Фрагмент для ознакомления
2
В условиях снижения экономической активности, которая наблюдается в большинстве стран мира из-за не благоприятной эпидемиологической обстановки для предприятий разного уровня и сфер деятельности все более актуальней становится вопрос выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности. Вопросы сохранения рабочих мест с обеспечением минимальных выплат сотрудникам все больше тянут современный бизнес к разорению и банкротству.
Сложившиеся условия приводят к необходимости поиска новых, современных подходов в управлении бизнесом и одним из них является передача непрофильных функций предприятия на аутсорсинг.
В современном бизнесе аутсорсинг стал важным инструментом оптимизации бизнес-процессов и управления ресурсами. Эта курсовая работа посвящена изучению понятия аутсорсинга, его основных преимуществ и недостатков, а также способов применения в различных отраслях и сферах бизнеса.
Целью данной работы является рассмотрение аутсорсинга как элемента современного рыночного хозяйства и его роль в современной экономике.
Задачи:
- рассмотреть понятие аутсорсинга в бизнесе;
- изучить основные виды аутсорсинга: IT-аутсорсинг, HR-аутсорсинг, аутсорсинг бухгалтерии, производственный аутсорсинг и т.д.;
- описать различие между аутсорсингом и аутстаффингом;
- проанализировать преимущества и недостатки аутсорсинга;
- изучить влияние аутсорсинга на развитие экономики;
- рассмотреть примеры применения аутсорсинга в сфере культуры.
Объект исследования – аутсорсинг.
Предмет исследования – сферы применения аутсорсинга.
Глава 1 Сущность и содержание аутсорсинга
1.1. Понятие аутсорсинга в бизнесе.
Термин «аутсорсинг» (outsourcing) происходит от английских слов «outside resource using» – «использование внешних ресурсов». Аутсорсинг часто называют «феноменом XX в.», а также «величайшим открытием бизнеса последних десятилетий». Родиной аутсорсинга принято считать США, именно в этой стране в 70-х годах началось его всеобщее развитие и распространение. В нашей стране услуги аутсорсинга впервые появились лишь в конце 90-х годов. Существует много разных определений аутсорсинга. Рассмотрим некоторые из них. Аутсорсинг - процесс заключения контракта со сторонней организацией для передачи под ее ответственность осуществление определенных бизнес-процессов или функций. Аутсорсинг – это продажа собственных мощностей по осуществлению каких-либо бизнес-процессов; переход на приобретение соответствующей продукции или услуг на стороне. И. В. Брага предлагает следующее определение аутсорсинга: «форма кооперации, помогающая организациям решать проблемы функционирования и развития их предпринимательской деятельности (сокращения издержек, увеличения доходности, увеличения приспособляемости к условиям внешней среды, улучшения качества продукции и услуг, уменьшения риска) путем сосредоточения на основном направлении (виде) деятельности и передаче побочных, вспомогательных, второстепенных служебных функций внешним специалистам (аутсорсерам)».
По мнению Г. А. Корнийчука, на основании договора аутсорсинга осуществляется перепоручение непрофильных для организации сфер деятельности организациям-профессионалам; выполнение сторонней компанией определенных задач, бизнес-функций или бизнес-процессов, которые обычно не представляют собой основную сферу деятельности компании, однако без них невозможно полноценное функционирование компании-заказчика.
Передача функции на аутсорсинг позволяет снизить себестоимость осуществляемой деятельности, освободить ресурсы компании-заказчика для осуществления иных функций. ввиду того что аутсорсер является специалистом в определенной сфере, предполагается, что передаваемая функция будет осуществляться качественнее. Передача функции на основании договора аутсорсинга также способствует внедрению новых технологий в деятельность организации-заказчика и улучшению репутации компании. также заказчики отмечают, что при передаче определенной функции по договору аутсорсинга исполнителю, выполнение функции перестает ставиться в зависимость от конкретных работников.
При использовании услуг, предоставляемых на основании договора аутсорсинга, у заказчика есть опасения, касающиеся потери контроля над деятельностью своей компании. также отмечается риск утечки конфиденциальной информации при передаче функции на основании договора аутсорсинга. среди других негативных моментов для организации-заказчика при заключении и исполнении договора аутсорсинга исследователями отмечаются снижение производительности труда сотрудников заказчика, риск значительной зависимости от аутсорсера, которому передан большой объем функций.
В научной литературе выделяется ряд специфических признаков договора аутсорсинга.
1. на основании договора аутсорсинга исполнитель выполняет функцию, которая ранее реализовалась или должна была реализоваться собственными ресурсами заказчика. данная функция выступает одним из видов деятельности заказчика или является вспомогательной, но необходимой для осуществления его деятельности.
2. длительный характер отношений сторон, возникающих на основании договора аутсорсинга.
3. вид деятельности, который выполняется аутсорсером по договору аутсорсинга, является для него основным (одним из основных).
4. аутсорсер предлагает аутсорсинговые услуги на рынке, т. е. у него есть несколько заказчиков.
Ю. В. Горшенина предлагает рассматривать в качестве аутсорсинговых отношения, возникающие исключительно между субъектами (организациями), не зависящими друг от друга.
Взаимодействие на основании договора аутсорсинга является длительным. некоторые авторы, исходя из анализа сложившейся практики, указывают на «тестовый» характер первого года исполнения договора аутсорсинга, т. е. в первый год сотрудничества стороны налаживают ход исполнения договора, а результаты исполнения договора становятся понятны и анализируются на втором году исполнения договора.
Исполнение договора аутсорсинга невозможно без передачи определенного процесса аутсорсеру, для чего необходимо не только обеспечение аутсорсера соответствующей информацией и иными ресурсами, но и налаживание процесса взаимодействия сторон договора, в том числе порядка взаимодействия сотрудников организаций, принципов документооборота и пр. все это прямо влияет на качество результата передаваемой деятельности. Данное обстоятельство может порождать необходимость разработки локальных актов каждой из сторон договора для регламентации действий своих сотрудников и/или согласования сторонами дополнительных условий договора уже в процессе его исполнения.
Многие исследователи отмечают, что отсутствие достаточного правового регулирования договора аутсорсинга препятствует применению данной технологии ведения бизнеса, что имеет негативный экономический эффект. Правовая природа договора аутсорсинга в настоящий момент остается дискуссионным вопросом. Как правило, договор аутсорсинга относят к договору возмездного оказания услуг. для разъяснения спорной ситуации необходимо установить, какие действия сторон являются предметом договора аутсорсинга и есть ли основания и необходимость выделять их в качестве самостоятельных, недостаточно регулируемых существующими договорными конструкциями.
Определенный круг ученых под аутсорсингом понимают управленческое решение, т. е. изучают аутсорсинг как решение руководства о выводе функции либо процесса из состава предприятия, который отвечает целям развития. Этот подход указывает на стратегический или организационно-экономический характер решения и отмечает достоинства, которых предприятие достигнет при передаче процессов либо функций на аутсорсинг. Однако такое понимание аутсорсинга довольно узко, так как принятие решений является только начальным этапом внедрения системы аутсорсинга.
Существует подход, который предполагает рассмотрение аутсорсинга как заключение договора со сторонней организацией для передачи реализации бизнес-процессов либо функций. Этот подход основан на договорных отношениях с переложением ответственности за результаты реализации процессов или функций на исполнителя. Однако такое понимание аутсорсинга является также достаточно поверхностным, поскольку заключение договора является только одним из нескольких этапов внедрения аутсорсинга.
Иной круг ученых-экономистов рассматривает аутсорсинг как передачу процессов и функций. В этом случае предполагается отказ от самостоятельной реализации процесса или функции и его передача сторонней компании. Такой подход раскрывает целевые ориентиры, достижению которых способствует применение аутсорсинга. Данное понятие достаточно объемно описывает сущность аутсорсинга. Передача на аутсорсинг каких-либо бизнес-процессов становится всеобщим направлением. Большинство компании используют другие фирмы для реализации определенных задач.
Деятельность, переданная на аутсорсинг, может производиться виртуально, при помощи информационных технологий и средств коммуникаций. Речь идет о том, что партнеры могут даже не видеть друг друга в реальной жизни, а осуществлять взаимовыгодное сотрудничество дистанционно, что особенно актуально в современных реалиях
1.2. Основные виды аутсорсинга: IT-аутсорсинг, HR-аутсорсинг, аутсорсинг бухгалтерии, производственный аутсорсинг и т.д.
В России услугами сторонних организаций при ведении деятельности пользуется множество компаний. Наиболее распространенные сферы применения аутсорсинга - это:
– IT-обслуживание. Программное обеспечение оборудования, настройка работы оборудования, сервис и т.д.
– строительство. Это решение проектных задач по строительству и ремонту;
– бухгалтерский учет. Ведение учета в целом, а также его отдельных участков. Расчет и уплата налоговых платежей, составление и предоставление в контролирующие органы бухгалтерской (финансовой) отчетности и т.д.
– логистика. Выполнение погрузочно-разгрузочных работ, транспортировка, хранение товарно-материальных ценностей.
– маркетинг. Организация и проведение промо-акций, создание и ведение онлайн-ресурсов и т.д.
В своей же разновидности аутсорсинг подразумевает деление на два вида: внутренний и внешний.
Внутренний аутсорсинг (внутреннее обслуживание, Internal Delivery) предполагает наличие специализированного подразделения внутри компании или создание совместного предприятия по оказанию данного вида услуг.
Преимуществом данного вида является сохранение определённого влияния на аутсорсера.
Что касаемо нашей страны, то ещё с советских времён в ней сохранилась такая форма аутсорсинга. Она зачастую выступает в виде центров обслуживания, которые предоставляют более широкий спектр возможностей.
К их преимуществам относят:
сохранность контроля над бизнес-процессами;
возможность избегать риски;
улучшение своих процессов внутри организации;
доступность технологий;
быстрое реагирование на вновь появляющиеся потребности организации.
Стратегию создания центров обслуживания можно наблюдать и в наши дни на примере российских компаний, таких как «Лукойл», «Северстайл», «Россети».
Внешний аутсорсинг собственно подразумевает передачу определённых функций деятельности фирмы сторонней компании-провайдеру.
Подразделяется аутсорсинг на два вида и по сферам направленности: IT-аутсорсинг и аутсорсинг в управлении, или уже управленческий консалтинг. В России большую популярность набирает IT-аутсорсинг, что во многом объясняется усложнением информационного пространства, появлением новых технологий, к примеру, таких как роботизация, разработка Low-Code программ. Также, за последнее время появилась и потребность в усовершенствовании бизнес-процессов, повышении эффективности и информационной безопасности услуг. В особенности, в постпандемийное время рядом компаний были замечены новые пути развития и ускорения цифровой трансформации. Главным условием получения положительного эффекта является его разумное и грамотное внедрение в рамках существующих бизнес-процессов на предприятии. По данным TAdviser, на конец 2021 года, IT-аутсорсинговые проекты в большей мере были направлены на реализацию своих целей и задач в государственном секторе, сфере предоставления финансовых услуг, торговле. Крупнейшими IT-аутсорсинговыми компаниями в России выступают Ланит, Айтеко, инфосистемы Джет, Лига Цифровой экономики. Их продукты представлены в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Ангелова О.Ю., Подольская Т.О., Чепыок О.Р. Цифровая креативная индустрия: на пути к экономике «эмоций» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. 2019. С. 38-45
Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента; ИНФРА-М - М., 2019.
Брага И. В. Повышение конкурентоспособности предпринимательских структур фармацевтической промышленности рф на основе применения аутсорсинга: автореф. дис. ‹…› канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2004. 32 с
Васина В.А. Брендинг территорий // Научный журнал. 2019. № 10 (44). С. 32-35
Власова Н. С., Назарова К. Д. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности управления бизнесом//ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ. Сборник статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021. С. 370-375
Вольф Р.О. Преимущества аутсорсинга для современных компаний//ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ: ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. 2020. С. 54-59
Глинский В.А., Елисеева А.В. Анализ рисков при экспорте услуг в сфере «креативных индустрий»// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ И БЕЗОПАСНОСТИ. Труды XXIII Всероссийской научно-практической конференции Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН), в 5 т.. Том 2. Москва, 2020. С. 395-400
Горшенина Ю. В. к вопросу о разновидностях договора аутсорсинга // вестник Международного института экономики и права. 2013. № 2 (11). с. 56-60
Елисеева А. В., Глинский В. А. Экспорт услуг креативных индустрий на примере музейной логистики государственного Эрмитажа// ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 2020. С. 133-140
Корнийчук Г. А. Прием и увольнение работников: подбор и оценка персонала, оформление трудовых отношений (с учетом последних изменений в трудовом кодексе рф). М.: омега-Л, 2013. 191 с.
Кошевенко С.В. HR-digital как новый глобальный тренд в управлении человеческими ресурсами в России // Наука Красноярья. 2019. Т. 8. № 1–3. С. 26-30
Крючкова А. Л. Аутсорсинг бухгалтерии в России// ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ, ФИНАНСЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ: сборник статей III Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2024. С. 36-40
Кузнецова Т. В. Перспективы и пути развития аутсорсинга в РФ в условиях глобализации//ВЕСТНИК СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ГОУ ВПО "ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. 2021. С. 186-190
Ланская Д.В., Галушко А.Е. Особенности и перспективы организации бизнеса на основе аутсорсинга в России// ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛАМИ: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ. Материалы XII Международная научно-практическая конференция. Краснодар, 2022. С.193-200
Леонов, С.А. Проблемы применения «затратной» модели экономического роста в условиях цифровой экономики [Текст] / С.А. Леонов // Дизайн и технологии. – 2019. – № 69 (111). – С. 96-105
Малевская-Малевич, Е.Д., Леонов, С.А. Управление затратами в системе менеджмента качества на предприятии [Текст] / Е.Д. Малевская-Малевич, С.А. Леонов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2019. – № 3. – Т.12. – С. 114-116
Миславская Н.А. Об аутсорсинге бухгалтерских услуг // Аудитор. 2017. N 3. С. 30 -35Коростелева, Т. В. Молодежный кадровый резерв организаций. Портфель инновационных образовательных программ. Учебное пособие / Т.В. Коростелева, Н.А. Курдюкова. - М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2022. С. 78. - 162 c.
Черткова Ю. В., Ершова Е. Ю. Главные отличия аутсорсинга и аутстаффинга//ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, СОЦИУМ. сборник научных статей IV Всероссийской научной конференции. Смоленск, 2022. С. 201-2050
Шекурова, А.А. Систематизация подходов к определению «аутсорсинг» / А.А. Шекурова, Т.Н. Кутаева // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т.9. - №2. – С. 385-390
Шушкова О. А. Договор аутсорсинга в современном гражданском обороте//XIV ИТОГОВАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. Сборник статей. Том 2. Санкт-Петербург, 2022. С. 141-146