Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Арабское искусство - одно из самых выразительных и многослойных проявлений культуры и истории арабского мира. От каллиграфии до архитектурных построек - арабское искусство воплощает в себе богатые традиции, символизм и красоту, которые прослеживаются сквозь века и представляют собой культуру арабского народа. Арабское искусство разнообразно и уникально из-за исторической составляющей, а также из-за влияния различных цивилизаций, традиций и религий, существовавших на этой земле на протяжении веков.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что арабское искусство - это уникальный символ культурного богатства и разнообразия, привлекающий внимание всего мира и вдохновляющий творческих людей. Значение арабского искусства проявляется в его способности сохранять традиции, способствовать культурному обмену и обогащать мировую художественную сцену.
Цель работы – изучение особенностей формирования арабского искусства во многих его проявлениях.
Проблема исследования: не существует цельной информации об арабском искусстве.
Объект исследование: арабское искусство.
Предмет исследования: история, культурные традиции и религия арабского континента.
Гипотеза исследования: арабское искусство напрямую зависит от религии.
Задачи исследования:
- дать характеристику Корану – священной книге мусульман;
- познакомить с архитектурой и живописью арабов;
- рассмотреть приемы написания литературных произведений Арабского Востока.
Методы исследования:
- поиск и изучение источников информации из библиотек, прессы, интернета;
- анализ полученных данных: найденный материал был проанализирован и проверен на достоверность и актуальность;
- синтез: объединение разрозненной информации в единое целое.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний по арабскому искусству.
Практическая значимость: применение изученного материала для общего развития и в рамках изучаемого предмета.
Источниками информации для написания работы по теме «Арабское искусство» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Арабское искусство», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Обзор литературы. При написании курсовой работы использовались работы Бартольда В. В. по истории ислама и арабского халифата; Очерки арабской культуры V-XV вв. - серия очерков, посвященных разным сторонам истории арабской культуры. В книге Поповой В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда представлена биография одной из ключевых фигур в истории человечества - пророка Мухаммеда. Труд И.М. Фильштинского «История арабов и Халифата (750–1517 гг.)» содержит главу «Арабо-мусульманская культура VIII–XV веков». В работе Токарева С.А. Религия в истории народов мира представлено зарождение ислама, вероучение, этика и право, секты, мусульманское право. В качестве учебного пособия был использован учебник Культурология. История мировой культуры под ред. проф. А.Н. Марковой и др.
Структура работы: работа состоит из трех глав, введения и заключения.
Глава 1. Коран – священная книга мусульман
1.1. Коран – как определяющая таухида или трансцендентности
Характеристики эстетической выразительности таухида. Коран - откровение, посланное человечеству в качестве предназначения. Коран содержал совершенно новое изложение доктрины монотеизма - Бог един, уникален. Он Творец, что управляет вселенной.
Бога невозможно ощутить визуально или чувственно, он находится за пределами человеческого разума.
Изображения Бога всегда получали осуждение, ведь это в корне неправильно- невозможно точно описать то, что не можешь ощутить или увидеть. Именно эта невозможность в обычном смысле запечатлеть Аллаха стала основой для развития исламской культуры и, в особенности, искусства.
Перед мусульманским обществом встала задача - создание нового эстетического метода для более глубокого осознания трансцендентности Аллаха, который мог бы укрепить в сознании людей его абсолютный мотив. В основе своей, исламское общество начинало развивать свои идеи путём осознания методов своих предшественников, к примеру, семитских или сасанидских.
В художественной сфере был достигнут большой прогресс. Важно это указать, так как политическая власть и религия распространялись на территории от Испании до восточных Филиппин .
В основе доктрины монотеизма ислама стоял тот факт, что Бог бесконечен в любом проявлении бытия, будь это какое-либо качество, атрибут или аспект реальности. Всё это находится за пределами человеческого понимания и сознания. Бесконечность в любом из её проявлений, в итоге, становится наиболее выгодным объектом исследования, через который возможно сформировать доктрину таухида в её высшей манере.
Это полноценная структура, с которой началось развитие такого эстетического выражения, как «арабески» .
Арабески - нескончаемые узоры, символизирующие собой всю ту «бесконечность» идеи, которой хотели достичь мусульмане. Через созерцание арабесок человек обращается к божественному, укрепляет в себе веру в Аллаха.
Характеристики эстетической выразительности таухида.
Стоит понимать, что это далеко не единственный метод для осознания и понимания веры. Мусульмане проделали большую работу по разработке особых форм и особенностей во многом из визуального окружения в жизни человека:
1. Абстракция.
Образы исламского искусства, в первую очередь, абстрактны. Изображение не пропадает полностью, но поддается воздействию, стилизации и денатурализации. Это может быть что угодно, в том числе и природа.
2. Модульная структура.
Исламское художественное произведение состоит из множества модулей, которые соединены для создания наиболее широкой композиции. Каждый из них может быть определен как отдельный объект исследования, либо же как часть одной, целостной работы.
3. Последовательные комбинации.
Комбинации звука, зрения и движения имеют свою особенность - в их разнообразии можно вычленить отдельные комбинации, формирующие свой независимый статус. В прогрессии размера предмета искусства более крупная комбинация не подорвёт идентичность более маленьких, из которых она и создаётся.
Любая комбинация, невзирая на размер, может быть соединена с более маленькой, может повторяться или же изменяться незначительно. В такой работе каждый элемент взаимосвязан с предыдущим, выстраивается целостная картина, имеющая свой эстетический интерес.
Исламский узор имеет нескончаемое количество деталей, не позволяющих сконцентрироваться на чём-то одном.
4. Повторение.
Впечатление бесконечности усиливается за счёт ограничения абстракции, путём использования одних и тех же узоров, частей единой структуры и их комбинаций.
При ограничении абстракции можно избежать доминирования одного элемента над другим, из-за чего нужный образ и посыл не рушатся.
5. Динамизм.
Познание арабесок требует опыта и постижения. Искусство невозможно разбирать без осознания двух форм его проявления - времени и пространства.
Каждая может существовать независимо от другой, но это не говорит о полной их сепаратности.
Исламское искусство осмысляется последовательно, строго в совокупности, независимо от его формы, так как осознать «целое» представится возможным только в случае сосуществования с его компонентами, с пониманием работы уникальных атрибутов той или иной арабески . Она привлекает внимание и ум через свой вид. Человек, желающий понять всю суть, не остановит свой взор на одном углу - он продолжит изучение в других комнатах, сводах, не зациклится на одном месте.
6. Сложность.
Сложная деталь - ключевая составляющая любой арабески. Только путём проб и ошибок возможно достичь того самого эффекта динамизма, к которому стремилось мусульманское общество. Лишь благодаря увеличению
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ардалан Надер и Бахтияр Л. Чувство единства. Чикаго: Изд-во Чикагского университета, 1973.
2. Архитектура в исламском искусстве. Сокровища Ага-хана. 2012.
3. Багдасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. и др.: Культурология. М., 2007. – 712 с.
4. Бартольд В.В. Ислам // В.В. Бартольд. Работы по истории ислама и Арабского Халифата / В.В. Бартольд; [Подгот. к изд. А.Б. Халидовым; Отв. Ред. И.Н. Винников]. – [Перепеч. с изд. 1966 г.]. – М.: Восточная литература, 2002. – С. 784.
5. Бартольд В. В. Сочинения в 9 томах. Том VI. Изд.: Наука. Главная редакция восточной литературы. М., 1966.
6. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература (избранные труды). Из-во Наука. М., 1965.
7. Большаков О.Г. (отв.ред.) Очерки арабской культуры V-XV вв. М.: Главная редакция восточной литературы издательства: Наука. 1982. - 440 с. («Культура народов Востока»).
8. Буркхардт Титус. Искусство ислама. Гл. 4.
9. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. М.: Искусство, 1974.
10. Всемирная история / Под. ред. акад. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Марковой. 1997. С. 147-149, 174-178.
11. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Питер, 2004. – 245 с.
12. Исмаил Р. ал-Фаруки. Искусство исламской цивилизации. ОО «Идрак» Баку. 2018. С. 9.
13. Исмаил Р. ал-Фаруки. Ислам и культура. Ку ала-Лумпур: Ангкатан Белия Ислам Малайзия, 1980. С. 44.
14. Камман Шуйлер ван Р. Символические значения; Космический символизм на коврах.
15. Крачковский И.Ю. Арабская средневековая художественная литература (поэзия и проза). - В кн.: Академик И.Ю. Крачковский. Избранные сочинения. - Т. II. - М.-Л., 1956.
16. Крымский А.Е. Арабская поэзия в очерках и образцах. - М., 1906.
17. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 600 с.; илл. цв.
18. Лингс Мартин. Кораническое искусство каллиграфии и освещения. Лондон: Всемирный фестиваль исламского доверия, 1976.
19. Линии. Кораническое искусство. С. 76–77.
20. Лоис Ибсен ал-Фаруки. Ислам и искусство. С. 95–98.
21. Лоис Ибсен ал-Фаруки. Танец как выражение исламской культуры // Журнал исследований танца. 1978. №10(весна-лето). С.6-13.
22. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. Проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 600 с.
23. Малюга Ю.Я. Культурология. М.: Инфра-М,1999.
24. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. Д. Е. Бертельса. Под ред. В. И.Беляева. Изд. 1-е./ А. Мец. - М., 1966.- 473 с.
25. Попова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. / В.Ф. Попова, Ю.Б. Вахтин. – М.: Политиздат, 1980. – 261 с.
26. Райс Дэвид Талбот. Исследования в области исламской работы по металлу – VI // Бюллетень Школы восточных и африканских исследований (Лондонский университет). 1958. № 21. С. 225–253.
27. Токарев С.А. Религия в истории народов мира - Москва: Политиздат, 1964 - с.559.
28. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата 750-1517 гг. М.: АСТ, 2006. - 352 с.
29. Фильштинский И.М. История арабской литературы: V - начало X века. Кн.1. Изд. 2. М.: АСТ, 2006.