говоря-щий не сможет достичь желаемых результатов общения, оно будет неэффек-тивным [18; 29].
Успешное общение - это осознание роли и места высказывания в обще-нии: с учетом общего мотива, активности, уточнения цели речевого действия и исходя из основных условий взаимодействия между участниками общения (устного и письменного общения, с одним человеком или со многими людь-ми, в одностороннем или двустороннем порядке, в официальной или нефор-мальной обстановке и т.д.).
Планирование - это второй этап речевого действия, и он заключается в выборе содержания, в составлении программы высказывания. Здесь решаю-щую роль играет тема речи - предмет и основная идея высказывания; однако существуют и ограничения, накладываемые на выбор содержания требовани-ями стиля, манеры, стиля и формы речи.
Реализация речевого выражения связана с третьим этапом, который ха-рактеризуется выбором слов, сортировкой и сравнением синтаксических ва-риантов, и здесь, как и на этапе планирования, говорящий стремится выбрать речевые средства, адекватно передающие тему речи, тема и основная идея, а также соответствующие условия в роли и задаче раскрывать информацию о сообщениях.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аннушкин, В. И. История русской риторики. Риторические труды (1815 – 1825)[Текст] /В. И. Аннушкин, Я.В. Толмачев. // История русской ри-торики. – Флинта, 2016. – 780 с.
2. Архипова, Е. В. Об уровне развития речи в начальной шко-ле[Текст] / Е. В. Архипова // Начальная школа. – 2000. – №4. – С. 35-39.
3. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методиче-ская система речевого развития школьников[Текст] // Русский язык в школе. – 2005. – №4. –C. 22-27.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные дей-ствия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С. В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
5. Бушуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формиро-вания коммуникативных умений у младших школьников[Текст] : диссерта-ция кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Г. М. Бушуева. – Калинин-град, 2003. – 206 с.
6. Воробьёва, В. И. Сочинения по картинам в начальных классах [Текст]/ В. И. Воробьёва, С. К. Тивикова. – Тверь : Родничок, 2002. – 220 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст] / Л. С. Выготский. –М.: Лабиринт, 1996. – 414 с.
8. Гамезо, М. В. Младший школьник: психодиагностика и коррек-ция развития [Текст]/ М. В. Гамезо, В. Герасимова, Л. М. Орлова. –М.: Альфа, 1994. – 251 с.
9. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст]: Учебник / О.Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 207 с.
10. Демидчик, Г. С. Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников средствами служебных частей речи [Текст]: работа к.п.н. /Г. С. Демидчик. – Казань, 2011. – С. 8.
11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащих-ся начальных классов [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2014. – 197 с.
12. Жесткова, Е. А. Формирование речевых умений младших школь-ников при создании сочинения-описания [Текст] / Е. А. Жесткова, К.Н. Стри-жева // Молодой ученый. – 2014. – №21.1. – С. 173-176.
13. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюко-ва, Т. Б. Филичева. – М.: Лабиринт, 2003. – 317 с.
14. Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И.А. Зимняя. – М., 1989. 219 с.
15. Золотова, О. И. Развитие коммуникативной компетентности уча-щихся в урочное и внеурочное время [Электронный ресурс] / О.И. Золотова. – URL :http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670034 (дата обращения: 21.04.2024).
16. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. – М.: Питер, 2013. – 182 с.
17. Канакина, В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций [Текст]: в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2015. – 305 с.
18. Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения : 5-7-е кл. [Текст]: Кн. для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.
19. Климанова, Л. Ф. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобра-зовательных учреждений [Текст]: в 2 ч. / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2011. – 288 c.
20. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках [Текст]: Учебная тетрадь для 2 класса / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыжен-ская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина. – М.: С-инфо: Баллас, 2002. – 207 с.
21. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка [Текст] / Н.Е.Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова; под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение,1991. – 239 с.
22. Ладыженская, Т. А. Речь. Речь. Речь. [Текст]: Кн. для учителя / под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 2000. – 335 с.
23. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст]/ Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 1974. – 255 с.
24. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]/ А. А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1969. – 211 с.
25. Леонтьев, А. Н. Общее понятие о деятельности [Текст] // А. Н. Леонтьев. Основы теории речевой деятельности. – М., 1974. – 368 с.
26. Леонтьев, Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодей-ствие [Текст] (К обоснованию педагогики сотрудничества) // Вестник высшей школы. – 2001. – №11. – С. 28-35.
27. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений, обучаю-щихся по специальности «Педагогика и методика нач. образования» / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. –М.: Асademia, 2000. – 468 с.
28. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. – М.: АСТ, 2003. – 238 с.
29. Макаренко, А. С. О моем опыте [Текст] / Соч.: В 7-ми т. М., 1958, т.5, с.272.
30. Микерова, Г. Ж. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / Г. Ж. Микерова, О. Л. Бру-сенцова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. – С. 25-35.
31. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / Под ред. М. И. Лисиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. –М.: Педагогика, 1985. – 208 с.