Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В рамках стремительных экономических и социальных изменений, а также высокой конкуренции, предприятия не должны опираться на имеющиеся сегодня способы хозяйствования. Следовательно, имеется необходимость в поисках инновационных решений хозяйствования и усовершенствования структур управления промышленными предприятиями. Высокая производительность предприятия в большей степени определяется эффективностью. имеющейся в нем системы управления, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от детально проработанной структуры предприятия и работы всех ее подразделений для достижения поставленных целей. При анализе существующей системы управления можно сделать выводы, что большая часть проблем, которые связаны с ее работой, появляются в результате значительных изъян в самой структуре. Они появляются за счет неверно подобранных методов проектирования организационной структуры.
Также в рамках организационной структуры осуществляется множество требований к усовершенствованию систем управления, отражающиеся в различных принципах. Для того чтобы оценить эффективность работы предприятия в нынешних условиях, можно опираться на такие показатели, как рационализация производства товарно-материальных ценностей, сокращение издержек, а также совершенствование, другими словами, продуктивное управление внутренними факторами производства. Первостепенная проблема состоит в том, что для безостановочных изменений внешней среды необходимы гибкость и оперативная адаптация. К внешней среде можно отнести предприятия, которые непосредственно связаны с данной компании в рамках выполнений ими целей и задач.
Для большинства предприятий своевременно осуществленная трансформация системы управления становится вопросом их дальнейшей деятельности. Актуальность курсовой работы заключается в том, что в настоящее время в России наблюдается кризис, связанный с геополитической обстановкой, пандемией и глобальными перестройками компаний и изменения вектора их деятельности на внутренние рынки. В 2021–2022 годах большое число российских компаний столкнулись с многочисленными неординарными ситуациями такими как: рост инфляции, что повлекло за собой увеличение издержек; ограничения на денежные операции; уход многочисленных иностранных компаний с рынка и прекращение сотрудничества с российскими компаниями; проблемы с экспортом и импортом, что привело к переориентации товарооборота и сотрудничества с Европы на Азию.
Объект исследования – предприятие ООО «ТехПроМаш».
Предмет исследования – организационная структура.
Целью курсовой работы является полный анализ предприятия, включая хозяйственную деятельность и организационную структуру, оценку организационной структуры предприятия в рамках реализации методов по ее модернизации для более совершенной работы.
В рамках поставленной цели были выделены следующие задачи:
1.Проанализировать сущность и виды организационных структур управления предприятием, рассмотреть их недостатки и преимущества и рассмотреть подходы к проектированию организационных структур управления.
2.Сделать анализ деятельности рассматриваемого предприятия, а также оценить эффективность действующей организационной структуры управления.
3.Предложить меры по усовершенствованию организационной структуры управления и обосновать эффективность предложенных мероприятий.
Курсовая включает три самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. Основные виды и сущность структуры предприятия…
1.1 Понятие структуры предприятия
Организационная структура управления представляет собой организованную группу элементов, которые находятся во взаимосвязи между друг другом, а также между ними складывается постоянные отношения, которые являются фактором развития и функционирования этих элементов, как неразделимого целого. В качестве элементов в организационной структуре управления выступают отделы, службы, специалисты, рабочие и члены управленческого аппарата, отношения которых обеспечивается с помощью связей [1].
В организационной структуре происходят такие процессы, как распределение информации и ее движение, а также принятие решений, эти процессы представляют собой общий управленческий процесс, и он протекает между всеми участниками, задействованными в организационной структуре. Эти участники имеют собственные задачи по управлению, права и ответственность за выполнение поставленных целей, исходя из этого организационную структуру можно оценивать, как кооперацию управленческой деятельности, при которой все управленческие процессы способствуют достижению поставленных задач. Следовательно, можно сказать, что организационная структура — это совокупность разных звеньев и целей, которые распределены между ними, а также связей, которые регулируют все действия по исполнению этих целей [1]. На каждом предприятии есть своя организационная структура производства и управления, которая считается для него эффективной, так как отдельное предприятие имеет свои особенности использования технологического оборудования, профессиональных компетенций и личностных качеств сотрудников, правила и порядки между работниками разных уровней по вертикали и по горизонтали. Также каждое предприятие имеет свою историю, философию, цели, культуру и персонал. Конечно же для реализации взаимодействия всех звеньев на предприятии должна быть особенная, подходящая именно к этому предприятию организационная структура управления.
Для того, чтобы достигнуть единоличной организационной структуры управления необходимо рассмотреть основные типы существующих организационных структур, таких как линейные, штабные, функциональные и другие с помощью внедрения в них или устранения из них каких-либо связей или подразделений.
Для того, чтобы организационная структура управления считалась эффективной и рабочей, она должна соответствовать следующим критериям: – гарантия надежности; – поддержка управления на всех уровнях; – функциональная пригодность; – адаптивность (быстро реагировать на внешние и внутренние изменения среды); – экономичность (сокращение расходов на исполнение управленческих функций); – рациональность (минимальное количество уровней и связей между органами управления). [1]. В организационной структуре управления есть определяющие понятия и основные.
К определяющим относятся: отношения; уровни; элементы; связи; полномочия и т. д. К основным же относятся: органы управления; руководители; работники; служащие; службы, в которых выполнение определенных функций осуществляется четким количеством работников; специалисты. В организационной структуре управления есть два направления специализации ее элементов:
1.Формирование органов, которые занимаются организацией производства и труда, планированием, управлением и контролем всех процессов, отталкиваясь от характера общих функций, происходящих в процессе управления.
2.Формируются звенья структуры управления опираясь на состав структурных подразделений предприятия, которые занимаются маркетинговой деятельностью, а также научно-техническим прогрессом и менеджментом производства. [2].
Существует всего две группы организационных структур управления, а именно органические, другими словами, современные и иерархические, другими словами, бюрократические. Они делятся в соответствии с их существенными различиями по принципам функционирования и обладанием различными чертами. Эти два типа организационных структур существуют с совершенно различными чертами, принципами и основаниями, что позволяет найти и обозначить те сферы деятельности, где их применение наиболее эффективно и направлено на будущее развитие. Бюрократические (иерархические) структуры управления были разработаны еще в самом начале 20-х в. Немецким социологом Максом Вербером они были первыми из возникших организационных структур, они до сих поря существуют на крупных предприятиях, также имеют много вариаций, основными из которых являются линейная, линейно-функциональная и дивизионная структуры. Макс Вербер выдвинул предложение, при котором создается модель эффективной иерархической (бюрократической) системы, она способствовала внедрению масштабных изменений в существующие системы оплаты труда, в коммуникации, в отчетности и отношения между структурными подразделениями, а также в структуру работы. [3]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Синчило А.А. Развитие персонала как инструмент повышения конкурентоспособности организации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-personala-kak-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-organizatsii (дата обращения: 14.04.2024).
2. Веснин, В.Р. Управление персоналом: теория и практика / В.Р. Веснин. М.: Проспект, 2018. 688 с.
3. Лукичева, Л.И. Управление организацией: учебное пособие / Л.И. Лукичева. М.: Омега-Л, 2019. 360 с.
4. Дуракова, И.Б Управление персоналом: учебник / И.Б. Дуракова. М.: ИНФРА-М, 2018. 384 с.
5. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логистических схемах: учебник / Ю.Г. Одегов. М.: Альфа-Пресс, 2018. 944 с.
6. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2020. 695 с.
7. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. М.: Юрайт, 2019. 492 с.
8. Колпаков, В.М. Управление развитием персоналом: учебное пособие для студентов вузов / В.М. Прокопенко. К.: МАУП. 2018. 712с.
9. Темнова И.О. Развитие работников в системе управления персоналом организации // Вестник науки и образования. 2023. №11(47). С. 27-32.
10. Никишина, А.Л. Развитие персонала как стратегический аспект управления организацией // Карельский научный журнал. 2022. Т.6. №1(18). С.83-86.
11. Мусаева, А.З. Система развития персонала организации // Вопросы реструктуризации экономики. 2023. №4. С.42-53.
12. Нестеров А.К. Развитие персонала // Энциклопедия Нестеровых - URL: http://odiplom.ru/lab/razvitie-personala.html (Дата обращения: 14.04.2024)
13. Мильская, Е.А. Теория и методология стратегического управления деятельностью инновационно-активных предприятий. URL: https://elib.spbstu.ru/dl/2419.pdf/info (дата обращения: 14.04.2024).
14. Полат, Е.С. Дистанционное обучение // Стандарты и мониторинг в образовании. 2022. №1. С.28-33.
15. Сухороченко, О.В. Теоретические подходы к оценке эффективности профессионального развития персонала организации // Вестник университета. 2020. №18. С.169-174.
16. Бородина, О.Н. Экономическая эффективность кадровой политики развития персонала // Вестник ОмГУ. 2019. №4. С.216-219.
17. Мансуров, Р.Е. Оценка эффективности обучения персонала // Административно-управленческий портал. URL: http://www.aup.ru/artlcles/personal/41.htm/ (дата обращения: 14.04.2024).
18. Сафиулин, Р.Э. Комплексный подход к оценке деловой активности промышленного предприятия // Бизнес в законе. 2018. №3. С.317-320
19. Калабина, Е.Г. Результативность системы дополнительного профессионального обучения и развития работников промышленных предприятий // Образование и наука. 2020. №1 (90). С.45-62.
20. Аистов, А.В. Оценки индивидуальной отдачи профессионального обучения – пример промышленного предприятия // Прикладная эконометрика. 2019. №34 (2). С.56-79.
21. Кондратьева, Л.В. Оценка эффективности обучения персонала // Вопросы экономики и управления. 2020. №1 (23). С.11-13
22. Персикова, Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учебное пособие / Т.Н. Персикова. М.: Логос. 2019. 224 с.
23. Козорезова, Г. Как правильно организовать обучение персонала иностранным языкам? // HR-Portal. URL: https://hr-portal,ru. (дата обращения: 14.04.2024).