Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ . 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ ……………… 5
1.2 Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках технологии …………. 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ . 15
2.1 Методы и приемы обучения технологии учащихся с ОВЗ …………….. 15
2.2 Методические рекомендации по обучению технологии учащихся с ограниченными возможностями здоровья …………………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 25
Фрагмент для ознакомления
2
Детям с ограниченными возможностями необходимо уделять особое внимание при обучении на уроках технологий, поскольку эти уроки предполагают работу с различными инструментами и материалами. Важно учитывать физические и психологические особенности каждого ребенка и создавать условия для комфортного и безопасного обучения [1, с. 15].
Одним из основных аспектов обучения детей с ОВЗ на занятиях технологии является изменение домашних заданий. Учителя должны быть готовы изменить задания, чтобы они соответствовали способностям каждого ребенка. Например, дети с ограниченными физическими возможностями могут использовать специальные инструменты или помощников при выполнении домашних заданий.
Также необходимо учитывать психологические особенности детей с ОВЗ. Некоторым из них может быть трудно работать в группе или общаться с новыми людьми. В таких случаях можно выработать более индивидуальный подход к детям или дать им возможность работать самостоятельно [8, с. 45].
Еще один аспект – безопасность детей во время уроков технологии. Для детей с ОВЗ особенно важно обеспечить безопасность при работе с различными инструментами и материалами. Учителя должны заранее продумать все меры предосторожности и создать условия для безопасной работы каждого ребенка.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках технических дисциплин может быть сложной задачей для педагогов. Однако существуют определенные возможности и проблемы, которые необходимо учитывать.
Проблемы могут быть связаны с трудностями восприятия информации и выполнения задач, неспособностью физически выполнять некоторые операции или использованием инструментов. Кроме того, детям с ОВЗ может быть трудно общаться со сверстниками и педагогами.
Однако есть ряд возможностей облегчить процесс обучения. Например, использование специальных технических средств (компьютерных программ, аудиокниг и т.д.), а также индивидуальный подход к каждому ребенку на уроке [10, с. 143].
Можно использовать методы игровой педагогики и работать в парах или группах, чтобы развить у детей коммуникативные навыки. Важно помнить о необходимости поощрять успехи каждого ребенка и создавать благоприятную среду в классе.
В целом, обучение детей с ОВЗ на уроках технологий требует особого подхода и целенаправленности.
Методика работы с такими детьми должна быть направлена на создание комфортной обстановки в классе, использование различных игровых форматов, которые помогут детям легко усвоить материал. Также необходимо проводить занятия в небольших группах, чтобы выделить время для индивидуального общения с каждым ребенком [15, с. 26].
Примерами эффективных методов работы с детьми ОВЗ на уроках технологии являются использование специализированных программных комплексов, а также проектная работа. В первом случае можно использовать приложения и программы на планшетах или компьютерах, которые помогут детям легче ориентироваться в материале. А второй пример – проектная работа – позволяет развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся, а также привлекать их к совместной деятельности.
Рекомендации для преподавателей, работающих с детьми ОВЗ на занятиях технологии, включают следующее: необходимо создать комфортную и безопасную атмосферу в классе.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на занятиях технологии требует особого подхода со стороны педагогов. Однако благодаря опыту и предварительной подготовке он может стать эффективным инструментом развития ребенка [5, с. 99].
Практические аспекты работы с этими детьми включают в себя не только выбор методов обучения и создание для них особых условий, но и правильный выбор технических средств. Например, для детей со слабым зрением можно использовать увеличительные стекла или специальные программы на компьютере.
Опыт преподавателей и доступность ресурсов играют важную роль. У педагога должно быть достаточно времени для подготовки к уроку, чтобы учесть потребности каждого ребенка. Кроме того, полезно использовать материалы профессиональных организаций или других школ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авторская программа Лутцева Е.А Технология. Ступеньки к мастерству 2 класс. //Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2013 г.
2. Дети с ограниченными возможностями: Проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Соколова Н.Д, Калинникова Л.В, М.: ГНОМ и Д., 2001.- С.448.
3. Исмаилов, Г. М. Развитие творческого потенциала личности на уроках технологии / Г. М. Исмаилов, В. Е. Минеев, А. Ш. Бодрова, С. С. Исмаилова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №2. – С. 80.
4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/#info
5. Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. - М .,2006. - С.78
6. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012.
7. Методическое пособие для учителя «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана – Граф, 2013 г.
8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - С. 160.
9. Рабочая тетрадь «Технология. Учимся мастерству» 1 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана – Граф, 2013 г.
10. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012.
11. Современные подходы к преподаванию предметной области «Технология». Методическое пособие, Москва 2019
12. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. – Москва : АРКТИ, 2007.
13. Учебник Лутцева Е.А. Технология: учеб. для 2 кл. учащихся общеобразоват. учреждений / Е.А. Лутцева. 3е изд. – М.: Вентана Граф, 2013 г.
14. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ Федерации»// образовании Российской «Об в http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovaniedok.html
15. Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта, Санкт-Петербург 2002