Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Цель начального образования включает в себя множество задач, одной из которых является развитие навыков правильного, плавного, осознанного и выразительного чтения у младших школьников. Чтение может быть вслух или внутренним. Вслух чтение является формой устной речи, и поэтому понятия «чтение» и «речь» взаимосвязаны.
Чтение- это средство, которое позволяет детям познавать мир и понимать самих себя, поэтому эта задача является актуальной. Кроме того, чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии детей младшего школьного возраста.
Навыки чтения формируются как сложный процесс, который используется при изучении всех предметов, а также во внеклассной и внешкольной жизни. Разработка систематической и направленной работы способствует развитию и совершенствованию навыков выразительного чтения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определены следующие результаты читательской деятельности младшего школьника, связанные с требованиями к формированию читательских умений у обучающихся НОО:
1) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
3) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации [52].
В начальной школе происходит формирование речевой культуры личности. Одно из качеств речи, которое считается важным показателем речевой культуры, - это выразительность. Выразительность рассматривается как средство обеспечения эффективной коммуникации. Исходя из этого, выразительность может быть считана одним из важных средств самовыражения личности.
Проблемой формирования выразительности детской речи занимались такие известные отечественные психологи, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, а также А.В. Лагутина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова и другие, занимались проблемой формирования выразительности детской речи [12, 34, 35].
Однако в этих работах были рассмотрены только отдельные аспекты выразительности, тогда как интегрированная характеристика не была учтена.
В настоящее время остаются нерешенными вопросы содержательной и методической природы, такие как:
- какие способы выразительности доступны и могут быть использованы младшими школьниками;
- как обеспечить практику использования различных средств речевой выразительности;
- какие содержания и виды деятельности могут способствовать развитию выразительности речи.
Проблема исследования: каковы особенности обучения изобразительно-выразительных средства языка на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования?
Противоречия: Недостаточная системность и последовательность изучения изобразительно-выразительных средств. Уроки литературного чтения на начальном уровне образования не всегда проводятся с учетом целостной системы избранных произведений и сопутствующих уроков по изучению языка.
Цель исследования теоретически обосновать и экспериментальное проверить изобразительно-выразительных средства языка на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования
Предмет исследования – процесс изучения изобразительно-выразительных средства языка на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования.
Объект исследования – особенности изучения изобразительно-выразительных средства языка на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть изобразительно-выразительные средства языка, изучаемые на уровне начального общего образования.
2) Проанализировать современные УМК в свете исследуемой проблемы.
3) Изучить приемы работы по изучению изобразительно-выразительных средств языка на уроках литературного чтения в начальной школе.
4) Провести диагностику актуального уровня владения средствами выразительности речи детьми младшего школьного возраста.
5) Разработать рекомендации по изучению средств выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методы исследования:
- методы теоретического анализа: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов, образовательных программ начального общего образования;
- частные эмпирические методы:
анкетирование, педагогическое наблюдение за ходом учебного процесса на уроках в начальной школе; анализ продуктов учебной деятельности обучающихся.
База исследования: СОШ ФГБОУ МДЦ «Артек»
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Изобразительно-выразительные средства языка, изучаемые на уровне начального общего образования
Искусство выразительной речи – это концепция, чье содержание подвергается сомнениям и обсуждениям. Различные источники, будь то лингвистические, педагогические или методические, предлагают неоднозначное толкование этого понятия. В риторике выразительность речи проявляется через ясность и точность, в лингвистике – на всех языковых уровнях, в педагогике она связана с использованием разнообразных языковых средств для выражения оригинальности автора.[15]
Следовательно, понятие выразительности пока не имеет точного определения и может быть представлено как перечень его составляющих. М.Р. Савова в своем словаре-справочнике "Педагогическое речеведение" указывает, что выразительность речи следует рассматривать как коммуникативное качество, которое обеспечивает эффективное проявление оригинальности автора через разнообразные языковые средства.
Чтобы делать речь выразительной и образной, необходимо умело использовать разнообразные языковые средства, такие как тропы (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение). [4]
Хотя они иногда отступают от норм литературного языка, они применяются для удержания внимания аудитории на протяжении выступления. Использование этих средств в речи учеников должно начинаться с первых школьных дней, так как свободная выразительная речь является важным компонентом развития языковой личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артёмов, В. Я. Психология речевой интонации [Текст] / В. Я. Артемов – М.: МГПИИЯ, 2016. – 87 с.
2. Бабич, Н. Д. Основы культуры речи [Текст] / Н. Д. Бабич. – Львов: Мир, 2019. – 280 с.
3. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русский речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 281 с.
4. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения [Текст]: книга для учителя / Б. А. Буяльский – М.: Просвещение, 2016. – 176 с. 6
5. Галактионова, Т. Г., Казакова, Е. И. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т. Г. Галактионова, Е. И. Казакова и др. – М.: Просвещение, 2020. – 88 с.
6. Головин, Б. Н. Основы культуры речи [Текст] / Б. Н. Головин. – М.: Высшая школа, 2018. – 320 с.
7. Горбушина, Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст]: пособие для учителей / Л. А. Горбушина – М.: Просвещение, 2020. – 160 с. 54
8. Дмитриева, Е. Д. Выразительное чтение [Текст] / Е. Д. Дмитриева – М.: Просвещение, 2015. – 144 с. 1
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – изд. второе, доп., испр., и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2019. – 384 с.
10. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АСТ, Прайм-Еврознак, 2018. – 816 с.
11. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. [Текст]: учебное пособие / Г. Н. Иванова-Лукьянова. – 4-е изд. – М.: Наука, Флинта, 2020. – 201 с.
12. . Капская, А. И. Выразительное чтение [Текст] / А. И. Капская. – М.: Высшая школа, 2016. – 168 с.
13. Климанова, Л. Ф. и др. Литературное чтение [Текст]. Учебник. 2 класс / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с. 55
14. Климанова, Л. Ф. и др. Литературное чтение [Текст]. Учебник. 2 класс / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.
15. Климанова, Л. Ф. и др. Литературное чтение [Текст]. Учебник. 2 класс / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Ч. 1. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 244 с.
16. Климанова, Л. Ф. и др. Литературное чтение [Текст]. Учебник. 2 класс / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Ч. 2. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 244 с.
17. Костромина, Е. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие / Е. А. Костромина, Ю. В. Барсковская. – М.: Берлин: ДиректМедиа, 2020. – 156 с.
18. Кубасова, О. В. Выразительное чтение [Текст]: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. В. Кубасова. – 3-е изд., стер. – М.: Дело, 2020. – 144 с.
19. Кулагина, И. Ю. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 624 с.
20. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем: введение в методику начального литературного образования [Текст] / В. А. Левин – М.: Лайда, 2020. – 190 с.
21. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2017. – 415 с.
22. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников [Текст] : учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Н. В. Багичева, М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2020. – 272 с. 57
23. Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывании [Текст] / И. Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2019. – 112 с. 44.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ [Текст]. – М.: Просвещение, 2019. – 31 с. 47