Фрагмент для ознакомления
2
Общее недоразвитие речи – своеобразный дефект речи, отслеживается у детей с сохраненным интеллектом и нормальным слухом. У таких детей происходит отставание хода развития речи, недостаточная для своего возраста база слов, фонетико-фонематического произношения и аграмматизмы. Данные проявления говорят о нарушениях не только компонентов речи, а в целом всей ее системы [24, с. 178].
Специалисты выделяют ряд специфических нарушений, которые указывают на серьезные проблемы у дошкольника:
- запоздалое начало речи: первые слова появляются в словаре к 3-4 годам, иногда даже к пяти;
- выделение аграмматизмов в рассуждениях ребенка;
- неспособность выразить свои мысли при правильном понимании обращенного к нему сообщения;
- невнятность разговорной речи дошкольника.
Наличие таких патологий дает возможность предположить общее недоразвитие речи у малыша, однако окончательное заключение сможет установить только дипломированный специалист-логопед. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с речевыми патологиями, а также определить имеющиеся отклонения в¬ развитии ребенка без участия логопеда или детского психолога сложно, так как родители, не имеющие специального образования, рискуют ошибиться в своих предположениях.
Дети с общим недоразвитием речи имеют отставание не только речевые, но и моторные, так как речь тесным образом связана с моторикой. Чаще всего присутствует слабая координация пальцев и кистей рук, общая моторика не развита. Дети в движениях также могут замирать, останавливаться в какой-либо позе.
Оценивание нарушений неречевых аспектов нужно для того, чтобы понимать основные черты атипичного развития детей с общим недоразвитием речи, а также для выявления их компенсаторного фона [13, с. 23].
В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях центральной нервной системы, что обеспечивает большую сохранность моторных функций, психических реакции и поведения в целом. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях обращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динамика речевой достаточности [22, с. 10].
У детей с ОНР 3 степени преобла¬дают ошибки по типу смешения продуктивной и непродуктивной форм множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественного числа («карандашов», «птичков», «деревов»). У этих детей отстает от нормы объем рече¬вых навыков, для них характерны ошибки, свойственные детям более младшего возраста. [15, с. 101].
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР 3 степени, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Дошкольники с ОНР 3 степени не умеют выстраивать предложения элементарного типа (подлежащие-сказуемое-дополнение). Не могут согласовывать слова ни при помощи окончаний, союзов или предлогов. В основном употребляют фразы, отрывистые предложения, однословные нераспространенные предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алехина, Л. Н. Применение наглядности в процессе развития словаря дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. Н. Алехина, Т. А. Погребняк // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: материалы IX Всероссийской (с междунар. участием) научнопракт. конф. (г. Славянск-на-Кубани, 9 апр. 2016 г.) / Под ред.: Т. С. Анисимовой, Т. В. Суняйкиной. – Славянск-на-Кубани, 2016. – С. 323–326
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2007. – 358 с.
3. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–6 лет [Текст] : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвещение, 2006. – 206 с.
4. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Особенности пред¬метного словаря детей дошкольного. М.: ВЛАДОС, 2009. 144 с.
5. Дунаева Н. Ю. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. 96 с.
6. Дьяченко М.М. Профилактика нарушений предметного словаря на логопедических занятиях по подготовке дошкольников к школе (из опыта работы) // Школьный логопед. 2010. No5. С. 23-29.
7. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Изд-во: КнигоМир, 2011. 320 с.
8. Казанская В.Л., Шматько Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия при формировании предметного словаря // Дефектология. 2009. No6 . С. 55-58.
9. Козырева О.А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О.А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 2. С. 11-13.
10. Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. Ростов н/Д: «Феникс», 2014. 224 с.
11. Лалаева Р.И. Коррекция ОНР у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2006. – 160 с.
12. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М. : Альянс, 2013. – 367 с.
13. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.
14. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) // Н.В. Нищева. СПб Детство-Пресс, 2009. 352 с.
15. Ромусник М. Н. Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопед в дет. саду. 2016. № 7. С. 15-16.
16. Савченко, К. Г. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / К. Г. Савченко // Актуальные вопросы психологии. – 2016. – № 11. – С. 1–8. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26636598 (дата обращения: 27.04.2024).
17. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
18. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа): пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Издательство «Альфа», 1993. – 103 с.
19. Фотекова, Т. А. Развитие речи дошкольников [Текст]/ Т. А. Фотекова. — Москва: ТЦ Сфера, 2017. — 69 с.