Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с документом "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года", главной задачей современного образования является формирование знаний и навыков у молодого поколения, отвечающих требованиям XXI века, а также разделяющих традиционные нравственные ценности и готовых к мирному сотрудничеству и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, который подчеркнул необходимость формирования гармоничной личности и воспитания гражданина России - зрелого и ответственного человека, объединяющего любовь к своей стране, уважение к культуре и традициям народов, живущих рядом.
Указанные выше качества начинают формироваться с детства. Младший школьный возраст играет важную роль в становлении личности ребенка. Задачей педагогов является подготовка ответственных граждан, патриотов и семейных людей, способных самостоятельно оценивать окружающий мир и соотносить свою деятельность с интересами семьи, общества и государства. Согласно мнению исследователей, современное воспитание стало сложным из-за искажения представлений детей о патриотизме и семейных ценностях. В связи с этой проблемой патриотическое воспитание детей должно начинаться еще с детства, так как оно является одним из ключевых элементов общественного сознания и преемственности поколений.
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий в музее, направленный на поднятие уровня патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий в условиях дополнительного образования.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности патриотического воспитания обучающихся в современных условиях 5
- охарактеризовать методы патриотического воспитания школьников;
- выявить педагогические условия формирования патриотического воспитания школьников в условиях дополнительного образования;
- провести опытно-экспериментальное исследование патриотического воспитания.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Особенности патриотического воспитания обучающихся в современных условиях
Понятие "патриотизм" имеет значительное значение в различных сферах человеческой деятельности, особенно в педагогике, идеологии, политике, культуре и духовной сфере современного общества [1]. Важные события в истории государства, такие как войны, стихийные бедствия, революционные события и государственные перевороты, придают патриотизму еще большую значимость и роль. Патриотизм является неотъемлемой частью российской истории и развития русского народа, обладающего своими многолетними традициями и историей.
Патриотизм может быть рассмотрен как любовь к своей родине, к родной земле, к традициям и обычаям своего народа. Таким образом, патриотизм тесно связан с врожденным чувством любви к отечеству и нравственным отношением к нему как к духовной ценности. Осознание своих обязанностей перед отечеством и их добросовестное исполнение рассматривается как проявление патриотизма [2]. Во все времена патриотизм считался символом героизма народа, мужества, величия, силы и доброты. Патриотизм представляет собой социальное чувство, основанное на гордости за свое отечество, преданности своей родине и стремлении защищать ее интересы.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что теме патриотизма уделяется недостаточно внимания. Исследования, касающиеся сущности патриотизма и его исторического прошлого, только начали свою разработку. Отечество всегда ассоциировалось с определенным местоположением и населением, которое там исторически сложилось.
Уважение к своей стране, национальным традициям, истории и культуре своего народа является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека, не воспитав в нем уважение к истокам своего народа и к истории своей страны [3]. Из-за смещения современного воспитания в сторону индивидуально-личностного подхода началось упущение в воспитании коллективных качеств. Поэтому воспитанию гражданского чувства, патриотизма и национального единения уделяется очень мало внимания.
Патриотическое воспитание молодого поколения должно стать объединяющей силой, способной сближать народ и укреплять страну. Наша цель - вырастить поколение людей, искренне привязанных к своей родине, которые будут действовать, а не просто словом выражать свою любовь к ней.
В современном обществе понимание патриотизма имеет различные трактовки и даже неоднозначность в интерпретации. Проблема патриотизма рассматривается исследователями в контексте разных исторических, социальных и политических условий, в основном отражая их гражданскую позицию, отношение к родине и использование различных областей знания [11].
В настоящее время патриотизм также рассматривается как устойчивая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное отношение к ее истории и традициям, а также культуре своего народа.
Термин "патриотизм" используется не только в научных и исследовательских источниках, но и в дискуссиях, публицистических статьях, выступлениях и программе политических деятелей, при описании исторических событий, культуры и т.д. Диапазон использования этого термина довольно широк.
Н.В. Мазыкина детально раскрывает содержание понятия "патриотизм", описывая его как любовь к своей родине, к родным местам, родному языку, передовой культуре и традициям, продуктам труда своего народа, прогрессивному общественному и государственному устройству. Патриотизм - это безусловная преданность родине и готовность защищать ее независимость [15].
И.П. Подласый рассматривает патриотизм как совокупность моральных чувств и нравственных черт поведения, включая любовь к родине, активный труд в пользу родины, соблюдение и развитие трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства родины, готовность и способность защищать ее, военное доблесть, мужество и самоотверженность, братство и дружбу между народами, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение к обычаям и культуре других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [17].
Воспитание представляет собой важный механизм общения между поколениями, который обеспечивает включение молодежи в общественную жизнь и способствует становлению подрастающего поколения как активного участника исторического процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова, И.С. Патриотическое воспитание в школе / И.С. Агапова. - Москва: Айрис-пресс, 2022. - 224 с.
2. Активные методы в работе школьного психолога:сб. научных ст. / ред. И. Дубровиной. - Москва. Педагогика, 2012. - 180 с.
3. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании / Е.А. Аркин. - Москва.: Мысль, 2021. - 309 с.
4. Бушуева Л.С., Комаха Н.И. Нравственное воспитание при изуче-нии произведений басенного жанра // Начальная школа. - 2019. - № 6.
5. Вагурина С.Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: часть II. Методические рекомендации для педаго-гов образовательных учреждений / С.Д. Вагурина, Н.М. Савина, С.В. Стро-ка. - Белгород: БелРИПКППС - 2019. - 86 с.
6. Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1, 2 / В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2022. - 160 с.
7. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М.: Наука, 2020. - 332 с.
8. Еремина К.К. Формирование нравственных ценностей при изуче-нии творчества В.А. Осеевой // Начальная школа. - 2022. - № 2.
9. Вырщиков, А.Н. Патриотизм на службе России / А.Н. Вырщиков, М. Кусмарцев//Воспитание школьников. - 2022. - №3. - С. 7.
10. Вырщиков, А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / А.Н. Вырщиков. - Москва: Глобус, 2019. - 89 с.
11. Г орбова, М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения / М.А. Горбова. - Москва: Глобус, 2019. - 214 с.
12. Ипполитов, Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. / Н.В. Ипполитов. - Шадринск: ШГПИ, 2018. - 84 с.
13. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс].
14. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. / В.И. Лутовинов. - Москва.2021. - 280 с.
15. Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2023 г. № 30-51-131/16) [Электронный ресурс].
16. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2019¬2020 г //Педагогика. - 2019. - № 4. - С. 26.
17. Каменева Елена Григорьевна, Черемисина Александра Анатольевна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-patrioticheskogo-vospitaniya-podrostkov-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 28.04.2024).
18. Педагогика школы / ред. С.Е. Матушкина. - Челябинск.: ЧГПИ, 2019. - 205 с.
19. Солдатенков, А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников / А.Д. Солдатенков//Советская педагогика. - 2021. - № 10. - С. 52.
20. Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: автореферат диссертации кандидата педагогических наук/ Т.М. Суходолова. - Челябинск, 2020 - 27 с.
21. Сухомлинский, В.А. О воспитании. / В.А. Сухомлинский. - Москва: Мысль, 2020. - 117 с.
22. Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. / М.А. Терентий. - Кишинев: Штиница, 2021. - 275 с.
23. ФГОС общего образования. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект [Электронный ресурс].
24. Шоган, В. В. Саморазвитие детского сознания / В. В. Шоган. - Москва: Педагогический поиск, 2021. - 60 с.