Фрагмент для ознакомления
2
В аналитическом докладе Центра стратегических разработок говорится, что «уровень недостоверного декларирования со стороны бизнеса или ввоза в страну товаров в обход установленных правил остается высоким» [8, с. 3]. Такая ситуация негативно влияет на добросовестную конкуренцию, создает возможности для уклонения от уплаты налогов, увеличивает объемы теневого бизнеса. Нововведения для создания благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности нашли свое отражение в Таможенном кодексе ЕАЭС и Комплексной программе развития ФТС России до 2030 года [7]. Принцип развития программы заключается в простоте и удобстве для бизнеса, а также в эффективности и удобстве для государства. Таможенные органы должны не просто обеспечить соблюдение законодательства при осуществлении ВЭД, но и сделать таможенное администрирование комфортным и удобным.
Принятые программные документы, направленные на дальнейшее развитие таможенного администрирования, предусматривают повышение эффективности таможенного администрирования за счет улучшения действующих технологий, что в целом будет способствовать постепенному снижению остроты части из описанных выше проблем в сфере внешнеторговой деятельности. По большей части речь идет о развитии электронных технологий (электронного декларирования, электронного взаимодействия между таможенными и другими государственными контролирующими органами (в том числе налоговой службой), введения механизмов контроля движения товаров при ввозе в страну), об оптимизации подхода к категорированию участников ВЭД и других [2].
Программные документы хотя и задают направление постепенных улучшений таможенного администрирования России, но сохраняют в неизменном виде базовые технологии и бизнес-процессы организации таможенного дела, а значит, и основные проблемы администрирования [8, с. 9]. С целью совершенствования таможенного администрирования 3 августа 2018 г. также был принят новый Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации №289-ФЗ [4], но его реализация будет проходить постепенно.
В новом документе реализована значительная часть отсылочных норм ТК ЕАЭС, направленных на совершенствование таможенного администрирования, а также на упрощение совершения таможенных операций. В ТК ЕАЭС содержатся нормы, которые переводят на уровень национальных законов ряд правоотношений, условий, требований или особенностей таможенного регулирования. Это значит, что некоторые сферы таможенного регулирования должны регламентироваться отдельными законами в каждой стране ЕАЭС. Соответственно, новый документ устанавливает особенности таможенного регулирования в России в соответствии с положениями права ЕАЭС.ТК ЕАЭС и Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации №289-ФЗ ввели преимущество автоматизированных, электронных технологий над бумажным документооборотом, они дают толчок применению механизмов «единого окна», повышают эффективность института уполномоченного экономического оператора, допускают возможность переноса момента уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров.
Одновременно с этим документы нацелены на повышение эффективности таможенного администрирования и собираемости таможенных платежей. Деятельность уполномоченных экономических операторов (далее УЭО) на сегодняшний день – это основа взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов. Уполномоченный экономический оператор – это юридическое лицо, получившее особый статус в системе ВЭД. Такие компании имеют право пользоваться упрощенными процедурами оформления таможенных грузов на территории ЕАЭС, а также имеют ряд льгот, в зависимости от категории выданного свидетельства.
Одновременно с этим, получить статус уполномоченного экономического операторы не так-то просто. Во-первых, слишком большой порог входа в данный вид деятельности. На счету таких компаний должно быть не меньше 1 миллиона евро, для обеспечения выполнения своих обязанностей (например, своевременной оплаты таможенных платежей).
Во-вторых, необходимо заключать отдельные договора с каждой отдельной таможней.
В-третьих, для получения статуса уполномоченного экономического оператора необходимо быть участником внешнеэкономической деятельности не менее 3х лет.
В-четвертых: очень строгие требования для сотрудников УЭО: они должны иметь опыт работы в сфере ВЭД не менее 2 лет, иметь соответствующее образование, не иметь судимостей (в том числе погашенных), не иметь административных правонарушений, не иметь задолженностей.
В-пятых: применяются отдельные требования для учета логистических операций, ведения бухгалтерского учета и автоматизированной информационной системе, которая должна соответствовать требованиям по информационной безопасности. Все это в совокупности приводит к тому, что в Российской федерации число УЭО практически не растет и на декабрь 2019 года составляет всего лишь около 430 компаний, но при этом в сфере ВЭД насчитывается около 67 тысяч участников. Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации №289-ФЗ предусматривает возможности применения отсрочки при уплате таможенных платежей в один месяц для любых категорий товаров при условии внесения соответствующего обеспечения.
Также увеличиваются возможности для автоматической регистрации таможенных деклараций и автоматического выпуска товаров. С 90 до 60 дней сокращены сроки принятия предварительных решений по классификации товаров, с 10 до 1 дня сокращен срок проведения таможенного досмотра.
Все описанные выше упрощения нацелены на минимизацию издержек и временных затрат всех участников ВЭД. Например, сроки сокращения таможенных досмотров с 10 до 1 дня позволяют «разгрузить» таможенные пункты, что способствует большей пропускной способности.
Так же существуют проблемы таможенного администрирования: 1. Одной из проблем является предоставление и заполнение большого количества документов при пересечении границы и на последующих этапах таможенного оформления (транзит, временное хранение), а для получения права на выпуск товара в обращение – прохождение проверок и оплата пошлины. Эти процедуры остались закрепленными и во вступившем в силу с 1 января 2018 г. Таможенном кодексе ЕАЭС.
2. Объектом контроля для таможенных органов являются товары, которые были собраны в одну товарную партию, сведения о которых указаны в одной таможенной декларации. При этом не предусмотрены требования к отражению сведений о товарах в документах бухгалтерского или иного коммерческого учета. Такой подход не дает отслеживать информацию после выпуска, когда партия «расщепляется» на отдельные товары.
Необходимо менять технологии и методы контроля, использовать опыт зарубежных стран в этой сфере, но на данный момент внедряются (пока для ограниченного спектра товаров) только механизмы идентификации каждой единицы товара путем маркирования без учета транспортной, промышленной или торговой маркировки, что дополнительно может еще больше усложнить таможенные процедуры [8, с. 6].
Данный подход к контролю ВЭД, путем обязательной маркировки товаров, и реализация подобных мер потребуют огромных затрат бизнеса и государства на их внедрение (оборудование производственных линий маркировочным оборудованием, приобретение специального программного обеспечения, заключение контрактов с поставщиками меток).
В совокупности такие методы могут быть потенциально оправданны только в случае значимых масштабов нарушений и их особо вредных последствий. Кроме того, нерешенным остается вопрос доказанности (включая международный опыт) того, насколько экономически целесообразно применять маркировку по сравнению с ее альтернативами, в том числе использующими технологии на основе единого информационного облака [8, с. 7]. Например, можно применить системы контроля, слежения и оценки рисков, которые анализируют хозяйственную деятельность предприятий, опираясь на данные, генерируемые уже созданными автоматизированными системами контроля (АИС «Налог», информационные системы ФТС России и другие). Также существует проблема интегрированного контроля в пунктах пропуска через государственную границу.
Особенно остро данная проблема проявляется при ввозе и вывозе товаров морским транспортом - из-за высокой конкуренции с портами других стран и внушительной доли внешнеторгового товарооборота (более 50% по физическому объему). Информация о судне и грузах от судовладельцев в портах представляется в различные органы и службы в разных форматах (в том числе на бумажных носителях); в соответствии с требованиями разных контрольных служб грузы неоднократно подвергаются проверке. Длительные сроки их оформления, сложность процедур, большое количество предоставляемых документов и информации увеличивают издержки бизнеса и приводят к росту цен. Сейчас вводятся новые нормы, позволяющие изменить обстановку дел при ввозе и вывозе товаров морским транспортом.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315// (дата обращения: 18.04.2024).
2. Решение Коллегии ЕЭК от 18 декабря 2018 г. № 208 «О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза общего процесса «Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами - членами Евразийского экономического союза в целях обмена таможенной информацией с третьими странами. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/coordination/Pages/acts_accreditation.aspx// (дата обращения: 18.04.2024).
3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.11.2018 №191 (ред. от 02.04.2019) «О структуре и формате предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312749// (дата обращения 18.04.2024).
4.Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, №32 (часть I), ст. 5082.
5.Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета, № 254, 18.12.2003.
6.Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Российская газета, № 146, 29.07.1999.
7.Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2013, №2, ст. 109.
8. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев Г.В., Точин А.В. Таможенное администрирование в России: что делать?: Аналитический доклад. М.: ЦСР, 2018. С. 3.
9. Бойко П.С. Перспективы развития института таможенного представителя// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. - № 4(14). – С. 488 – 490.
10. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. Стровского Л.Е.. -М.: Юнити, 2017. - 478 c.
11. Внешнеэкономическая деятельность: учебник / под ред. Е.Ф.Прокушева. – М.: Юрайт, 2017 .-527 с.
12. Дианова В.Ю. Создание благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках ЕАЭС путем совершенствования таможенного администрирования // Таможенное дело. 2019. №2. С. 18 - 21.
13. Ивашиненко Е.О. Методика комплексной оценки эффективности экспортной деятельности организации по сегментам // Российское предпринимательство. – 2013. - № 11. -С. 104-110.
14. Лесков Ю.В. Проблемы и перспективы таможенного администрирования в условиях функционирования Евразийского экономического союза // Синергия наук. 2018. №21. С. 2019.Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: Учебник / В. В. Макрусев, А. Е. Суглобов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 348 с.
16. Новый ТК ЕАЭС: электронное декларирование в единое окно [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-ved.ru/news/detail/585/ (дата обращения: 18.04.2024).
17. Непарко М.В., Рожкова М.С. Принципы стандартизации в обеспечении качества таможенных услуг[Текст] / М.В. Непарко // Экономика и бизнес: теория и практика. –2020.-№ 1-2 (59). –С. 62-64.
18. Немирова Г.И., Виниченко А.А. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации[Текст]: монография/ Г.И. Немирова, А.А. Виниченко.-Москва: РИО Российской таможенной академии, 2020. –С. 514.
19. Немогай, Н. В. Логистика. Управление цепочками поставок [Текст]: учебник для вузов/ Н.В. Немогай. –Москва: Тетралит, 2021. –С. 224.
20. Плоткин, Б.К., Делюкин Л.А. Экономико-математические методы и модели в логистике [Текст]: учебник для вузов/ Б.К. Плоткин, Л. А. Делюкин –Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 202. –С. 496.
21. Пласкова, Н.С. Экономический анализ [Текст]: учебник для вузов/ Н.С. Пласкова. -Москва: ЭКСМО, 2018. –С. 412.
22. Погодина И.В., Валентик М.С. Государственные таможенные услуги как основа формирования «сервисной таможни» [Текст]/И.В. Погодин// Таможенные чтения: сб.статей. –Санкт-Петербург, 2019. –С. 215-221.
23. Рябчинский, А. И. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса [Текст]: монография/ А.И. Рябчинский, В.А. Гудков, Е.А. Кравченко. –Москва: Academia, 2017. –С. 256.
24. В. Д. Логистика [Текст]: учебник для вузов/ В.Д. Секерин. –Москва: КноРус, 2019. –С. 240.
25. Четыркин, Е. М. Методы финансовых и коммерческих расчетов [Текст]: учебник для вузов/ Е.М. Четыркин. –Москва: Дело, 2017. –С. 310.
26. Срок принятия ТК ЕАЭС сдвинут ещё на год? [Электронный ресурс]. URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/41050-cpok-ppinyatiya-tk-eaes-sdvinut-eshtyo-na-god.html(дата обращения: 18.04.2024).
27.Тариков В.С. Менеджмент в управлении таможенными органами // Экономическая безопасность реального сектора экономики РФ. URL: http://econf.rae.ru/article/10931 (дата обращения: 18.04.2024).
28. Colloquium-journal№17 (11) 2019 // Экспортно-импортные операции: особенности и принципы учета [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksport№-importnye-operatsii-osoben№sti-i-printsipy-ucheta/viewer (дата обращения: 18.04.2024)