Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Маркетинговая деятельность организации ресторанного бизнеса представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка ресторанных услуг и рабочей силы путем оценки потребностей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей.
С помощью этой деятельности координируются возможности распределения ресторанных услуг, а также определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать услугу конечному потребителю.
По Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», товарный знак (ТЗ) – это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров, оказываемых услуг или выполняемых работ физических или юридических лиц.
Товарные знаки помогают различать услуги и товары разных производителей.
Цель – выявить особенности товарных знаков как средства идентификации товаров. Задачи:
определить право на товарный знак и право на знак обслуживания;
изучить использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак;
выявить особенности правовой охраны общеизвестного товарного знака;
исследовать защиту права на товарный знак;
проанализировать охрану труда на предприятиях розничной торговли;
охарактеризовать экономических показателей работы торгового предприятия;
описать Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак в торговом предприятии;
выявить пути усовершенствования деятельности торгового предприятия в области защиты прав на товарный знак.
Объект – «Пятерочка»
Предмет - товарные знаки как средство идентификации товаров.
1 ТОВАРНЫЙ ЗНАК И ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ
1.1 Право на товарный знак и право на знак обслуживания
Право на товарный знак охраняется законом. Обладателем права на товарный знак (т.е. правообладателем) может быть как юридическое лицо, так и физическое лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность. Правообладатель может применять товарный знак и запрещать иным лицам применять товарный знак.
Этикетки, товары, упаковки товаров, на которых незаконно нанесен товарный знак или же сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
Необходимо отметить, что в разных странах регистрация товарных знаков может занять от 8 месяцев (как, например, в Германии) до 4-5 лет (в Индии или Италии).
Кроме того, к товарным маркам и логотипам в мире предъявляют различные требования. Например, в США определяющим является использование товарного знака в торговле, тогда как в большинстве других стран он существует с момента регистрации в национальном Патентном ведомстве [29].
При отсутствии зарегистрированного ТЗ за границей предпринимателя всегда ожидают неприятные последствия - например, автоматическое нарушение прав какой-нибудь местной фирмы. Действие товарного знака распространяется исключительно на то государство, где он был зарегистрирован [32].
Универсальных международных свидетельств на него не существует, в каждой стране всё оговаривается в индивидуальном порядке. При необходимости регистрации товарных знаков в трёх и более государствах оптимальным вариантом будет Мадридское соглашение. Оно обойдётся не так дорого, как другие варианты. Подача заявки по мадридскому принципу требует обязательной регистрации ТЗ в РФ.
1.2 Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак
Выбор идеи бренда – это, по сути, формирование обещаний преимуществ данного бренда перед конкурентами. Выбор идеи бренда, пожалуй, самый ответственный этап формирования бренда – процесс достаточно тонкий, творческий и не терпящий каких-либо выработанных направлении и рекомендаций.
Однако при этом следует провести изучение и тщательный анализ брендов, уже присутствующих на данном рынке. Что позволит, во-первых, избежать дублирования либо какого-то подражания уже существующему бренду, во-вторых, учесть допущенные конкурентами просчеты и ошибки, в-третьих– может натолкнуть на оригинальную идею [13].
При определении названия бренда, также как и при выборе его идеи, необходимо иметь как можно больше информации об истории товара и его производителе. Историю товара и производителя, наиболее обличительные особенности товара, его атрибуты. Необходимо мысленно представить целевую аудиторию потребителя, по возможности на конкретных примерах: чего хочет целевая аудитория, что ее интересует, чем увлекается, как выглядит, о чем говорит [25].
Анкетирование также можно провести среди покупателей, и тогда весомость выявленных потребительских свойств товара и ассоциаций будет значительнее. Покупателей, целевую аудиторию можно привлечь и для выработки идеи бренда, названия товара, слогана с помощью сети Интернет. Для этого на Web-страничке фирмы организовывается специальная рубрика, объявляется тема встречи «Бренд» и назначается время. Потребитель товара, любой посетитель странички фирмы, в определенное время может принять участие в обсуждении проблемы и дать свои предложения. В мировой практике около 80% оригинальных идей брендов были подсказаны именно покупателями. Участники Internet-диалога, а может, и будущие авторы идей, названий вознаграждаются. При этом необходимо помнить, что название товара фирмы имеет доминирующее значение среди всех компонентов бренда [22].
Мнение покупателей было использовано, к примеру, при переименовании и преобразовании Минского производственного швейного объединения «Комсомолка» в фирму «Милавица», где был удачно найден образ Венеры, образ утренней звезды и рассвета. Именно так на старобелорусском звучит это имя. Фирма выбрала именно такой путь, путь к утренней свежести, новизне, рождению новой жизни, эмоций и впечатлений. Путь как стремление к высшим результатам был выбран компанией, позиционирующей себя лидером в сложном мире белья.
Тестирование сформированных названий рекомендуется осуществлять в несколько этапов. Вначале весь набор названий следует подвергнуть тщательному анализу специалистами-разработчиками, экспертами внутри коллектива фирмы, провести отсеивание и отбор наиболее выгодных имен-кандидатов [30].
На втором этапе все имена-кандидаты подвергаются юридической проверке. После юридической «чистки» всем именам-кандидатам присваиваются номера-приоритеты, осуществляется очередной опрос экспертов и оценка имен-кандидатов до выявления наиболее приемлемых вариантов. На заключительном этапе тестирование проводится с помощью потребителей до выхода бренда на рынок оценивается отношение потребителей к оставшимся вариантам назначения марки, ее звучания, изображения, дизайна. На этом этапе, при работе с потребителями, важно оценить не только сам бренд, но и эффективность коммуникаций с целевой аудиторией, восприятие определенных свойств бренда и важность предлагаемых им преимуществ [35].
Проведение тестирования бренда позволяет избежать таких ошибок, как идентичность с уже существующими товарными знаками, название товара, которое может ввести в заблуждение потребителей, избежать дорогостоящих задержек выхода продукта на рынок при необходимости изменения знака, избежать тяжб с другими компаниями и возможных издержек.
Следует помнить принципиальное различие продуктов товара и бренда состоит в их разных жизненных циклах. К примеру, такой удачный бренд, как Lipton, переживший Британскую Империю известен и популярен с 1889 года, а один из самых ценных на сегодняшний день бренд Coca-Cola создан еще в 1886 году.
Потому при выпуске товара и формировании его либо, тем более, корпоративного бренда фирма должна руководствоваться следующими правилами:
• знак должен выступать для покупателя гарантом определенного уровня и содержания потребительских свойств продукта, гарантировать определенное качество, ниже которого не опустятся потребительские характеристики товара, его надежность, функциональные свойства [8];
• покупка продукта должна позволять клиенту облегчить процесс его использования и обеспечить соответствующую систему сервиса;
• знак должен обеспечивать потребителю по позиционирование продукта в кругу конкурентов;
• товары приобретаются только лишь потому, что обладают повышенной престижностью;
• приобретая товар данной марки, покупатель должен удовлетворять свои потребности в продуктах данного определенного стиля;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акилова М.В. Содержание терминов «товарный знак» и «бренд», их соотношение // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 40-43.
2. Акимова О.А. О перекатегоризации апеллятивированных словесных товарных знаков // Когнитивные исследования языка. 2020. № 2 (41). С. 150-153.
3. Акинина А. Анализ словесных товарных знаков на сходство до степени смешения: алгоритм работы эксперта-лингвиста // Юрислингвистика. 2020. № 17 (28). С. 16-18.
4. Алексейчук А. Свободное использование товарного знака // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2020. № 12. С. 53-59.
5. Алёнушкина Ю.С. Содержание исключительного права на товарный знак и правовая охрана товарных знаков в Российской Федерации // Молодой ученый. 2023. № 36 (483). С. 151-153.
6. Архипов А.О. Программа расчета вероятности успешной регистрации товарного знака, основанная на технологиях машинного обучения и нейросетей // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2023680860, 06.10.2023. Заявка от 06.10.2023.
7. Бабушкина А.Н. Товарные знаки: заявка и экспертиза заявки на товарный знак // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 2. С. 159.
8. Биюков Э. К вопросу о термине «использование товарного знака» применительно к способам использования товарного знака в сети интернет // В сборнике: Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики. Cборник материалов VIII Международного юридического форума (IP Форума). 2020. С. 311-317.
9. Бобунова Е.А. Общие положения правового регулирования отношений в сфере охраны товарных знаков и знаков обслуживания по российскому законодательству // Молодой ученый. 2023. № 41 (488). С. 142-146.
10. Бондарь И.В. Регулирование процесса использования товарных знаков и прекращения правовой охраны товарного знака // В сборнике: правовые проблемы организации интеллектуальной деятельности в вооруженных силах российской федерации. сборник статей научно-практической конференции. Военный университет Министерства обороны РФ. Москва, 2021. С. 9-13.
11. Бочкова Д.К. Возможность регистрации товарного знака на имя нескольких лиц, за исключением регистрации коллективного товарного знака // Colloquium-journal. 2020. № 4-7 (56). С. 75-77.
12. Букарева Д.А. Товарный знак как средство индивидуализации в современной России // В сборнике: Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 61-65.
13. Величев А.Л. Правовое регулирование товарного знака в разных странах (сравнительный анализ) // Научно-практические исследования. 2020. № 11-7 (34). С. 24-28.
14. Гаврюшкин С.Н. Регистрация аббревиатур в качестве товарных знаков: особенности судебной практики // Копирайт. Вестник Российской академии интеллектуальной собственности и Российского авторского общества. 2020. № 4. С. 104-116.
15. Гелеш И.А., Незнамова И.А. Защита права на товарный знак при использовании его в чужом доменном имени // Вестник Евразийской академии административных наук. 2020. № 3 (52). С. 38-40.
16. Герасимов Н.Б. Востребованность мясной продукции производителей – участников товарного знака «настоящий вологодский продукт» по результатам опроса потребителей // В сборнике: современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса. сборник трудов по результатам работы III Международной научно-практической студенческой конференции – конкурса. 2021. С. 296-299.
17. Глонина В.Н., Ходаков И.Д. Параллельный» импорт: как защитить права на товарный знак в 2020 году? // Хозяйство и право. 2020. № 10 (525). С. 86-96.
18. Дамбаева Л.Б. Проблемные вопросы товарного знака как средства индивидуализации // В сборнике: Актуальные проблемы науки и практики: Гатчинские чтения - 2020. Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. 2020. С. 91-94.
19. Жиленкова Т.В. Исключительное право на товарный знак в системе интеллектуальных прав // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 11-2. С. 79-81.
20. Иванова М.А. Понятие незаконного использования товарного знака и наименования места происхождения товара // Студенческий форум. 2020. № 38-2 (131). С. 56-58.
21. Ивлиев Г.П., Терещенко О.И. Виды процедур регистрации товарных знаков в странах евразийской патентной организации // Вестник ФИПС. 2023. Т. 2. № 1. С. 12-16.
22. Кириллов Н.Г., Кириллов Н.Н. Могут ли самозанятые быть правообладателями товарных знаков? // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2020. № 11. С. 47-51.
23. Кириллов Н.Н. Защита товарного знака от его недобросовестного использования третьим лицом в доменном имени // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2020. № 11. С. 57-62.
24. Королева А. Конфликт товарного знака с общеизвестным товарным знаком: практические проблемы оспаривания со ссылкой на общеизвестность // В сборнике: правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики. Сборник материалов XI Международного юридического форума (IP Форум) . 2023. С. 299-301.
25. Кочура В.А., Белухин В.В. Особенности оценки товарных знаков // Modern Science. 2020. № 12-1. С. 96-101.
26. Куприянов А.Д. Историческое развитие концепции товарного знака как средства индивидуализации и недобросовестного использования товарных знаков // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2020. № 4 (20). С. 25-30.
27. Курбанова А.Р. Некоторые аспекты использования товарных знаков сходных до степени смешения // Научное образование. 2023. № 1 (18). С. 297-300.
28. Куркина А.В. Проблема "не практикующих" владельцев товарных знаков в правоприменительной практике Российской Федерации // В сборнике: Актуальные вопросы фундаментальных и прикладных научных исследований. Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. С. 55-61.
29. Магомедов С.М. Гражданско-правовые способы защиты права на товарный знак и знак обслуживания по российскому законодательству // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 8. С. 167-169.
30. Маргарян А.Ш., Петросян А.А. Анализ евразийских тенденций развития рынка товарных знаков [1] // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 10-3 (66). С. 147-150.
31. Матвеев А.Г. Режим совместного имущества супругов и исключительное право на товарный знак: ошибки судебной практики //Российский судья. 2023. № 2. С. 18-22.
32. Методика расследования преступлений, связанных с незаконным использованием товарного знака / Лубин С.А., Серебров Д.О., Нефедов М.А. / Отчет о НИР
33. Москаленко А.И. Гражданско-правовая охрана и защита товарных знаков в сети интернет // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 1. С. 71-76.
34. Мысак А.Д. Функции товарных знаков // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 346-348.
35. Никонов Д.И. Правовая природа общеизвестного товарного знака и проблемы практики признания товарного знака общеизвестным // В сборнике: IХ Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика. Материалы международной научной конференции. Отв. редактор Т.В. Седлецкая. Санкт-Петербург, 2021. С. 238-242.
36. Першуткина А.А., Вострова А.Н. Недобросовестная реклама: незаконное использование товарного знака // Via scientiarum - Дорога знаний. 2020. № 2. С. 102-108.
37. Подлевских А.Г. Компенсация за нарушение исключительных прав на товарный знак как способ защиты исключительного права на товарный знак // В сборнике: государство и правовая система в условиях информационного общества. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак, 2021. С. 26-29.
38. Попов И.В., Попов Ф.И. Многоканальная интерактивная кросс - семантическая система для продвижения товарного знака "ватник" // Свидетельство о регистрации базы данных RU 2023620212, 16.01.2023. Заявка № 2022623990 от 27.12.2022.
39. Программа для веб-пoртала с функцией поиска по базе данных товарных знаков / Анкудинов Юрий Владимирович // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2021667639, 01.11.2021. Заявка № 2021666719 от 22.10.2021.
40. Путинцева Т.А. Методологические основы проектирования товарных знаков в непрерывном дизайн-образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 4 (240). С. 138-144.
41. Раева И.В. Нематериальный актив бренда: расчет величины лицензионных платежей за использование товарных знаков // Бренд-менеджмент. 2020. № 3. С. 190-198.
42. Рыбалко Е. Товарные знаки на маркетплейсах: угроза размытия // В сборнике: правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики . Сборник материалов X Международного юридического форума (IP Форум). 2022. С. 322-326.
43. Сергеева Н.Ю. Коллективный товарный знак: отдельные вопросы теории // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2020. № 8. С. 40-47.
44. Сергеева Н.Ю. Особенности правовой охраны коллективных товарных знаков в России // Гражданин и право. 2020. № 9. С. 62-66.
45. Сергеева Н.Ю. Тождество товарных знаков: клон или не клон? // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2021. № 6. С. 13-20.
46. Симонова Н.В. Товарный знак: пределы и порядок использования // Юридический факт. 2023. № 198. С. 7-9.
47. Слепенков А.С. Проблемы правовой охраны общеизвестных товарных знаков. Социологический опрос как инструмент доказывания общеизвестности товарных знаков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 11 (230). С. 105-108.
48. Страхов А.Д. История возникновения и правового регулирования товарных знаков в Российской Федерации // Закон. Право. Государство. 2020. № 2 (26). С. 170-174.
49. Тимофеева А.В. Правовое регулирование товарных знаков в странах Европы (на примере Франции) // Экономика. Право. Общество. 2020. Т. 5. № 2 (22). С. 66-71.
50. Товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товаров евразийского экономического союза // Электроника и электрооборудование транспорта. 2020. № 5. С. 46-47.
51. Ужахов И.А. Некоторые аспекты понятия товарного знака // Юридическая наука: история и современность. 2023. № 12. С. 68-71.
52. Шелахаева А.В. Недобросовестная конкуренция в области использования товарных знаков в сети интернет // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 421-424.
53. Эстерлейн О.И. Товарный знак как объект интеллектуальной собственности и средство индивидуализации: новые возможности и последствия // Студенческий. 2023. № 28-3 (240). С. 51-53.
54. Vasilkovich S.V., Naguchina A.Z. State registration of the exclusive right to a trademark in the russian federation // Epomen. Global. 2023. № 33. С. 133-136.