Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном образовательном пространстве актуальность и важность метапредметных образовательных результатов (МОР) постоянно возрастает. Метапредметные результаты обучения - это набор компетенций, которые позволяют учащимся эффективно применять свои знания и навыки в различных областях и успешно адаптироваться к меняющимся условиям жизни и работы. Результаты играют особую роль в обучении математике, поскольку математические знания и навыки являются основой для развития многих других компетенций.
В настоящее время в сфере образования происходят значительные изменения, направленные на повышение качества и эффективности образовательного процесса. Одной из важнейших составляющих модернизации образования является разработка метапредметных образовательных результатов, которые включают в себя навыки, знания и умения учащихся в процессе обучения и способствуют их успешной адаптации в современном обществе.
Математика, как фундаментальная наука, играет ключевую роль в формировании морали. Изучение математики позволяет развить логическое мышление, анализировать и решать проблемы, а также помогает овладеть навыками управления информацией и общения. Однако, чтобы обеспечить эффективное формирование МОР на уроках математики, необходимо разработать современные технологии оценки этих результатов.
Целью данной курсовой работы является изучение и анализ современных технологий оценки метапредметных образовательных результатов на уроках математики. В ходе работы рассматриваются теоретические основы оценки МОР, а также практические аспекты их применения в образовательном процессе. Кроме того, предлагаются рекомендации по совершенствованию системы оценки МОР в рамках преподавания математики, что повышает эффективность образовательного процесса и обеспечивает гармоничное развитие личности учащихся.
Задачи работы:
1. проанализировать теоретические основы и концепции метапредметных образовательных результатов и их роль в преподавании математики.
2. исследовать современные технологии оценки, включая методы, инструменты и подходы, используемые в образовательной практике.
3. разработать систему оценки метаппредметных результатов, адаптированную к специфике преподавания математики.
4. оценить эффективность предлагаемой системы оценки на примере конкретных образовательных ситуаций и педагогических практик.
5. определить преимущества и недостатки различных технологий для оценки результатов в контексте преподавания математики.
6. разработать рекомендации и практические пособия для учителей математики по внедрению в образовательный процесс современных технологий оценки метапредметных результатов.
Объектом изучения является система оценки и образовательные технологии, используемые на уроках математики.
Предметом исследования являются конкретные методы и инструменты, используемые для оценки успеваемости учащихся, такие как навыки мышления, общения, сотрудничества и решения проблем, приобретенные во время изучения математики.
Глава I. Теоретические основы оценивания метапредметных образовательных результатов в процессе обучения математике
1. Метапредметные образовательные результаты обучения в математике
В 2011 году все российские школы перешли на новые образовательные стандарты второго поколения. Необходимость такого перехода связана с проблемными ситуациями, с которыми сталкивается вчерашний школьник в своей дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к результатам освоения учащимися базовой образовательной программы. К ним относятся фактические, личные и мета-прогностические результаты обучения .
Структура метапредметных результатов обучения, формируемых средствами математики, а также соответствующая методологическая система еще не разработаны. Хотя научно-методические исследования по этому вопросу проводятся .
Метапредметные образовательные результаты - результаты, включающие освоенные учащимися концепции и универсальные учебные действия (нормативные, когнитивные, коммуникативные), способность использовать их в учебной, когнитивной и социальной практике, независимость в планировании и проведении учебных мероприятий и организации образовательного сотрудничества с учителями и коллегами, формирование индивидуального образовательного пути .
Метапредметные образовательные результаты (МОР) в контексте преподавания математики включают навыки, знания и умственные способности, которые выходят за рамки чисто математических концепций и применяются в различных областях и ситуациях. Эти результаты направлены на то, чтобы учащиеся могли успешно использовать математику для решения проблем, принятия обоснованных решений и взаимодействия с окружающим миром.
Основные метапредметные образовательные результаты по математике:
1. Коммуникация: способность объяснять свои мысли и решения математическим языком, слушать и понимать объяснения других и общаться в письменной форме с помощью математических символов и терминов.
Коммуникативные навыки формируются в процессе речевой деятельности. По мнению А. Леонтьева, “речевая деятельность - это специфическая форма деятельности человека по познанию и преобразованию действительности, которая характеризуется, с одной стороны, объективным мотивом, целенаправленностью, эвристической природой, а с другой - состоит из нескольких последовательных этапов (ориентация, планирование, реализация плана, контроль). Речевая деятельность может быть самостоятельной с определенной мотивацией, составляющими которой являются речевая деятельность и речевые операции (в зависимости от условий)” .
Особенности формирования коммуникативных навыков на уроках математики определяются содержанием и спецификой предмета и выражаются в нормативном освоении и применении математического языка, терминологической лексики, математических понятий, используемых в повседневной жизни, использовании устойчивых выражений в речи и использовании специфики предмета.
Формулы общения, правильное, точное и понятное употребление слов, построение языковых структур, свойственных математике, обучение аргументации своих мыслей, формирование алгоритмической грамотности, работа с различными средствами, фиксация и перевод информации, обучение осмысленному чтению, пониманию, анализу и решению текстовых задач.
2. Рефлексия: способность анализировать и оценивать свои собственные мыслительные процессы и стратегии решения проблем, а также учиться на своих ошибках и адаптировать свои подходы.
Метапознание состоит из трех компонентов:
- метакогнитивные знания - это то, что человек уже знает об обучении и своих собственных мыслительных процессах: как долго он может удерживать внимание, какой тип памяти у него лучше развит, какие методы обучения ему больше подходят и так далее;
- метакогнитивная регуляция - способность регулировать прогресс в обучении;
- метакогнитивный опыт - это опыт, который человек приобретает в процессе обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе.: СПб., КАРО, 2015. - 122с.
2.Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания: методический конструктор: методическое пособие. М.:ООО «Русское слово - учебник», 2016. - 80 с.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.http://минобрнауки.рф/документы/543.
4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Тестов В.А. О некоторых видах метапредметных результатов обучения математике // Образование и наука. – 2016. – №1(130). – С. 4-20.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – 63 с.
9. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование. – 2013. – №4. – С. 157-164.